Новосибирск 4 °C

И пассажиры не кричат ура, и кондукторы в воздух сумки не бросают

16.08.2002 00:00:00

Комментарий к повышению платы
за проезд на общественном транспорте

Пятирублевое решение принято. Тем не менее даже среди самих транспортников восторга по сему поводу не слышно

 Десятого августа наш городской транспорт наконец-то преодолел, причем успешно, полукруглую планку: отныне проезд на муниципальных колесах для меньшинства новосибирцев стал стоить пять рублей. Столько же должны платить гости сибирской столицы - от российского бомжа до арабского шейха. Для большей части пассажиров муниципальных автобусов, троллейбусов и трамваев проезд по-прежнему остается бесплатным.

Взлет цен на невзрачные билетики впечатляет: декабрь прошлого года - три рубля, август этого - уже пять. Или, выражаясь математически, за девять месяцев тариф прыгнул на 67%, при том, что за это время ни цены на бензин и запчасти, ни водительско-кондукторская зарплата так круто не росли. Забавная картинка: правительство уверенно удерживает инфляцию (правда, зубами, снизу и за штаны, но это не суть важно), президент обещает всем счастливое будущее (лет через десять, но не суть важно тоже), и одна лишь наша мэрия идет не в ногу. И поливать ее за это с газетной полосы все равно, что пинать ногой лежачего. Так что не станем уподобляться в поведении силовым структурам, а просто поразмышляем над свершившимся пятирублевым фактом.

То, что нашим транспортникам нужны деньги - это так. «Хвосты» по зарплате в большинстве ПАТП и депо - от одного до двух месяцев, но есть среди них и такие, которые в августе еще не могут выдать майские деньги. Немалая часть подвижного состава отслужила свое. И на фоне всего этого - те самые 57 категорий «бесплатных» пассажиров: в битком забитых муниципальных салонах платят за проезд считанные единицы.

Что делать в такой ситуации? Вот и застыла исполнительная власть в позе того былинного богатыря на распутье.

Прямо пойдешь - штаны потеряешь. Самое прямое и простое решение - платить транспортникам дотацию в полном объеме за каждого перевезенного льготного пассажира. Но для нашего изможденного хронической финансовой недостаточностью бюджета, похоже, это уже неподъемная ноша - иначе быть бы водителям и кондукторам с зарплатой день в день...

Направо пойдешь - электорат потеряешь. Хотя, по справедливости, это был бы самый честный путь, опробованный в некоторых городах. Суть проста - объяснить народу, что городской бюджет муниципальные льготы в полном объеме тянуть не может, и издать постановление: допустим, с того же десятого августа обычные пассажиры платят за проезд те же четыре рубля, а льготные - один рубль.

Рискованный шаг? Безусловно. Непопулярный? Пожалуй. Но это, как ни крути, реальный путь роста доходов. Тем более что, как отмечают транспортники, бесплатного хлеба в городе почему-то нет, а вот бесплатный проезд есть...

Но мэрия, пораздумавши, избрала третий путь - налево. Иначе говоря, оставить все, как есть: одни по-прежнему платят, но все больше и больше, а другие по-прежнему ездят бесплатно за их счет. И эта странная конструкция именуется социальной справедливостью. Дескать, как гласит один из любимых на сегодня тезисов наших властей всех уровней, богатые должны платить все в полном объеме плюс и за бедных тоже...

Так-то оно, может быть, и так - вот только не будем забывать, что россияне побогаче в трамваях и троллейбусах практически не ездят. Для них максимум - личное или служебное авто, минимум - коммерческий автобус. Вот и получается, что оплачивают муниципальные льготы на транспорте в основном те наши земляки, для которых «маршрутка» - верхний предел по финансам. А ситуация, при которой еле сводящая концы с концами учительница или медсестра платит в троллейбусе за себя и за не сводящего концы с концами милиционера или пенсионера, мне лично верхом социальной справедливости не кажется.

