Новосибирск 6.8 °C

Новая волна национал-патриотического движения в России придет не скоро

30.08.2002 00:00:00

О том, что было и чего, возможно, больше никогда не будет, рассказывает Игорь Аристов, возглавляющий новосибирскую организацию запрещенного Фронта национального спасения.

 В политическое межсезонье, когда до «больших» выборов времени еще предостаточно, есть возможность поговорить не о именах и процентах, а о явлениях, которые между этими самыми выборами проистекают. Сегодня тему продолжает разговор о судьбе национал-патриотического движения. Наш собеседник - Игорь Аристов - знаком многим новосибирцам. Кому-то как журналист: он начинал в пресс-бюллетене СибИА, печатался во многих изданиях. Кто-то знает его как литератора и человека, который выпускал очень интересное приложение к «Сибирской газете» «Северо-Восток». Многие вспомнят его активное участие в двух последних кампаниях по выборам губернатора и в деятельности Фронта национального спасения. Запомнился Аристов и на посту председателя Общественного движения вкладчиков НСО. Сегодня он руководит Новосибирским студенческим центром.

Игорь Аристов прекрасно знает и историю новосибирских политических организаций национал-патриотического толка, и входивших в них людей. Так что лучшего собеседника подыскать было бы трудно.

- Почему так изменилось отношение к самому понятию? Да и слово «национал-патриот» перестало быть ругательным...

- Изменилась государственная политика. Дело в том, что движение, к которому я имел честь принадлежать, говорило людям нормальные, разумные вещи. Именно на этих вещах и стала потом строиться политика государства. Путин - это человек, который говорит все те же нормальные вещи. И общество их воспринимает.

Мы не только отстаивали национально-государственные интересы и ценности, но и говорили о необходимости пересмотра итогов приватизации. Именно поэтому национал-патриотическое движение было абсолютно неприемлемо для господствующей олигархической точки зрения. И, соответственно, с ним боролись, даже фашистским называли...

- А что можно сказать о людях, которые пришли тогда к вам?

- Патриотическое направление, безусловно, было антикоммунистическим и национальным. Про Новосибирск могу сказать, что в душе осталось очень хорошее ощущение от этих людей: более здоровое, что ли. Здесь было больше разумных, спокойных и положительных личностей, нежели в крикливой и пьяной демтусовке.

Давно уже сняли лампасы казаки, но дело ведь не во внешних проявлениях. Это были совершенно искренние люди, которые не погрязли в деньгах и не старались что-то для себя получить. Они руководствовались лишь искренними помыслами.

- Можно ли сказать, что цели движения в политике были реализованы?

- Нет, конечно. Можно было предположить, что сегодняшняя точка зрения государства все равно когда-нибудь восторжествует, но мы очень не хотели, чтобы произошли те десять лет, которые произошли. Если бы сегодняшняя точка зрения возобладала в 92-93 годах, тогда Россия не пережила бы ужасных социальных потрясений, последствия которых будут пожинать еще наши дети. Десять лет были проиграны, и еще неизвестно, как государство сможет отыграть то, что было проиграно.

- Коммунисты создали свою партию, партия власти, судя по всему, вечна, как бы она ни называлась, традиционно разъединяющиеся демократы и те объединились. Почему же в России так и не появилась сильная национал-патриотическая партия?

- В Кремле еще во времена товарищей Ельцина и Коржакова при участии, очевидно, мозгов Березовского был произведен раздел сфер влияния. Постановили, что коммунистом будет товарищ Зюганов, а патриотом - Жириновский. Остальных со сцены решили убрать. Это был удачный для Кремля момент, когда запретили Фронт национального спасения, организацию Бабурина... Жириновскому тогда дали карты в руки, и, если кто забыл, он выиграл выборы в декабре 93-го. Жириновский не только произвел аннигиляцию честной политической инициативы в масштабах страны, он еще невероятно талантливо исполнил роль патриота. Все-таки это авантюрист и актер высочайшего класса. С годами он получил лояльность прессы и общества, признание высшего чиновничьего мира. Сейчас он стал частью политического ландшафта. А тогда, как танк, проехал по патриотическому движению. Жириновский заслонил его, сыграв роль вывески, а в результате были раздавлены все национально-мыслящие патриотические организации.

- То есть ситуация вернулась к той точке, откуда когда-то все начиналось?

- Сегодня действует Закон о политических партиях. Логика политического процесса такова, что никаких новых партий уже не появится. А те, что есть, конечно, вынуждены учитывать изменения в общественном сознании. Меняется общепринятая точка зрения и, соответственно, сдвигается политическая тусовка. Гайдар и его окружение времен «Демократического выбора России» просто рехнулись бы от нынешних заявлений лидеров Союза правых сил, провозглашающих какие-то патриотические лозунги. А ведь люди-то остались те же самые...

- Геннадий Зюганов постоянно говорит о том, что главные патриоты сегодня объединились в КПРФ.

- Что бы Зюганов ни говорил, именно он похоронил коммунистическое движение. Его заслуги, как и заслуги Жириновского, перед режимом Ельцина просто колоссальные. Оба они исполнили предназначенные им роли.

А что Зюганов... Был ведь более талантливый, яркий и, безусловно, более способный лично Анпилов. Но он пренебрегал чиновничьими нормами, в то время как Зюганов с его опытом аппаратной работы постоянно плел паутину и в итоге своего добился.

КПРФ - это, разумеется, не коммунистическая, а типичная буржуазная партия с социал-демократической риторикой и старым названием, противоречащим ее современной сущности.

- Но они заявляют о том, что занимают подлинно патриотическую позицию.

- А что такое патриотическая позиция?! Это общие слова... В плане лозунгов у нас все давно патриоты. Со времен министра иностранных дел Козырева никто больше не говорит: а как на это посмотрят американцы... Тем не менее и сегодня в стране есть национально ориентированная патриотическая позиция, которая опирается на традиционные ценности нашей цивилизации. И вот эта истинно патриотическая точка зрения партии Зюганова, конечно, не присуща. И, с точки зрения русской гуманитарной науки, все, что он со товарищи говорит - это все довольно нелепо и грустно. Ну а книги Зюганова просто невозможно читать...

Так что все то, что он делает, не имеет никакой культурной ценности, а ведь политика - и я в этом убежден - только тогда полезна обществу, государству и народу, если она имеет основания в национальной культуре, тесно связана с ней.

- А как сложились судьбы тех, кто создавал когда-то патриотическое движение?

- На виду сегодня Дмитрий Рогозин. Он уже во второй раз занимает в Государственной думе серьезный пост председателя Комитета по международным делам. В принципе, это единственный человек из той волны, который состоялся как государственный деятель. Он создавал Конгресс русских общин, когда-то был на вторых ролях, но не сдавался, боролся и победил. Его позиция получила поддержку. Рогозина, кстати, интересно слушать - достойные вещи человек говорит!

Не на слуху сегодня Виктор Аксючиц, Илья Константинов, Михаил Астафьев. Многие ушли из политики, кто-то затерялся в небольших политических организациях, некоторые работают в аппарате Государственной думы. Той волны искреннего патриотического движения в России, видимо, не повторится еще долго. И это очень плохо. Плохо по той причине, что все усилия государства, проводимые через чиновничий аппарат, не получая искренней поддержки снизу, обречены. Все опять сведется к очередному перераспределению финансовых потоков, и разговоры о деньгах заслонят главное - проблему искреннего активного участия людей в политике.

- Значит, в ближайшее время какого-то подъема в национал-патриотическом лагере ожидать не следует?

- Мне кажется, что в ближайшие десять лет не может произойти ничего такого, что могло бы спровоцировать это явление. Конечно, всякое может быть - например, серьезные катаклизмы, не дай Бог. Но в целом ситуация ясна.

Когда-то всё, конечно, вернется. Но не думаю, что это произойдет скоро. Не надо питать иллюзий: времена, как известно, меняются, и люди меняются вместе с ними. Явление, которое можно охарактеризовать как перераспределение материальных ценностей и повышенный интерес к движению финансовых потоков, к сожалению, поглотило и засосало даже тех, кто еще совсем недавно выступал с какими-то действительно важными для общества, а не пустыми и отвлеченными декларациями.

Время деклараций кончилось! Это, с одной стороны, и хорошо, но с другой - грустно, если вспомнить, как и почему оно закончилось...



Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: