Новосибирск 5.6 °C

Здоровье населения - проблема геополитики

29.08.2002 00:00:00

Всероссийская перепись-2002

Влаиль Казначеев

 Приближающаяся перепись уточнит картину российского народонаселения и, очевидно, добавит новые штрихи к проблеме, которой стала для страны демографическая ситуация. Ежегодно население страны сокращается на 1 миллион человек. У миллионов погибших в войнах и уничтоженных в лагерях не родились дети, а страна теперь не досчитывается их внуков. Все более отчетливыми становятся и другие проблемы. В том числе эволюция и углубление проблемы урбанизации. Наша Сибирь, удаленная от гораздо более населенной европейской части страны тоже тому иллюстрация. По данным Новосибирского областного комитета по статистике на 1 января 2002 года, в Новосибирской области постоянное население составляет 2717,4 тыс. человек. При этом городское население составляет 2009,9 тыс. человек (в самом Новосибирске проживает 1387,8 тыс. человек), а сельское - всего 707,5 тысячи человек.

Если брать только демографические показатели, то они отражают в основном лишь количественные характеристики демографического потока, который характеризуется уровнем смертности, рождаемости, и дифференцируются по возрастам, средней ожидаемой продолжительностью жизни данных и будущих поколений, состоянием семьи (малодетности, неполной семьи и т.д.). В оценке систем жизнедеятельности используется целый ряд специальных показателей, которые характеризуют уровень заболеваемости, образования, культуры и распределение экономических градиентов. Качественные же показатели, отражающие качество жизни данного этноса, требуют специального обсуждения и развития. Если качество жизни сегодня определяется в демографических потоках и прогнозах на основании уровня жизни (а уровень жизни - это та экономическая корзина, которая обеспечивает минимум поддержания и образования личности), то они оказываются недостаточно достоверными.

Какой же главный принцип потока этногенеза? Л.Н. Гумилев, например, придавал большое значение географическим принципам и лишь упоминал о концентрации значительных образований этносов - особенно в городах, где концентрируется управление, власть, культура, промышленность и механизмы юридического управления. В настоящее время все большее и большее значение приобретает в этногенезе проблема концентрации этносов в городах. Город - это система в системах. Город начинает втягивать в себя, как пылесос, весь этнос, и уже сегодня до 73 процентов в России и до 85 процентов в Европе - концентрация этносов в городах разной степени емкости. Урбанизация - исторический процесс, который сменяет в этносах, в этногенезе принцип преимущественно сельскохозяйственных образований на принцип укрупненных конгломератов городских образований, а мегаполисы приобретают особые значения.

Дж. Форрестер, наблюдая урбанизацию, пишет в своих работах, что город на карте региона является центром центростремительного фокуса, который втягивает в себя, как в воронку, огромное количество населения, как бы гарантируя жизнь, жилье, образование и другие блага. Часть своего населения город делегирует на село, часть населения оседает в «подвалах города» (по имеющимся данным, до 30 процентов всего населения связаны с преступностью, коррупцией, наркобизнесом, проституцией, сектантством, больны алкоголизмом). Как свидетельствует статистика, сегодня в среднем каждый четвертый взрослый мужчина в стране прошел через тюремно-исправительные учреждения.

По качеству демографических потоков город сегодня становится новой демографической стихией, где выделяются три движущие силы: 1 - экономика и экономическое распределение (производство валового внутреннего продукта, внутренние доходы и т.д.); 2 - социальное обеспечение населения (образование, здравоохранение, доступность и возможность обеспечения и т.д.); 3 - социальный рынок (востребованность «образованного» человека государственными структурами, экономической и социально-культурной системой). Демографическое управление потоком населения со стороны этих сил становится принципиальным. Главным критерием у Дж. Форрестера является притяжение человека для нужной ему и желаемой работы и соответствующего экономического обеспечения. Движение потока народонаселения рассматривается на примере различных моделей, методов имитаций, акцентов на использование социально-экономических интересов населения и органов управления. Сегодня только до 20 процентов закончивших вузы специалистов находят в «рынке» работу по специальности, а 80 процентов работают «кто как может» и по существу деквалифицируются. Мы не востребуем в полной мере на рынке человеческий капитал и теряем его. Учет иных возможных вариантов развития города за счет различных моделей может изменить демографию города. По прогнозам ООН, в России останется к 2050 году около 98 млн человек населения. Нам приходится считаться с тем, что геополитика в 21-ом веке - это не только сохранение политического, военного авторитета, экономического потенциала, территориальной целостности, а прежде всего - это сохранение нации, ее здоровья, интеллекта, культуры и репродуктивного благополучия. Если всего этого не будет, то нация исчезнет как таковая вместе со своими прошлыми достижениями.

Главным продуктом города должна стать совокупность общественного здоровья, под которым понимается количество человеко-часов здоровой жизни (например, на 1 млн человек). Это означает, что прогнозом выживания какого-либо города является достижение определенной величины человеко-часов здоровой жизни. Измерительной единицей общественного здоровья по нашим представлениям может быть сумма человеко-часов здоровой жизни. Предложенный подход можно ввести в систему показателей социоурбоэкологии, главные из которых будут человеко-часы потребления и человеко-часы производства. Каждый город должен определить потребность в новых когортах людей, которые будут включены в его социально-трудовую и культурную жизнь. Стратегические программы в демографии рассчитываются как минимум на два поколения вперед, что обусловлено естественно-природными, биологическими и социальными циклами воспроизводства следующей генерации населения. Тактика должна быть мобильна и стремиться не только к прибылям, но и не терять из виду стратегические планы, которые будут разворачиваться через 10-20 лет.

В сложившихся обстоятельствах в последнее время в наших исследованиях приходится делать упор на проблемы выживания отдельных популяций российского этноса, населения Севера не только в связи с медицинскими проблемами, но и с проблемами адаптации, репродуктивного потенциала - воспроизводством будущих поколений. Сегодня уровень синдрома утомления в Сибири составляет 60 процентов и в ближайшем будущем грозит дойти до 85 процентов. К какому финалу придет популяция Сибири с таким показателем? Все большую тревогу вызывает и материальная сторона, тесно связанная с человеком, - это старение парка оборудования, гарантии надежности его работы. На наших фабриках, заводах любое оборудование имеет свои сроки выживания так же, как и человек. Сегодня у нас коэффициент утомления оборудования достигает примерно 50 процентов, и процесс этот будет нарастать. Утомление и старение популяции увеличивается, и неудивительно, что общий коэффициент аварийности, декомпенсации тоже возрастает. Такова действительность. Современная политика должна основываться не только на экономике, но и на сохранении и развитии нации, ее интеллекта, здоровья репродуктивного благополучия.

Сегодня культура и образование являются наиболее инерционными, наиболее глубинными основами механизма выживания российской и не только российской нации. Идущие сейчас полным ходом процессы в сфере образования показывают, насколько сильно геополитическое отставание России, которое не может быть в будущем восполнено ни экономикой (если ей даже и удастся выправиться), ни коммерческими играми и новой гонкой вооружения. Итоги, подведенные на последнем конгрессе Российской экологической академии, сводятся к тому, что в России, в Сибири необходимо формировать и внедрять опережающую организацию воспитания и образования.

Разработка опережающих систем воспитания и образования становится насущнейшей проблемой. Если мы теперь упустим молодое поколение, не охватим его воспитанием и образованием, то в результате порожденное следующее поколение будет еще хуже. Проблема выживания нации упирается по существу в вопрос жизни поколения - это 22-25 лет. Что закладывается сегодня, проявится и через полвека, то есть в жизни следующего за нынешним поколения. Оправдаются ли сегодняшние мрачные прогнозы или ситуация еще управляема, будет видно уже в 2050 году.

Влаиль КАЗНАЧЕЕВ, академик, доктор медицинских наук,
профессор, член комиссии СФО по подготовке
к Всероссийской переписи 2002 года.



Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: