Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Вся жизнь - в полете мысли...

22.08.2002
Гелию Васильевичу 72 года. Из них 63 отдано авиастроению. В 17 лет он стал чемпионом СССР, а в 1957-м - чемпионом мира по авиамоделизму в командном зачете. В канун Дня авиации мы встретились с преподавателем гимназии N 1 Гелием Васильевичем Васильевым.

Интервью с чемпионом мира по авиамоделизму

Гелий Васильевич вручает своему ученику Антону Шицко документ, дающий право на обучение авиамоделизму

 Гелию Васильевичу 72 года. Из них 63 отдано авиастроению. В 17 лет он стал чемпионом СССР, а в 1957-м - чемпионом мира по авиамоделизму в командном зачете. В канун Дня авиации мы встретились с преподавателем гимназии N 1 Гелием Васильевичем Васильевым.

Справка «ВН». В 1928 году открыто авиасообщение по линии Москва-Новосибирск-Красноярск. В 1932 введен в строй первый в Новосибирске полноценный аэропорт. 1934: открывается училище военных летчиков, силами и по инициативе комсомольцев в нашем городе создан аэроклуб. В 1936-м на месте строившегося завода горного оборудования открывается завод N 153, будущее НАПО им. Чкалова. В 1942 в Новосибирск эвакуирован филиал ЦАГИ (ставший впоследствии Сибирским научно-исследовательским институтом авиации, СибНИА), и на его базе открылся пятый факультет НЭТИ. Во время войны Новосибирск - важнейший пункт транзита грузов с Аляски к прифронтовым городам СССР. К середине 40-х Новосибирск становится крупным авиационным центром страны.

- Гелий Васильевич, без преувеличения можно сказать, что становление авиации в нашей стране проходило на ваших глазах?

- И при весьма скромном моем участии... Стал заниматься авиамоделизмом в 1939-м на Новосибирской станции юных техников и натуралистов (НОСЮТИН). Тогда она находилась на Нарымской в деревянной двух-

этажке (сейчас на этом месте стоматологическая поликлиника). Но вначале меня не приняли, брали только с 5-го класса. Тогда решил заниматься самостоятельно, покупал литературу, а дом превратился в авиамодельную лабораторию. Первая модель развалилась на следующий день, вторую сушил на солнце целую неделю, но она тоже распалась. Еще не знал, что нужно использовать специальный казеиновый клей...

В 1944-м, в возрасте 14 лет, Гелий Васильев как лучший кружковец авиамодельной лаборатории НОСЮТИН был назначен первым руководителем авиамодельного кружка Новосибирского Дворца пионеров и школьников. В 1947-м Гелий Васильев стал чемпионом СССР в классе бензиномоторных моделей с отличным результатом: время полета модели - 2 часа 15 мин., дальность 39 км, высота 1600 м.

- И тогда вы уже точно решили связать свою жизнь с авиацией?

- Да, мечтал поступить или в Московский авиационный институт, или в Казанский. Но оказалось, что прямой путь в авиационный вуз, даже несмотря на успехи в авиамоделировании, не для меня. Мой отец, работник библиотеки в Доме офицеров, в 37-м был арестован и расстрелян, и сыну «врага народа» ничего больше не оставалось, как поступить в Ленинградский институт легкой промышленности. Только после реабилитации отца в 56-м я стал студентом Ленинградского института авиационного приборостроения и в 61-м его закончил. А через три года перебрался на родину - в Новосибирск. Вначале работал в лаборатории в Академгородке, а потом в СибНИА над системами оснащения приборами летательных аппаратов. В частности, наш отдел занимался оснасткой первого советского сверхзвукового лайнера Ту-144. К сожалению, его судьба оказалась бесцветной и короткой.

- Вы были знакомы с Трунченко - создателем знаменитого «кукурузника»?

- Николай Степанович был моим учителем по авиамоделизму. Недавно вышедшая моя монография по организации и методике авиамоделизма посвящена, в частности, и Трунченко. Действительно, он и его шеф Олег Константинович Антонов получили в 47-м высшую тогда Сталинскую премию именно за разработку и создание Ан-2. Первый самолет был сделан именно в Новосибирске на заводе им. Чкалова, а потом разлетелся в более чем сто стран мира. Это уникальный случай - за полвека в СССР и России не было создано более простой, надежной и массовой, серийной машины, чем «кукурузник».

- А, кстати, почему «кукурузник»?

- Хрущеву спасибо... Ан-2 - универсальный самолет, очень маневренный, экономичный. Он может быть пассажирским аэробусом, аэрогеодезической лабораторией, пожарной машиной, скорой помощью. Cамое широкое применение он нашел в сельском хозяйстве, когда химикатами обрабатывались огромные площади целины и кукурузных полей. Отсюда и пошло - «кукурузник».

После развала секций и отделений ДОСААФ Гелий Васильевич в 1992 году на общественных началах основал в Новосибирске «Школу основ авиамоделизма» при молодежном клубе «Искатель», а в 1997 году «Школу основ спортивного авиамоделизма» при гимназии N 1. На занятиях ребята постигают основы аэродинамики и метеорологии, особенности конструкций летательных аппаратов, работу двигателей внутреннего сгорания. С 1985 года ежегодно он и его ученики проводят, опять же на общественных началах, мемориальные соревнования школьников Новосибирска, посвященные сибирским авиамоделистам, погибшим на фронтах ВОВ.

- По книгам и фильмам мы знаем, что повальным в 30-40-е среди мальчишек было увлечение голубями, воздушными змеями и авиамоделированием - всем, что летает. Почему сейчас пропала тяга и интерес к небу?

- Тогда летательные аппараты - дирижабли, самолеты - были в диковинку. По всей стране открывались станции и клубы юных техников, была серьезная господдержка, у руля авиамоделизма стояли опытные, серьезные конструкторы и педагоги. А сейчас мы вырвались далеко в просторы космоса, и создание авиамоделей стало вроде примитива, не достойного внимания. С точки зрения глубокой науки, это может и так, но мы забываем, что, создавая авиамодель, ребенок учится чертить, работать с различными инструментами, материалами, на практике изучать законы физики, аэродинамики, химии, механики. Это - синтез спорта и технического творчества. Недаром Олег Константинович Антонов говорил, что тот, кто строил модели и не потерял к ним вкуса, никогда не станет бюрократом в науке.

Гелий Васильевич, несмотря на преклонный возраст, еще полон сил и энергии. Он верит, что в нашем городе все-таки будет создана федерация авиамоделистов-школьников, что спорткомитеты города и области, отделы образования и молодежи найдут минимальные средства для поддержки соревнований, а детские клубы начнут вводить программы авиамодельных кружков. Он уже подготовил несколько десятков своих учеников, способных быть руководителями.

P.S. Гелий Васильевич попросил выразить большую благодарность за моральную и материальную поддержку авиамоделизма председателю комитета по делам молодежи мэрии Алексею Ершову, работнику управления образования мэрии Людмиле Черкашиной, директору гимназии N 1 Виктору Косьяненко, начальнику отдела по работе с молодежью Центрального района Александру Кущаку и специалисту администрации Центрального района Тамаре Раиткиной.



Резонанс
Новости
Жители Новосибирской области стали чаще рассчитываться картами. За девять месяцев этого года жители региона оплатили картами товары и услуги на общую сумму 203 млрд рублей, это на треть больше общего объема платежей по картам аналогичного показателя 2016 года.
Незаконные действия при переезде в Австрию стали поводом для возбуждения уголовного дела в отношении Натальи Юрченко – супруги бывшего губернатора Новосибирской области Василия Юрченко, который ранее также получил приговор.
Лягушку с необычайно ярко-желтым окрасом встретили на улице жители Новосибирска.   Специалисты предположили, что земноводное мимикрировало под цвет осенних листьев.
На Михайловской набережной Оби появится «Комната запахов». Так архитекторы проекта называют небольшую площадку под открытым небом, которая находится в парке «Городское начало». Вокруг нее высадили ароматные растения.
Новосибирская команда рискует установить антирекорд КХЛ. За восемь первых матчей команда не набрала ни очка. В клубе поменяли главного тренера, расстались с несколькими игроками, однако все тщетно. В чем причины ужасного старта – в материале VN.ru.

Отец шестерых малолетних детей ненадлежащим образом исполнял возложенные на него обязанности по их воспитанию, не заботился и часто избивал. Именно горе-родитель признан виновником пожара, который унес жизни его детей. После трагедии циничный папаша сбежал в Москву для участия у телешоу.