Пятирублевое решение принято. Тем не менее даже среди самих транспортников восторга по сему поводу не слышно: и водители не кричат ура, и кондукторы в воздух сумки не бросают. Странно? Отнюдь. Вот типичный монолог из водительской кабины троллейбуса прямо на линии.

«Ну хорошо, а что это изменило? Смотрите: проехали трассу из конца в конец, салон полный, а продали всего семь билетов. Иначе говоря, жжем электроэнергию, бьем машину по ямам - и все вчера ради 28 рублей, а сегодня ради 35? Да я бы отдал эти деньги да сидел бы с детьми дома и не гробил бы нервы по «пробкам» - тем более что зарплаты все равно вчера не было и сегодня нет...

Давайте прикинем: я работаю, везу людей. И везу не хуже, чем коммерсант-частник. Но ему каждый пассажир платит, кап-кап живая денежка, а наш основной пассажир с удостоверением уже кондуктору в лицо ухмыляется: дескать, что, съела, опять обилечивать некого? У меня семья, у нее - семья, как их кормить на эти дохлые 35 рублей выручки за рейс?

Ну объясните мне, когда кончится эта всеобщая халява на транспорте? Ну, инвалиды и участники Отечественной - понятно, я - за, но их-то сегодня единицы! Ей-богу, я человек мирный, но когда видишь полный салон кошелок и тележек, а кондуктор не может продать ни одного билета - такая злоба иной раз поднимается... Ведь не бомжи же едут! Выходит, по базарам-магазинам хоть целый день шастать можно, на дачах трудиться и потом на рынке часами стоять - тоже, а платить за проезд, чтобы нам хотя бы было на что собрать своих детей в школу - это фиг вам, господин водитель и товарищ кондуктор!

Дотации от города? Не знаю, не видел. Но я так своим умом рассуждаю: если бы мэрия нам проезд всех этих «кошелок» оплачивала своевременно и полностью, то опять же мы бы без зарплаты не сидели. А коль сидим, значит, как всегда: Иван кивает на Петра сверху вниз, тот на него - снизу вверх, а ты вкалывай, Вася, за здорово живешь! А хрен доходов, он и есть хрен доходов - хоть по четыре рубля его оценивай, хоть по пять, хоть по десять...»

Я еще смягчил этот сочный монолог. И обижаться на его искренность - все равно, что бить по зеркалу за недостатки собственной физиономии.

Сегодня к словам пожелавшего остаться безымянным водителя добавляется и дело - невыход на линию. Если кто обратил внимание, на некоторых троллейбусных маршрутах сегодня число машин как бы поубавилось. Нет, их экипажи приходят на работу вовремя - и просто сидят, ждут в депо зарплату, которую выдают лишь нескольким первым в очереди, и то после обеда. И участники такой «полузабастовки» действуют в рамках закона: по новому КЗОТу работник имеет полное право не работать, если ему не платят заработанное вовремя.

Есть, впрочем, и другие мнения - даже в пределах одного троллейбуса.

Марина Агеева, бухгалтер в частной фирме: «Знаете, села случайно - тороплюсь, а тут две «маршрутки» уже проскочило. Да, проезд оплатила. Пять рублей? По-моему, многовато в этой толчее, тем более что платишь и едешь стоя, а сидят те, кто не платит. Ну да ладно - все-таки это не мой вид транспорта: за ту же «пятерку» можно с большим удовольствием проехать в «Газели»...

Валентина Реброва, пенсионерка: «Еду домой - на оптовый рынок ездила, там дешевле. Нет, милый, бесплатно - да мне можно и удостоверение не предъявлять, видно, что, чай, не девка уже... Пять рублей за проезд? Я тебе так скажу - это Городецкий, конечно, загнул много, не по-божески, но дай ему Бог здоровья, что о нас, старых, не забывает, пенсия-то, вишь, какая...»

Что ж, к такому пожеланию грех не присоединиться. Проблема только в одном: кто пожелает здоровья нашему многострадальному транспорту? Ибо с одного хрена ни сыт, ни здоров не будешь...



Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: