Новосибирск 2.8 °C

Дворянский герб «дворне» не положен

23.08.2002 00:00:00

Несколько недель назад академику Михаилу Лаврентьеву вручили его личный герб

 В последнее время на страницах новосибирских СМИ идет дискуссия о гербе города Новосибирска. Автор эскиза городского герба архитектор Алексей Журавков геральдической наукой занимается не первый год, разбирается в личной символике профессионально и разработал немало гербов для сибирских городов и... сибирских дворян, так как является действительным членом Всероссийского геральдического общества и председателем Сибирской геральдической коллегии. И сегодня на страницах «ВН» он размышляет об истории сибирского дворянства и личной геральдике.

- Алексей Юрьевич, интерес к знакам отличия был всегда достаточно высок. Но сейчас на гребне моды не столько корпоративные (профессиональные), сколько личные гербы. Многих интересует не только собственная родословная и происхождение фамилии, но и возможность получения личного герба. А что было «первее»? Личные геральдические символы или государственная символика?

- Конечно, личные. Мало того, вся государственная символика произошла из символики фамильной. Поначалу знаки отличия несли вполне практичную военно-маркировочную функцию: во время битвы, когда все закованы в одинаковые латы, было легче узнавать, где свой, а где чужой.

Что же касается городских гербов, которые появились с возникновением вольных городов, то в Европе до сих пор идут споры о том, что первично. Имя владельца герба или топоним, который лег в основу его имени. К примеру, поначалу имярек именовался Людвиг по прозвищу Длинный, а его поместье, условно говоря, именовалось Шварценберг (Черная Гора). А лет сто-двести спустя, когда устоялись аристократические роды, потомки этого рыцаря именовались уже как «мы - Шварценберги», когда название местности стало полноценной фамилией.

Герб известного художника Владимира Шишкина - короля сибирской бересты - выполнен тоже с учетом профессии.
 Таким же образом появились и городские гербы как символы самоуправления. Сюзерен давал городу в качестве признания его заслуг либо право иметь собственный герб, либо как знак особой милости - использовать в городском гербе элементы своего личного герба.

До середины Нового времени вся личная геральдика была только у представителей аристократии. Потом происходит перелом - по Европе прокатилась волна буржуазных революций, и буржуа становятся правящим классом. Вполне естественно, что у большинства представителей этого класса появилось желание тоже обладать атрибутами отличия, ранее присущими только аристократии. Купить замок они могли, а вот стать автоматически баронами или графами - нет. Поэтому появился порядок покупных титулов, породивший волну новой аристократии.

- Можно ли такую аристократию считать «настоящей»?

- Это настоящая аристократия - ведь таким родам уже 200-300 лет - но не заслуженная. Самый яркий пример покупного титула - бароны Ротшильды с явно неаристократичной фамилией.

- У российского дворянства были свои особенности?

- В России сложилась совсем другая ситуация с личными знаками отличия. Какая-то спорадическая символика у русского дворянства существовала изначально. Зачастую это были тотемные или псевдототемные знаки и символы, образы из преданий и легенд. Но никакой систематизации, естественно, не существовало. Потому что не существовало и устоявшихся родовых фамилий. Приведу пример. У боярина Козельского один сын носил прозвище Горчак, а другой - Болх. Впоследствии один становился основателем рода Горчаковых, а другой - Болховских. Люди принадлежали к одному роду Рюриков, но носили разные фамилии.

Герб историка Геннадия Астрова. Он исследователь творчества Пушкина, Чехова и Толстого
 И только с приходом на русскую службу выходцев из Пруссии и Польши в период правления Алексея Михайловича Тишайшего начинается реальное знакомство россиян с собственно геральдикой. Намного позже, уже во времена Павла I, была предпринята более серьезная попытка разобраться, какое дворянство существует на Руси. Сколько их, откуда их корни. Суть в том, что для «внутреннего употребления» гербы были почти не нужны, все и так знали, «откуда кто есть пошел», а вот для интеграции в европейскую социальную структуру гербов как визитных карточек не хватало. Павел учредил общероссийский гербовник и заставил все дворянство доказать свое происхождение. А те, кто не мог, должны были подать «заявку» на признание себя таковыми.

Структура дворянства с петровских времен и до ХХ века, конечно, изменялась. Был введен институт почетных граждан, ставших социальной элитой в среде буржуазии, которая, в свою очередь, могла пополнять ряды дворян.

Например, купец 1-й гильдии после многих лет успешного труда на благо России занимался благотворительностью, меценатством, другими богоугодными делами, имел заслуги перед отечеством и мог быть возведен в дворянское сословие путем пожалования ордена.

Другой путь - получение военного чина. Например, присвоение звания полковника позволяло ходатайствовать о возведении в потомственное дворянство.

- А когда дворяне появились в Сибири?

- Первые дворянские поселения появились в Сибири не при декабристах, как иногда ошибочно полагают (всех ссыльных лишали прав и состояния), а с поселений польских военнопленных после Смоленской войны при Иване Грозном, ведь российский царь не имел права лишать иностранных подданных их титулов. К тому же все они потом оставались на царской службе в офицерских чинах и считались боярскими детьми.

Первым официальным дворянином в Сибири можно считать атамана Ермака, который получил от царя условный титул князя Сибирского. Но не стоит забывать и о знати «местной»: тунгусской, татарской и монгольской, Кучумовичах, например, чье княжеское достоинство было признано российским царем. А затем в Сибирь стали приезжать на службу дворяне и из европейской части России.

- Как сегодня можно получить свой герб? Обязательно ли для этого подтверждать свое дворянское происхождение?

Алексей Журавков: «Для получения личного герба подтвержденное дворянство обязательно»
 - Для получения личного герба подтвержденное дворянство обязательно. Двенадцать лет назад, когда возродился интерес к личным знакам отличия, группа любителей геральдики восстановила Российское геральдическое общество. В первое время желающих заказать личный герб было немало. И те первые работы коллегии были очень удачными. Потом, к сожалению, создание личной геральдики частично коммерциализовалось, да и гербовладельцы не всегда становились социальной элитой общества, и ценность личных гербов девальвировалась.

Поэтому в Сибирской геральдической коллегии мною был разработан геральдический кодекс, в котором четко описывается, кто и за какие заслуги перед отечеством имеет право на свой герб. Ведь наряду с собственно геральдическими знаками отличия в Западной Европе существовали гербовладельцы из высшего общества: чиновники, политики, ученые, предприниматели. Поэтому сейчас право на герб могут иметь не только военные и ученые, но и крупные землевладельцы, например.

Кроме Новосибирска, таких ограничений нигде не было. Но на весеннем заседании Всероссийской геральдической коллегии, где мы представляли свои разработки, наше решение имело большой успех. Теперь в нескольких городах России пользуются нашей схемой.

Наше, новосибирское ноу-хау заключается в том, что при разработке гербов мы опирались на закон об авторском праве. Графическое изображение путем депонирования переходит в разряд юридического документа, когда гербовладельцу передаются права пользования в своих целях.

Герб города Каргат «вырос» из личной геральдической символики
 Понятно, что гербы, зарегистрированные в Коллегии, не имеют государственной силы. Но составляем мы их по всем геральдическим канонам, с соблюдением всех норм и правил. Например, среди академических гербов, которые сейчас разработаны для новосибирцев, можно выделить такие.

Герб известного историка Геннадия Астрова. Он исследователь творчества Пушкина, Чехова и Толстого. Это его три конька. Поэтому венчает герб три звезды. Центральное поле выполнено в цветах российского триколора, а главный элемент - восьмиконечная звезда, ведь в переводе с латыни корень фамилии astrae - «звезда». Отсюда же и девиз: «Ad astra» («К звезде»).

Герб известного художника Владимира Шишкина - «короля сибирской бересты» - выполнен тоже с учетом профессии: берестяной фон, православный символ в центре, перекрещенные кисти. И венчает все стилизованная корона из шишек - аналогия с фамилией.

И несколько недель назад академику Михаилу Лаврентьеву мы вручили его личный герб. В центре на фоне сибирских цветов (зеленый, белый, синий) изображены три звезды, символизирующие династию Лаврентьевых. Во-первых, Михаил Михайлович занимается противоастероидной защитой земли, а во-вторых, именем Лаврентьевых названа малая планета - Лаврентина. И девиз: «Et pater, et filius» («И отец, и сын»), означающий, что каждый сын в семье будет достоин своего отца.



Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: