Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

И пассажиры не кричат ура, и кондукторы в воздух сумки не бросают

16.08.2002
Отныне проезд на муниципальных колесах для меньшинства новосибирцев стал стоить пять рублей. То, что нашим транспортникам нужны деньги - это так. Но россияне побогаче в трамваях и троллейбусах практически не ездят. Вот и получается, что оплачивают муниципальные льготы на транспорте в основном те наши земляки, для которых «маршрутка» - верхний предел по финансам. А ситуация, при которой еле сводящая концы с концами учительница или медсестра платит в троллейбусе за себя и за не сводящего концы с концами милиционера или пенсионера, мне лично верхом социальной справедливости не кажется.

Комментарий к повышению платы
за проезд на общественном транспорте

Пятирублевое решение принято. Тем не менее даже среди самих транспортников восторга по сему поводу не слышно

 Десятого августа наш городской транспорт наконец-то преодолел, причем успешно, полукруглую планку: отныне проезд на муниципальных колесах для меньшинства новосибирцев стал стоить пять рублей. Столько же должны платить гости сибирской столицы - от российского бомжа до арабского шейха. Для большей части пассажиров муниципальных автобусов, троллейбусов и трамваев проезд по-прежнему остается бесплатным.

Взлет цен на невзрачные билетики впечатляет: декабрь прошлого года - три рубля, август этого - уже пять. Или, выражаясь математически, за девять месяцев тариф прыгнул на 67%, при том, что за это время ни цены на бензин и запчасти, ни водительско-кондукторская зарплата так круто не росли. Забавная картинка: правительство уверенно удерживает инфляцию (правда, зубами, снизу и за штаны, но это не суть важно), президент обещает всем счастливое будущее (лет через десять, но не суть важно тоже), и одна лишь наша мэрия идет не в ногу. И поливать ее за это с газетной полосы все равно, что пинать ногой лежачего. Так что не станем уподобляться в поведении силовым структурам, а просто поразмышляем над свершившимся пятирублевым фактом.

То, что нашим транспортникам нужны деньги - это так. «Хвосты» по зарплате в большинстве ПАТП и депо - от одного до двух месяцев, но есть среди них и такие, которые в августе еще не могут выдать майские деньги. Немалая часть подвижного состава отслужила свое. И на фоне всего этого - те самые 57 категорий «бесплатных» пассажиров: в битком забитых муниципальных салонах платят за проезд считанные единицы.

Что делать в такой ситуации? Вот и застыла исполнительная власть в позе того былинного богатыря на распутье.

Прямо пойдешь - штаны потеряешь. Самое прямое и простое решение - платить транспортникам дотацию в полном объеме за каждого перевезенного льготного пассажира. Но для нашего изможденного хронической финансовой недостаточностью бюджета, похоже, это уже неподъемная ноша - иначе быть бы водителям и кондукторам с зарплатой день в день...

Направо пойдешь - электорат потеряешь. Хотя, по справедливости, это был бы самый честный путь, опробованный в некоторых городах. Суть проста - объяснить народу, что городской бюджет муниципальные льготы в полном объеме тянуть не может, и издать постановление: допустим, с того же десятого августа обычные пассажиры платят за проезд те же четыре рубля, а льготные - один рубль.

Рискованный шаг? Безусловно. Непопулярный? Пожалуй. Но это, как ни крути, реальный путь роста доходов. Тем более что, как отмечают транспортники, бесплатного хлеба в городе почему-то нет, а вот бесплатный проезд есть...

Но мэрия, пораздумавши, избрала третий путь - налево. Иначе говоря, оставить все, как есть: одни по-прежнему платят, но все больше и больше, а другие по-прежнему ездят бесплатно за их счет. И эта странная конструкция именуется социальной справедливостью. Дескать, как гласит один из любимых на сегодня тезисов наших властей всех уровней, богатые должны платить все в полном объеме плюс и за бедных тоже...

Так-то оно, может быть, и так - вот только не будем забывать, что россияне побогаче в трамваях и троллейбусах практически не ездят. Для них максимум - личное или служебное авто, минимум - коммерческий автобус. Вот и получается, что оплачивают муниципальные льготы на транспорте в основном те наши земляки, для которых «маршрутка» - верхний предел по финансам. А ситуация, при которой еле сводящая концы с концами учительница или медсестра платит в троллейбусе за себя и за не сводящего концы с концами милиционера или пенсионера, мне лично верхом социальной справедливости не кажется.

Пятирублевое решение принято. Тем не менее даже среди самих транспортников восторга по сему поводу не слышно: и водители не кричат ура, и кондукторы в воздух сумки не бросают. Странно? Отнюдь. Вот типичный монолог из водительской кабины троллейбуса прямо на линии.

«Ну хорошо, а что это изменило? Смотрите: проехали трассу из конца в конец, салон полный, а продали всего семь билетов. Иначе говоря, жжем электроэнергию, бьем машину по ямам - и все вчера ради 28 рублей, а сегодня ради 35? Да я бы отдал эти деньги да сидел бы с детьми дома и не гробил бы нервы по «пробкам» - тем более что зарплаты все равно вчера не было и сегодня нет...

Давайте прикинем: я работаю, везу людей. И везу не хуже, чем коммерсант-частник. Но ему каждый пассажир платит, кап-кап живая денежка, а наш основной пассажир с удостоверением уже кондуктору в лицо ухмыляется: дескать, что, съела, опять обилечивать некого? У меня семья, у нее - семья, как их кормить на эти дохлые 35 рублей выручки за рейс?

Ну объясните мне, когда кончится эта всеобщая халява на транспорте? Ну, инвалиды и участники Отечественной - понятно, я - за, но их-то сегодня единицы! Ей-богу, я человек мирный, но когда видишь полный салон кошелок и тележек, а кондуктор не может продать ни одного билета - такая злоба иной раз поднимается... Ведь не бомжи же едут! Выходит, по базарам-магазинам хоть целый день шастать можно, на дачах трудиться и потом на рынке часами стоять - тоже, а платить за проезд, чтобы нам хотя бы было на что собрать своих детей в школу - это фиг вам, господин водитель и товарищ кондуктор!

Дотации от города? Не знаю, не видел. Но я так своим умом рассуждаю: если бы мэрия нам проезд всех этих «кошелок» оплачивала своевременно и полностью, то опять же мы бы без зарплаты не сидели. А коль сидим, значит, как всегда: Иван кивает на Петра сверху вниз, тот на него - снизу вверх, а ты вкалывай, Вася, за здорово живешь! А хрен доходов, он и есть хрен доходов - хоть по четыре рубля его оценивай, хоть по пять, хоть по десять...»

Я еще смягчил этот сочный монолог. И обижаться на его искренность - все равно, что бить по зеркалу за недостатки собственной физиономии.

Сегодня к словам пожелавшего остаться безымянным водителя добавляется и дело - невыход на линию. Если кто обратил внимание, на некоторых троллейбусных маршрутах сегодня число машин как бы поубавилось. Нет, их экипажи приходят на работу вовремя - и просто сидят, ждут в депо зарплату, которую выдают лишь нескольким первым в очереди, и то после обеда. И участники такой «полузабастовки» действуют в рамках закона: по новому КЗОТу работник имеет полное право не работать, если ему не платят заработанное вовремя.

Есть, впрочем, и другие мнения - даже в пределах одного троллейбуса.

Марина Агеева, бухгалтер в частной фирме: «Знаете, села случайно - тороплюсь, а тут две «маршрутки» уже проскочило. Да, проезд оплатила. Пять рублей? По-моему, многовато в этой толчее, тем более что платишь и едешь стоя, а сидят те, кто не платит. Ну да ладно - все-таки это не мой вид транспорта: за ту же «пятерку» можно с большим удовольствием проехать в «Газели»...

Валентина Реброва, пенсионерка: «Еду домой - на оптовый рынок ездила, там дешевле. Нет, милый, бесплатно - да мне можно и удостоверение не предъявлять, видно, что, чай, не девка уже... Пять рублей за проезд? Я тебе так скажу - это Городецкий, конечно, загнул много, не по-божески, но дай ему Бог здоровья, что о нас, старых, не забывает, пенсия-то, вишь, какая...»

Что ж, к такому пожеланию грех не присоединиться. Проблема только в одном: кто пожелает здоровья нашему многострадальному транспорту? Ибо с одного хрена ни сыт, ни здоров не будешь...



Резонанс
Новости
Международный конкурс красоты «Мисс Офис- 2018» объявил о старте онлайн-голосования. По его итогам будут известны имена 30 финалисток - самых успешных и талантливых девушек, но победит только одна. Именно она получит титул «Мисс Офис -2018» и главный приз – 2 миллиона рублей. Новосибирск представляют три участницы.
18.09.2018 Жилье. ДОМ
Лидеры по количеству выставленных на продажу квартир среди микрорайонов Новосибирска – Затулинский и Плющихинский жилмассивы, а также Золотая Нива. Такие данные приводит онлайн-сервис по подбору недвижимости N1.RU.

Археологи начали масштабные раскопки на левом берегу Оби. Работы ведут рядом с железнодорожным мостом, на территории села Кривощеково, основанного примерно в середине XVIII века. На этом месте вскоре должны начать работы по возведению четвертого автомобильного моста, но прежде этот участок должны исследовать ученые.

17.09.2018 Видео
Системы контроля, слежения и аналитики выходят на новый уровень. Новосибирские специалисты встроили искусственный интеллект в платформу «Умного города» - это разработка ученых Академгородка.
Снесли и заново отстроили подъезд памятника архитектуры в тихом центре Новосибирска. Пять лет жильцы многострадального дома на Урицкого, 17 пережидали реконструкцию аварийного подъезда в съемных муниципальных квартирах на окраине города. Теперь им предстоит вернуться в бетонные коробки и самостоятельно делать дорогостоящий ремонт – подъезд сдают «под отделку».

Жюри подвело итоги фотоконкурса «Селфичеллендж2», проходившего в день выборов губернатора Новосибирской области 9 сентября 2018. 100 призов в пяти номинациях получат самые креативные: беременные подружки, парни с гармонью, Дед Мороз из Маслянино и другие жители области. Фотографии победителей – в материале VN.ru.