Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Правительство решило сделать челнокам «кирдык»

23.08.2002
Челночный бизнес неминуемо должен пойти ко дну. Разработку мер, сводящих «челноков» к нулю, инициировали предприятия легкой промышленности...Бедолага, изнывающий над телегами с баулами, давно канул в небытие. Те, кто начинал десять лет назад, либо разорились, либо владеют сейчас сетью торговых мест и заказывают товар прямо у производителей или крупных поставщиков как в России, так и за границей. Главный конкурент нашей легкой промышленности, руководители предприятий которой лоббировали принятие «античелночных» мер, давно не «челноки», а крупные «карго-фирмы».

Пробоина в днище

 Похвальное слово в свой адрес «челноки» так и не услышали и не услышат. Хотя десять лет назад, когда отечественная промышленность была в глубокой коме, именно они обули и одели Россию. И продолжают одевать сейчас. Мы уже привыкли, что на «барахолке» можно купить те же вещи, что и в большинстве магазинов, но по гораздо более приемлемым ценам. Если надо пододеть детвору, растущую, как на дрожжах, и стирающих за лето не одну подметку, путь обязательно лежит на «барахолку».

Непотопляемые «челноки» пережили и дефолт, и распоряжение Государственного таможенного комитета от 30 июня того же 1998 года, устрожившего систему ввоза товаров на территорию страны. Теперь российское правительство решило окончательно извести челноков. В июле комиссия по защитным мерам во внешней торговле рекомендовала правительству с 1 января 2003 года ликвидировать таможенные льготы «челнокам». Кислород им будут перекрывать постепенно. Начиная уже с 1 октября таможенные льготы сохранятся для партий, не превышающих 100 кг и стоимостью не выше 5000 долларов. При этом к процентной ставке таможенных пошлин добавляется евросоставляющая - не менее 4 евро за кг. «Челноки» теперь не смогут подряжать и грузовые компании. С 1 октября груз обязательно сопровождать лично. А с 1 января беспошлинно можно будет провезти только 50 кг груза стоимостью до 1000 долларов. Все, что дороже и тяжелее, только уплатив все импортные пошлины, таможенные сборы и НДС, который не распространялся на «челноков», в отличие от других участников внешнеторговой деятельности.

Это уже не гвоздь в днище, а мощная пробоина, после которой челночный бизнес неминуемо должен пойти ко дну. Разработку мер, сводящих «челноков» к нулю, инициировали предприятия легкой промышленности. Не только лоббированием в правительстве, но и шумными общероссийскими акциями протеста против «серого» импорта. Последняя, состоявшаяся этой весной в Новосибирске, организацией была под стать первомайской демонстрации. С бравыми речевками «Вестфалики» - «Во имя отечественного пролетариата не покупай товары у пирата» и речами ораторов - каждый «челнок» лишает работы двенадцать рабочих российских предприятий легкой промышленности. Похоже, теперь специалистам по рынку труда самое время озаботиться другой проблемой. По разным оценкам, в сфере челночного бизнеса занимается от 4 до 8 млн человек. Сколько таковых в Новосибирске, в облкомстате нам не ответили. Статистика по «челнокам» не ведется. Но от мысли, что к шести тысячам новосибирских безработных добавятся десятки (или сотни!) тысяч человек, Городской центр занятости населения должны заранее терзать кошмары.

На «барахолке» все спокойно

 На любое завинчивание гаек рынок обычно реагирует заранее. Подрастают цены, дабы окупить планирующиеся потери, а среди торговцев муссируются слухи о надвигающихся событиях. На сегодняшней барахолке тишина. Цены, если и подросли, то только на «школьный» ассортимент вроде обувки и подростковых костюмчиков. Моя знакомая, восемь лет назад сменившая работу в НИИ на место продавца на Гусинке, о «противочелночных» мерах впервые слышит от меня.

- Это как же! Всего пятьдесят килограммов! Это же небольшая сумочка. У меня товар - трусики-бюстгальтеры в ладошке поместятся - и то привозят целыми баулами.

Ее «ахов» хватило не больше, чем на минуту.

- Может, нас это и коснется. Но, насколько знаю, моя хозяйка уже года два как за товаром никуда не ездит. Раньше, точно, моталась в Китай, Турцию. А сейчас только туда звонит, заказывает товар и потом занимается растаможкой. И вообще, сейчас мало кто ездит. Думаешь, все эти миксеры, чайники они на своем горбу везут, - она кивает на соседей. - Берут у крупных поставщиков. Или посуда. У оптовиков на крупные партии существуют серьезные скидки. Хватает и чтобы продать дешевле, чем в магазинах, и себе «наварить». Кожа - точно из Турции или Китая. А вот за мехами вовсе не нужно за границу ехать - шубы и дубленки у нас сейчас прекрасно на юге шьют.

Слова великого комбинатора, что «вся контрабанда делается на Малой Арнаутской» сегодня тоже не менее актуальны. Сколько товара, продаваемого на новосибирских «барахолках», изготавливается в нашем городе, тоже никто не знает. Начиная от плащей, ветровок, костюмов, платьев и до «импортного» постельного белья, штор и кроватных накидок в фирменных пакетах. Даже дешевые колготки и те вяжут в Новосибирске. На уверения торговцев, что товар «из Турции» никто особенно не обращает внимания. Какая нам разница, если изделия вполне нормального качества. Швейные фирмочки, большей частью работающие даже без регистрации, моментально перестраивают ассортимент, заполняя «барахолку» современным недорогим товаром. Почему они не стремятся выходить из «тени», всем очевидно - налоги, нахальное взяточничество чиновников всех мастей, неподъемная арендная плата, скачущие тарифы на коммунальные услуги - проблема всего нашего малого бизнеса, о котором уже не первый год плачется наше правительство.

Но мы о «челноках». Бедолага, изнывающий над телегами с баулами, давно канул в небытие. Те, кто начинал десять лет назад, либо разорились, либо владеют сейчас сетью торговых мест и заказывают товар прямо у производителей или крупных поставщиков как в России, так и за границей. А контракты подписываются по электронной почте. Главный конкурент нашей легкой промышленности, руководители предприятий которой лоббировали принятие «античелночных» мер, давно не «челноки», а крупные «карго-фирмы». При этом в прессе бытует мнение, что они действуют по преимуществу в Москве, в центре. Но даже судя по размерам новосибирских рынков, наш город отличается от столицы только масштабами.

- Естественно, крупные рынки заполняются крупными перевозчиками, - говорит заместитель директора фирмы «СИЭК», официального представителя Новосибирской области в Пекине, Константин Калюжный. - Последний челнок сдох в 98-м году. Товары сейчас везут не баулами, а составами. Они и дешевле за счет больших объемов.

- И контрабандного ввоза. Считается, что 99 процентов продаваемого на рынках товара - это контрабанда.

- Так оно и есть. В Новосибирске почти не растаможивают. Это делается в Москве. Там уже все куплено и схвачено. Мы везем в область сырье, оборудование, ткани. Являемся официальным представителем области и уже по определению работаем легально. Иногда к нам тоже обращаются с просьбой доставить и растаможить товар. Когда говорим, сколько это будет стоить, реакция почти всегда одна: «Дорого. Поищем дешевле». Это не проблема. Есть масса фирм, предоставляющих услуги по растаможке. А крупных «карго-фирм» в Новосибирске штук пять.

Дальше наш разговор не заладился. Что, в общем, и понятно. «Серый» импорт на то и «серый», что о нем мало кто знает. А если и знают, то предпочитают не говорить. В этой сфере вращаются миллионы. Только на «оптовках» Новосибирска товарооборот контрабанды составляет 400 млрд рублей в год. Что, между прочим, в двадцать раз превышает бюджет Новосибирской области.

Один из путей «карго-фирм» таможня уже перекрыла. В июне было принято распоряжение Государственного таможенного комитета «О таможенном оформлении товаров, перемещаемых авиационным транспортом». Теперь, если существует подозрение на занижение таможенной стоимости товара, груз будут в обязательном порядке перевешивать и производить сплошной досмотр. То же, если самолет загружен меньше, чем на 85 процентов. Таможенникам придется попотеть, но уже сегодня видно, что пострадают и авиакомпании, осуществляющие грузовые перевозки. Челночные рейсы закрыты по многим направлениям и не только по причине летнего спада деловой активности. Грузы начали перемещаться на железную дорогу и к автоперевозчикам, которых пока не коснулись новации таможни.

Все опять недовольны

 По данным газеты «Сегодня», только за две недели действия новых таможенных правил недоборы таможни составили 20 млн долларов. Недовольны туристы и деловые люди, кому приходится бывать за границей. Менталитет нашего человека не тот, чтобы из-за кордона возвращаться с легкой сумочкой. Большинство из тех, с кем разговаривала, считают, что ограничение беспошлинного ввоза пятьюдесятью килограммами ударит по обычным гражданам. Не высказывают восторга «античелночными» мерами и представители легкой промышленности - здесь их считают половинчатыми. Оптимальным, наверное, был бы маленький дефолт, чтобы мы и глаз не могли поднять на импортные товары. Ничего особенно хорошего не приходится ждать и нам, рядовым потребителям. В Минэкономразвития обещают, что новый порядок поможет отечественным производителям одежды и обуви. Повысить цены - да, а вот с качеством гораздо сложнее. Те, кто смог поднять на уровень производство и маркетинг, и сегодня не очень плачутся на жизнь. Если придет нужда купить качественный костюм или пальто, искать скорей всего мы придем в «Синар». В отношении остального - нас гораздо больше устраивают замыслы Новосибирской мэрии организовать крупные оптовые рынки на всех въездах в город с тем, чтобы торговля там была на уровне приличных магазинов. По крайней мере, можно надеяться, что повышение цен будет не столь существенным. Спасибо Гарину-Михайловскому, что поставил город на бойком месте.



Резонанс
Новости
Жители Новосибирской области стали чаще рассчитываться картами. За девять месяцев этого года жители региона оплатили картами товары и услуги на общую сумму 203 млрд рублей, это на треть больше общего объема платежей по картам аналогичного показателя 2016 года.
Незаконные действия при переезде в Австрию стали поводом для возбуждения уголовного дела в отношении Натальи Юрченко – супруги бывшего губернатора Новосибирской области Василия Юрченко, который ранее также получил приговор.
Лягушку с необычайно ярко-желтым окрасом встретили на улице жители Новосибирска.   Специалисты предположили, что земноводное мимикрировало под цвет осенних листьев.
На Михайловской набережной Оби появится «Комната запахов». Так архитекторы проекта называют небольшую площадку под открытым небом, которая находится в парке «Городское начало». Вокруг нее высадили ароматные растения.
Новосибирская команда рискует установить антирекорд КХЛ. За восемь первых матчей команда не набрала ни очка. В клубе поменяли главного тренера, расстались с несколькими игроками, однако все тщетно. В чем причины ужасного старта – в материале VN.ru.

Отец шестерых малолетних детей ненадлежащим образом исполнял возложенные на него обязанности по их воспитанию, не заботился и часто избивал. Именно горе-родитель признан виновником пожара, который унес жизни его детей. После трагедии циничный папаша сбежал в Москву для участия у телешоу.