Новосибирск 15.5 °C

Вся жизнь - в полете мысли...

22.08.2002 00:00:00

Интервью с чемпионом мира по авиамоделизму

Гелий Васильевич вручает своему ученику Антону Шицко документ, дающий право на обучение авиамоделизму

 Гелию Васильевичу 72 года. Из них 63 отдано авиастроению. В 17 лет он стал чемпионом СССР, а в 1957-м - чемпионом мира по авиамоделизму в командном зачете. В канун Дня авиации мы встретились с преподавателем гимназии N 1 Гелием Васильевичем Васильевым.

Справка «ВН». В 1928 году открыто авиасообщение по линии Москва-Новосибирск-Красноярск. В 1932 введен в строй первый в Новосибирске полноценный аэропорт. 1934: открывается училище военных летчиков, силами и по инициативе комсомольцев в нашем городе создан аэроклуб. В 1936-м на месте строившегося завода горного оборудования открывается завод N 153, будущее НАПО им. Чкалова. В 1942 в Новосибирск эвакуирован филиал ЦАГИ (ставший впоследствии Сибирским научно-исследовательским институтом авиации, СибНИА), и на его базе открылся пятый факультет НЭТИ. Во время войны Новосибирск - важнейший пункт транзита грузов с Аляски к прифронтовым городам СССР. К середине 40-х Новосибирск становится крупным авиационным центром страны.

- Гелий Васильевич, без преувеличения можно сказать, что становление авиации в нашей стране проходило на ваших глазах?

- И при весьма скромном моем участии... Стал заниматься авиамоделизмом в 1939-м на Новосибирской станции юных техников и натуралистов (НОСЮТИН). Тогда она находилась на Нарымской в деревянной двух-

этажке (сейчас на этом месте стоматологическая поликлиника). Но вначале меня не приняли, брали только с 5-го класса. Тогда решил заниматься самостоятельно, покупал литературу, а дом превратился в авиамодельную лабораторию. Первая модель развалилась на следующий день, вторую сушил на солнце целую неделю, но она тоже распалась. Еще не знал, что нужно использовать специальный казеиновый клей...

В 1944-м, в возрасте 14 лет, Гелий Васильев как лучший кружковец авиамодельной лаборатории НОСЮТИН был назначен первым руководителем авиамодельного кружка Новосибирского Дворца пионеров и школьников. В 1947-м Гелий Васильев стал чемпионом СССР в классе бензиномоторных моделей с отличным результатом: время полета модели - 2 часа 15 мин., дальность 39 км, высота 1600 м.

- И тогда вы уже точно решили связать свою жизнь с авиацией?

- Да, мечтал поступить или в Московский авиационный институт, или в Казанский. Но оказалось, что прямой путь в авиационный вуз, даже несмотря на успехи в авиамоделировании, не для меня. Мой отец, работник библиотеки в Доме офицеров, в 37-м был арестован и расстрелян, и сыну «врага народа» ничего больше не оставалось, как поступить в Ленинградский институт легкой промышленности. Только после реабилитации отца в 56-м я стал студентом Ленинградского института авиационного приборостроения и в 61-м его закончил. А через три года перебрался на родину - в Новосибирск. Вначале работал в лаборатории в Академгородке, а потом в СибНИА над системами оснащения приборами летательных аппаратов. В частности, наш отдел занимался оснасткой первого советского сверхзвукового лайнера Ту-144. К сожалению, его судьба оказалась бесцветной и короткой.

- Вы были знакомы с Трунченко - создателем знаменитого «кукурузника»?

- Николай Степанович был моим учителем по авиамоделизму. Недавно вышедшая моя монография по организации и методике авиамоделизма посвящена, в частности, и Трунченко. Действительно, он и его шеф Олег Константинович Антонов получили в 47-м высшую тогда Сталинскую премию именно за разработку и создание Ан-2. Первый самолет был сделан именно в Новосибирске на заводе им. Чкалова, а потом разлетелся в более чем сто стран мира. Это уникальный случай - за полвека в СССР и России не было создано более простой, надежной и массовой, серийной машины, чем «кукурузник».

- А, кстати, почему «кукурузник»?

- Хрущеву спасибо... Ан-2 - универсальный самолет, очень маневренный, экономичный. Он может быть пассажирским аэробусом, аэрогеодезической лабораторией, пожарной машиной, скорой помощью. Cамое широкое применение он нашел в сельском хозяйстве, когда химикатами обрабатывались огромные площади целины и кукурузных полей. Отсюда и пошло - «кукурузник».

После развала секций и отделений ДОСААФ Гелий Васильевич в 1992 году на общественных началах основал в Новосибирске «Школу основ авиамоделизма» при молодежном клубе «Искатель», а в 1997 году «Школу основ спортивного авиамоделизма» при гимназии N 1. На занятиях ребята постигают основы аэродинамики и метеорологии, особенности конструкций летательных аппаратов, работу двигателей внутреннего сгорания. С 1985 года ежегодно он и его ученики проводят, опять же на общественных началах, мемориальные соревнования школьников Новосибирска, посвященные сибирским авиамоделистам, погибшим на фронтах ВОВ.

- По книгам и фильмам мы знаем, что повальным в 30-40-е среди мальчишек было увлечение голубями, воздушными змеями и авиамоделированием - всем, что летает. Почему сейчас пропала тяга и интерес к небу?

- Тогда летательные аппараты - дирижабли, самолеты - были в диковинку. По всей стране открывались станции и клубы юных техников, была серьезная господдержка, у руля авиамоделизма стояли опытные, серьезные конструкторы и педагоги. А сейчас мы вырвались далеко в просторы космоса, и создание авиамоделей стало вроде примитива, не достойного внимания. С точки зрения глубокой науки, это может и так, но мы забываем, что, создавая авиамодель, ребенок учится чертить, работать с различными инструментами, материалами, на практике изучать законы физики, аэродинамики, химии, механики. Это - синтез спорта и технического творчества. Недаром Олег Константинович Антонов говорил, что тот, кто строил модели и не потерял к ним вкуса, никогда не станет бюрократом в науке.

Гелий Васильевич, несмотря на преклонный возраст, еще полон сил и энергии. Он верит, что в нашем городе все-таки будет создана федерация авиамоделистов-школьников, что спорткомитеты города и области, отделы образования и молодежи найдут минимальные средства для поддержки соревнований, а детские клубы начнут вводить программы авиамодельных кружков. Он уже подготовил несколько десятков своих учеников, способных быть руководителями.

P.S. Гелий Васильевич попросил выразить большую благодарность за моральную и материальную поддержку авиамоделизма председателю комитета по делам молодежи мэрии Алексею Ершову, работнику управления образования мэрии Людмиле Черкашиной, директору гимназии N 1 Виктору Косьяненко, начальнику отдела по работе с молодежью Центрального района Александру Кущаку и специалисту администрации Центрального района Тамаре Раиткиной.



Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: