Новосибирск 8 °C

Ученье - свет, а неученых тьма

28.08.2002 00:00:00

 Вопрос 1. Каковы пути достижения успеха? И как успех связан с возрастом? Сопутствует ли он молодым или зрелым?

 Вопрос просто глобальный, но это не означает, что на него нет ответа. Когда-то, лет 60 назад, американец Наполеон Хилл задался этим вопросом и стал опрашивать знаменитых людей Америки, как они добились успеха. Обработка этих интервью позволила ему вывести своеобразные законы успеха. Эти книги до сих пор пользуются популярностью и актуальны. Книги Наполеона Хилла лежат на всех книжных развалах. С тех времен многие другие авторы занимались технологией успеха и преуспели в выявлении своеобразных законов успеха. Правда знание этих законов не гарантирует вам реального успеха. Однако знать их стоит, Это хороший ориентир. Он помогает направить самого себя хотя бы в нужном направлении и позволит избежать многих ошибок на пути к успеху.

Литературы по этому поводу много. Есть и специальные тренинги. Люди, прошедшие их не обязательно достигнут большого успеха, но то, что они имеют намного больше вероятности достичь его - это однозначно. Этому стоит учиться специально. Так же как, занимаясь биатлоном или теннисом, вы не обязательно станете Чемпионом по этим видам спорта, но то, что будете лучше других в них, несомненно. Кроме того, вы просто станете более тренированным и здоровым. Так же и после тренингов успеха вы более других будете приспособленным к успеху и не упустите свой шанс, когда он придет.

Для престижа и успеха люди тратят деньги на дорогие часы, автомобили, костюмы. Ходят в сауну, на шейпинг, заботятся о талии. Но куда важнее позаботиться о состоянии мозгов. Престиж - это не толщина кошелька, а духовная сила человека.

Как успех соотносится с возрастом? Поскольку успех зависит от слишком большого количества факторов, то могут они так сложиться, что фактор возраста и все, что связано с ним, потеряется в лучах других важных моментов. В жизни мы видим примеры успеха как очень молодых людей, так и довольно зрелых. Но вот о тенденциях говорить можно. И она такова, что наше время способствует в большей степени успеху молодых. И вот почему.

Наше время, т.е. 2000 годы - это время глобальной революции. Мир перешел от индустриальной эпохи, которая длилась несколько столетий, к информационной эпохе. До индустриальной была аграрная эпоха, которая длилась тысячелетия. Наше время - время качественных, гигантский перемен. Это время противоречий между стереотипами, которые мы несем в себе и которые сформировались в индустриальную эпоху (когда главным капиталом был Капитал, деньги, материальная собственность), и между требованиями настоящего времени, когда главный капитал - это идеи, знания, информация, профессионализм. И чем сильнее старые стереотипы, тем ниже вероятность успеха в новых реалиях. У молодых таких стереотипов меньше. И, кроме того, они их легче ломают, чем люди в возрасте.

Вопрос 2. Вот и на рынке сложился такой стереотип, что лучше брать на работу молодых. Старше 35 лет трудно устроиться на работу. Это верный подход работодателя?

 Какой бы не была эпоха в целом, она неоднородна. Неоднородны и виды деятельности или функции работников. В любой творческой эпохе есть множество рутинных функций. Верно, что молодых легче обучить новому. Верно, что у них меньше старых ненужных стереотипов. Но верно также и то, что у них больше нетерпимости, меньше усидчивости, меньше нормативности, меньше ответственности. У них больше интересов вне работы. А вот для многих функций нужны именно противоположные качества. Зачем вам на складе, при транспортировке, на должности контролера, ревизора, кассира и прочих нетворческих должностях молодой человек? Тут возраст куда приоритетен. Так что в целом молодежь лучше на творческих функциях, а люди более зрелого возраста - на рутинных, стандартизированных.

Ошибка в том, что работодатели, провозгласив некий принцип, например, ориентацию на молодых, не занимаются дифференциацией самих функций своей фирмы и совершают ошибку, нанося, подчас, немалый вред работе.

Кроме того, есть одно явление, о котором не знают работодатели. Дело в том, что биологический возраст часто не совпадает с психологическим. Человек в 70 лет может быть по психологическому возрасту вполне юным, а некоторым студентам вполне можно идти на пенсию. Поэтому в комплект диагностических тестов при приеме на работу нужно включать и тесты на оценку психологического возраста.

Я проверяю часто своих слушателей на их психологический возраст. Оказалось, что члены нашего Босс-клуба в основном люди, находящиеся в более молодом, чем их истинный возраст, времени. Вероятно, поэтому они и учатся постоянно. Тот, кто устал, выпадают из клуба. Их ум утратил нужную живость. С возрастом у большинства людей мозг, если они его не тренируют, как бы заизвестковывается, теряет гибкость и активность. Мозг, как и парашют, работает только тогда, когда он открыт. Мозг не изнашивается, он скорее ржавеет. Человек стар, если не учится, неважно, двадцать ему лет или восемьдесят. Все коварство в том, что самому человеку не дано понять, насколько его мозг усох и заржавел.

Вопрос 3. В каком соотношении находится опыт и образование? Работодатели не принимают на работу людей без опыта, хотя они и имеют профессиональное образование. Например, психологи, менеджеры, рекламисты после вуза не могут найти работу из-за того, что у них отсутствует опыт. А где они его наберут, если их не принимают?

Вот тут нужно самим работодателям иметь ясное представление, где, в каких видах работ им нужен опыт и образование, а где он не обязателен, и нужно смотреть просто на качество самого человека. Поскольку у них самих нет ясности, то они исповедуют принцип общего подхода. А он гласит, что опыт плюс образование лучше, чем отсутствие одного из них.

И мы опять упираемся в недостаточность знаний самих руководителей. Научный подход в этом вопросе таков. Есть рутинные и нерутинные виды деятельности. Рутинные - это канцелярская работа, чертежная , продажа товаров, касса, склад, транспортировка и даже обычная бухгалтерия (но не должность главного бухгалтера). Тут не очень важны опыт и специальное образование. Здесь задания формализованы и стандартны. Они должны быть описаны в виде фирменных технологий. Обучаться им лучше всего на месте. Привнесение чужого опыта может даже вредить, ибо с опытом привносятся и стереотипы. В первые супермаркеты принимали людей с обязательным условием - ноль опыта в советской торговле.

Но есть и нерутинные виды деятельности, такие как, маркетинговые исследования, реклама, дизайнерские работы, планирование и др. Для них конечно нужен и опыт, и специальное образование.

Есть такие виды деятельности, как инженерная, юридическая, ведение налоговой отчетности, ведение бухучета и анализа хозяйственной деятельности, финансы и пр. Здесь очень важен уровень образования именно в этих вопросах. Но сам опыт тут тоже не очень важен, ибо все имеет специфику данного предприятия. И хорошо подготовленный специалист быстро разберется с этой спецификой.

Поэтому я бы посоветовала работодателям провести разделение всех своих должностей на рутинные и нерутинные виды и определиться, куда не пущать без опыта, а где он даже будет вреден. И в этом случае лучше отдавать предпочтение уровню полученного образования и качеству самого человеческого материала.

А вот молодым специалистам я бы посоветовала выбирать фирму и идти туда не на ту должность, на которую вы претендуете, а просто идти туда. Там внутри вы себя проявите, и после этого будете претендовать и на приглянувшуюся должность. Короче набирайтесь опыта внутри фирмы пусть и на другом месте. Соглашайтесь на временную работу. Учтите, что она не обязательно останется временной.

Вопрос 4. Какова сейчас значимость образования?

 Значимость образования сейчас намного выше, чем была раньше. И в этом повинна сама эпоха. Я уже говорила о том, что революция свершилась. Наступила эпоха информационная, где главенствует и правит ее величество информация. Знания сейчас - это главный капитал. Выигрывают не те, у кого много денег вложено в продукцию, а те, у кого много идей и интеллекта вложено в продукцию. Даже такие материальные фирмы, как General Electrik имеют более двух третей доходов от финансовых и информационных услуг, а не от продажи своей технической продукции. Мощность страны в наше время измеряется не материальными ресурсами, а интеллектуальными. Знания - это новое поле брани для разных стран, корпораций и индивидуумов. Знания везде: в телефонных проводах, в воздухе, в киберпространстве. Знания окутывают человека как атмосфера.

Раньше можно было иметь монополию на знания хоть на какой-то период. Сейчас нет. В 60 - десятых годах в американских бизнес-школах обучалось 5000 человек, сегодня - 75000, т.е. в 15 раз больше. Сейчас ежегодно 100000 человек осваивают программу высшего делового администрирования. Но как только они отойдут от бурного ликования по поводу окончания курсов, они обнаружат, что их знания устарели. И нужно браться за другую программу.

Все знания недолговечны. К ним нужно относиться, как к молоку. Они прокисают. И на них нужно ставить дату выпуска. Прокисшие знания становятся почти бесполезными. В новой экономике нет ограничений скорости. Правит проворство. Скорость - это все. Необходимость постоянного обновления применимо к каждому подразделению, к каждому индивидууму и к каждой фирме. Настала эпоха, в которой все решают талант и время. А лидерство и умение руководить становятся ключом к конкурентному преимуществу. 30 лет назад мы овладевали одним навыком в год. Сейчас - одним навыком в день. Завтра это будет происходить каждый час.

Это и есть ответ, насколько важно сейчас обучение, причем обучение постоянное, а не эпизодическое. Новые знания - это новые ресурсы и вооруженность в этом новом мире.

Вопрос 5. Насколько важно качество образования. Сейчас много фирм предлагают обучение. Какую выбрать?

Когда вы выбираете автомобиль, вы выбираете соотношение цены и качества. Мерседес или Вольво более качественные машины и вы выберете их, если у вас есть деньги. Знания, как и любой продукт тоже имеют параметр качества. Качество знаний определяется уровнем профессионализма преподавателей. Выбирайте тех преподавателей, которые заработали себе имя. Рынок не обманешь. Слушатели всегда дают оценку тем преподавателям, у которых они учились. Так что спрашивайте своих коллег и изучайте рынок обучающих услуг. Но есть три критерия, которые предпочитают слушатели. Учебные знания должны быть самыми свежими (как блинчики со сковороды), практическими (как инструменты решения проблем) и эмоционально образными, яркими и веселыми (чтобы не уставать при их потреблении). Часто очень хорошим профессионалам не хватает последнего. Слишком много зануд работает в учебном секторе бизнеса. И от этого страдает качество.

Вопрос 6. Работодатели часто задают вопрос - кого учить? Ведь знания стоят денег. Вложишь их в сотрудников, а они уходят.

 Знания стоят дорого, но невежество еще дороже. Учить надо, прежде всего себя.

Крот не догадывается о том, что в мире есть краски. И сколько бы он не слышал об этом, он не ощутит дискомфорт от своей темноты. Команда предприятия, состоящая их "кротов", просто обречена искать "новые" решения внутри своей "темноты". И ничто, кроме насильственного включения лампочек, освещающих "темноту проблем", не позволит им ощутить ужас от понимания, что "незнание - это тьма".

Знания - вид энергии. Чем выше мощность двигателя автомобиля, тем больше его скорость, проходимость и тормозная сила. Так же, как на дохлой лошади поле не вспашешь и большой урожай (прибыль) не получишь. С командой, энергия профессионализма которой сродни дистрофичной лошади или маломощному автомобилю, прибыль будет не менее дистрофичной. О чем чаще всего думает руководитель: Наверняка о прибыли. А стоит думать прежде всего об ее источниках. Ищите не инвестиции, ищите тех, кто наполняет мозги команды мощной, современной, профессиональной энергией системного рыночного видения мира и вашего места в нем.

Но и знания бывают разные. Есть тактика, и есть стратегия. Есть инструменты, и есть мировоззрение, теория процессов и явлений. Два разных пожара видят те, кто его тушит, находясь в лесу, и те, кто облетает его на вертолете. Теория бизнеса напоминает вид с высоты, охватывающий широкий горизонт. Практика бизнеса - это тушение пожаров на местах их возникновения. Без обзора с высоты остается только реагировать на аварийные ситуации. Но команда должна видеть всю картину своего бизнеса. Рядовые исполнители могут быть и простыми пожарниками, но команды - это всегда - люди с вертолета.

Мир таков, каким видит его наш мозг. Мозг "орла" видит систему. Мозг "крота" - не осознает своей темноты. Если ваша команда состоит из орлов, будущее за вами. Но орел - это не столько воля и целеустремленность, сколько системные мозги. Системные мозги - это не особый талант, это особые знания, освоить которые совсем не нужно особого таланта. Нужно иметь место, время, небольшие инвестиции и сам родник, из которого можно напиться живительными знаниями. На такие подвиги вполне способны реальные люди, не грезящие "донкихотством".

Знания, полученные в бизнес-школе вчера, уже отстают от реалий сегодняшнего дня как минимум лет на 10-20. Постоянное обучение - норма цивилизованного мира. И если большинство человечества едут по автомагистрали бизнеса на автомобилях последней марки, то мы напоминаем людей в телегах. Поэтому нас так пугает вхождение в ВТО. Мы чувствуем свою слабую конкурентоспособность.

Альтернативы? Можно пересаживаться на новые мерседесы или "гладить собственную манишку", доказывая самим себе преимущества русской самобытности, а по большому счету бессознательно держась за привычные, уже окаменелые стереотипы.

Если откладывать знания на будущее, то наступит ли оно?

Нет законов, запрещающих жить ностальгией по прошлому. Нет законов, обязывающих вас принимать современность как способ повысить продуктивность и эффективность вашего бизнеса. Есть только неумолимые законы рынка, законы развития и взаимосвязи систем и их элементов. А еще есть следствия из этих законов, которые возносят одних и уничтожают других. Где вы находитесь и под какую "статью" попадаете - ваш разумный и сознательный выбор.

Вопрос 7. Что же мешает людям учиться? И мешает ли что-то?

 Мешает очень многое. Во - первых, есть самый главный синдром - это отсутствие осознания собственного незнания.

Во-вторых, это установка на получение конкретных инструментов по решению своей родной проблемы. Но это иллюзии. Никто, кроме вас самих, ваши проблемы не решит. Прошло время эспертов и консультантов, которые пришли и дали вам готовый рецепт. Консультант скорей врач, который поможет поставить диагноз и может предложить варианты лечения. Но только при вашем непосредственном участии. Каждая фирма, как и каждый человек индивидуальна. При такой установке (дайте нам рыбу , чтобы утолить голод), но получая удочку на семинарах (набор инструментов для решения подобных проблем), руководители бывают разочарованы и упрекают в теоретичности предложенной им информации. Но это есть и так будет. Мир давно ушел от готовых рецептов. Они также эффективны, как самолечение серьезного заболевания с помощью лекарств, закупленных без рецепта врача в аптеке. Часто, чтобы решить свою проблему, нужно увидеть всю совокупность проблем, понять их взаимосвязь и отказаться от принятого стиля управления или принятой структуры.

В-третьих, любая информационная нагрузка вызывает дополнительное напряжение, т.е. усиливает стресс и усталость. А в такое стрессовое время, как наше, это сродни повышению температуры тела. Было 37 градусов, а стало 38. И стало еще напряженней. Но стресс никому не нравится. Поэтому люди бессознательно откладывают обучение на потом. Но если откладывать учебу на будущее, то этого будущего может и не быть. Эта особенность заставляет искать новые и обязательно эмоционально приятные формы и методы обучения. Вот почему так популярны тренинги и другие активные формы обучения.

В-четвертых, работодатели действительно опасаются вкладывать деньги в обучение персонала, боясь, что те уйдут. И тут появляется замкнутый круг. Не вооружая людей, мы обрекаем себя на отставание от конкурентов. И тогда люди тоже уходят. Как бы вы не опасались текучести кадров, невежество персонала вам обойдется дороже, чем их обучение.

Вопрос 8. Чему нужно учиться? Нельзя ведь объять все необъятное.

  Учиться нужно не столько тактике, сколько стратегии. Вся наша деятельность протекает в новых для России условиях. Больше всего ошибок делают фирмы в выборе стратегий поведения на рынке. А системному стратегическому мышлению не учили и до сих пор не учат ни в каких учебных заведениях. Новые стратегические подходы можно осваивать только на семинарах, которые проводят те, кого можно назвать гуру менеджмента или маркетинга.

Нужно учиться новым бизнес-технологиям и инструментам, новым приемам и методам. Именно они и предлагаются консалтинговыми и учебными центрами. Выбирайте свои проблемы и идите ознакомьтесь с теми способами их решения, которые наработаны в мировой науке управления. Не стоит ехать на своей доморощенной телеге, когда изобрели уже автомобиль.

Только на бизнес - семинарах, как на вертолете, вам откроется истинная картина состояния вашего предприятия. И тогда привычные жалобы на отсутствие денег и ограничения, на подлых конкурентов, критичных клиентов, кровожадных банкиров, нечестных партнеров и нерадивых сотрудников превратятся в ясные симптомы, прозрачные проблемы, скрытые внутренние ресурсы и живительные решения.

Бизнес - знания, если они преподносятся на хорошем и современном уровне можно сравнить:

- с путешествием на вертолете, когда обозреваются горизонты своих проблем и места скрытых ресурсов,

- с ключами, которыми открывают двери запертых возможностей предприятия,

- с маяком, который освещает судам (фирмам) путь в бурном океане рынка,

- с тренажерами для ума и профессионализма, позволяющими накачать сильные мозги команды и их эффективное взаимодействие,

- с кусачками для разрыва цепей стереотипов для организации побега из их тюрьмы.

Вопрос 9. Чем отличается обучение у нас и за рубежом.

Многим. Но главное там учатся много, часто и на всех уровнях. У нас мало, редко и по выбору. В Фирме АБМ топ -менеджер обучается ежегодно не менее 40 часов. И это при том, что там все топ-менеджеры имеют за плечами не одну самую престижную бизнес-школу. 40 часов требуется только для того, чтобы познакомиться с новинками.

Вопрос 10. Каких преподавателей предпочитают слушатели?

Тут можно сказать об "эффекте туземца" Нет пророков в своем отечестве. Лучше всего идут на пришлых. И в этом есть свой резон. Обычно это на самом деле лучшие. Они востребованы и их приглашают в разные города. Я, например, достаточно известна в своем городе, но вот на Украине, в Киеве наверное суперизвестна. Там я иностранка. Сбор на мои семинары идет без напряжений. У себя в городе намного меньше.

Кроме того статус столичности никто не отменял. И все крупные фирмы и предприятия предпочитают учиться в Москве. Но вот сейчас эту проблему мы снимаем. Москва теперь будет в Новосибирске. Мы устанавливаем телемост и будем принимать семинары из Москвы у себя в нашем центре "Харизма" в интерактивном режиме.

Новосибирцам будут представлены бизнес- технологии самого высокого международного уровня. Самые авторитетные профи в своих областях будут доступны для всех желающих. 200 семинаров в год (на любой чих вашего предприятия). Пять направлений: Управление. Финансы. Бухгалтерский учет. Право. Кадры. Прямая доставка самых современных инструментов и идей в интеллектуальные кладовые вашей команды.

Четыре семинара в Новосибирске по цене одного в Москве с сохранением 100% качества и нервных клеток (перелеты, чужая постель в гостинице, отрыв от неотложной работы и пр.) Или семинар за одну четвертую часть такого же семинара в Москве.

Знания - самый выгодный вид инвестиций.

Если деньги - капитал, то информация - карта острова сокровищ. На рубль, вложенный в нефтеразработки, получают тысячи рублей прибыли и море крови при ее дележе. На рубль, вложенный в новые бизнес-идеи и технологии, прибыль намного выше, а главное, - исключительно ваша. Это деньги без необходимости отстаивать право на обладание ими в боях без правил. Знания - капитал мощнее нефти или золотого клондайка, он неиссякаем. Информация - это пушки, танки и ракеты по завоеванию своего рынка.

Выбирая "кровавый" бизнес за его денежность, вы становитесь героем. Память о герое останется в веках. Но это будет его единственным достижением. Выбирая денежный бизнес, основанный на новых технологиях и идеях, вы становитесь всего лишь скромным руководителем успешной корпорации. Ну что тут поделаешь, ради сочетания больших денег и возможности их потратить приходится иногда чем-то жертвовать.

Более подробно про учебный центр "Харизма" вы можете узнать на сайте www.charisma.ru, где можно посмотреть расписание ближайших семинаров, ознакомиться со всеми учебными мероприятиями.

На ваши вопросы с удовольствием ответят по телефонам (383 2) 11-11-92, 11-19-89
и по электронной почте center@charisma.ru.



Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: