Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Учитель и преподаватель

29.08.2002
Для того, чтобы передать ребенку духовные ценности, прежде всего необходимо, чтобы сами родители придерживались их. Если родители сами не придерживаются ценностей, которым учат детей, то имеют ли они право их учить?Но только лишь одного следования каким-либо духовным ценностям для того, чтобы передать их детям, мало. Необходимо еще быть Учителем для собственного ребенка.

 Для того, чтобы передать ребенку духовные ценности, прежде всего необходимо, чтобы сами родители придерживались их. Если родители сами не придерживаются ценностей, которым учат детей, то имеют ли они право их учить?

У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей. Психологи провели любопытное исследование: детям дошкольного возраста было предложено на выбор - встретиться с другом, с которым договорились об этом заранее, или пойти в кино. Все дети - участники эксперимента - выбрали кино. То, что друг может обидеться, для детей такого возраста еще непонятно, так как до 10-12 лет у них отсутствует способность войти в положение других людей, воспринять их чувства как свои собственные. Этой способности они обучаются прежде всего у родителей. Поэтому взрослые, которые хотят передать детям свои представления о духовности, нравственных ценностях, законах общения с другими людьми, должны понимать, что главное здесь - личный пример. Максим Максимов в своей книге «Не только любовь» отмечает: «Ребенок строит свою личность самостоятельно, используя в виде каркаса личность близкого ему человека, а в качестве цемента свои поступки».

Но только лишь одного следования каким-либо духовным ценностям для того, чтобы передать их детям, мало. Необходимо еще быть Учителем для собственного ребенка. Именно Учителем с большой буквы. К сожалению, это понятие у нас «стараниями» средней школы обесценено, и в самих школах учителей очень мало, зато много преподавателей. А разница между этими двумя понятиями очень большая.

Очень важно, чтобы родители для своих детей были Учителями, а не только воспитателями или преподавателями. Попробую объяснить, что я имею в виду. Задача воспитателя - подготовить ребенка к жизни среди людей, «сделать» его социально приемлемым. Задача преподавателя - передать ребенку знания. В задачу Учителя могут входить и задачи, стоящие перед преподавателем и воспитателем, но главная его задача - привить ребенку духовные ценности, пробудить у ребенка способности и желание учиться. А. Дистервиг писал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить».

Еще одно отличие Учителя от воспитателя и преподавателя в том, что у него есть необусловленная любовь к ребенку. Росс Кэмпбелл, автор бестселлера «Как на самом деле любить детей», пишет: «Чтобы ребенок воспринял то, что у него есть, он должен отождествить себя со своими родителями настолько, чтобы их жизненные ценности стали его жизненными ценностями. Если он не чувствует искренней и глубокой любви родителей, если они не принимают его в своем сердце таким, какой он есть - со всеми достоинствами и недостатками, ребенок испытывает серьезные заблуждения, пытаясь отождествить себя с родителями и их ценностями».

Следует отметить и важность в процессе воспитания связи таких явлений, как духовность и эмоциональность. Ребенок воспринимает действительность очень эмоционально. Поэтому если его духовный опыт будет эмоционально приятным, то больше уверенности, что он закрепится в сознании ребенка. Напротив, если подобный опыт негативен, например, ребенка помимо его воли пытаются заставить выучить наизусть что-то из Библии, то, скорее всего, это приведет к тому, что духовность у него будет отождествляться с чем-то неприятным. Росс Кэмпбелл отмечает: «...Родители, желающие помочь ребенку в духовном плане, должны озаботиться его эмоциональным состоянием. Именно потому, что ребенок чувства запоминает легче, чем факты, у него в памяти должны находиться эмоциональные воспоминания, на которые уже можно нанизывать факты, особенно факты духовного содержания».



Резонанс
Новости
От системы подготовки инженеров, новых технологических решений и проекта «Академгородок 2.0» – к созданию цифровой экономики Новосибирской области. Главе региона Андрею Травникову презентовали современные разработки Сибирского университета геосистем и технологий.
Миллиард в одной коробке, вагон измельченных банкнот и императорские монеты показали 300 новосибирцам в самом закрытом здании на площади Ленина – Сибирском отделении Госбанка. Что происходит с грязными и рваными купюрами,  ошибается ли счетная техника, и сколько миллионов рублей может унести в руках один человек, рассказали сотрудники Банка России в День открытых дверей Госбанка.
Рискнувший перебежать площадь Ленина пешеход погиб под колесами Volkswagen Polo. Момент с трагическим исходом был снят на камеру видеонаблюдения и размещен в интернете.

Верблюд, гуляющий по улицам одного из сел Искитимского района Новосибирской области, вызвал шквал эмоций у очевидцев. Животное мирно паслось на травке у дома, а восхищенные автомобилисты его фотографировали.

Столица Сибири вошла в рейтинг наиболее криминогенных городов Земли, составленный сервисом Numbeo. Всего в списке 327 городов, из них три – российских, и Новосибирск в этой тройке – самый опасный.

«Сибирь» из Новосибирска ужасно начала 11-й сезон КХЛ. За девять первых игр команда не набрала ни очка. Генеральный менеджер клуба Кирилл Фастовский нашел объяснения неудачам и рассказал о планируемых шагах по исправлению ситуации.