Новосибирск 2.9 °C

И несколько рублей на остановке...

03.09.2002 00:00:00

И летом выстоять в ожидании транспорта и добраться до Академгородка (а особенно выехать из него вечером!) - проблема. Зимой она становится еще сложнее... Фото Сергея ПЕРМИНА

 Есть старинная, как борода горского аксакала, притча о некоем джигите неизвестной национальности, подрядившемся переводить людей по узкому мостику через горное ущелье всего лишь за еще тот советский рубль с носа. И вот как-то раз переводимый им гражданин поскользнулся и сорвался в пропасть. Джигит грустно посмотрел вслед падающему телу и произнес: «Ну ладно, и черт с ним, с рублем...»

Передвигаясь сегодня по городу Новосибирску, нередко кажется, что эту фразу безымянного автора впору вывесить на каждой остановке - кроме разве что конечных маршрутных точек или крупных пересадочных узлов. Ибо, как это ни странно, наличие определенной суммы в кармане по чисто новосибирской специфике еще не гарантирует удобного передвижения из пункта А в пункт В.

Улица Бориса Богаткова, прямо скажем, не последняя в городе: только официальных транспортных маршрутов около двух десятков. Троллейбусы, автобусы, «Газели», муниципальные и частные, - вроде бы пришел, увидел и уехал. Ан нет - есть такой русский овощ, хреном именуемый...

Обычный день вторник, обычное предобеденное время - половина первого дня. Самая что ни на есть обычная остановка «Красноармейская» - аккурат в середине «богатковской» трассы. Место не самое глухое: рядом школа и одно из подразделений областной администрации. Но народа на остановке немного - всего три человека.

Считаю: раз пазик - мимо, без остановки. Два пазик - туда же. Вот пролетает мой долгожданный 638-й - со свистом. Сигналю рукой - куда там...

С тоски знакомлюсь с коллегами по остановке. Бравому старшему лейтенанту нужен 607-й маршрут до Станиславского жилмассива: стоит минут 15, проскочили две штуки. Девушке-студентке, как и мне, в центр - не клюет ничего, не тормозят ни муниципалы, ни «независимые»...

Еще «Газель» - 17-й маршрут до метро «Октябрьская». Хоть туда бы - не до жиру... В салоне три явно свободных места, но водитель прямо перед остановкой идет на обгон и на наши призывы не реагирует.

Вот наконец-то шипение распахнутых дверей: к нам подполз перегруженный троллейбус. Перспектива ехать за свою «пятерку» среди потных спрессованных тел льготных пассажиров не прельщает. Ну не нищий я, есть у меня целевые транспортные рубли в кармане - но кому они нужны в обмен на минимум комфорта, чтоб хотя бы ноги не оттаптывали?

Любимый пример, прокручиваемый рекламным роликом в памяти сотни раз: соседние города, от нашего Кемерова до заграничной Алма-Аты. Там водители коммерческих маршрутов не едут, а крадутся в правом ряду рядом с бордюром, готовые остановиться в любую минуту по первому требованию. И лишь Новосибирск с его дурацкими запретами на «неположенные» остановки и совково-транспортным менталитетом выработал особый тип водителя - этакий горный орел, гордо «рассекающий» на нередко полупустом автобусе или полуполной «маршрутке» по самой середине проезжей части. То самое - «и черт с ними, с рублями...»

В общем, пришлось «загорать» на «Красноармейской» из принципа 22 минуты ради чистоты эксперимента: только третий 638-й соизволил остановиться. И пассажиров у него в салоне было, ей-богу, не больше, чем у первых двух. Может, с парой пересадок за пару «червонцев» я бы добрался и быстрее, но для наших условий передвижения и стоячего комфорта это был бы какой-то совсем уж свинский тариф...

Так уж вышло, что репортерские черти-хранители занесли меня в этот день ближе к вечеру еще и в Академгородок. Те же рубли, тот же карман - и та же тоскливая ситуация...

Муниципальное ПАТП-3 с его древними, но вместительными автобусами сегодня на собственной территории - гость нечастый. На легендарную «восьмерку-экспресс» некогда ежедневно выходило 29 автобусов. Теперь по графику вроде бы 12, но реально и это не всегда получается. По остальным академгородковским маршрутам - примерно столько же или меньше. Пазиков в Советском районе вообще с гулькин нос у муниципалов и кот наплакал - у коммерсантов. Основной вид транспорта - «Газель», загружающаяся, как правило, под завязку на первых двух-трех остановках. А сердце Академгородка, его институты, где трудятся сохранившие верность науке бессребреники-ученые, находятся почти в середине маршрута. Вот и получается, что до института доехать можно, а после работы на остановке хоть волком вой: почти все «Газели» летят мимо.

Конечная остановка «Цветной проезд» в Академгородке - зрелище не для слабонервных. В 6 часов вечера вся остановочная площадка забита «Газелями», как сельдями в бочке. Коммерция по-новосибирски: пассажиры ждут на маршруте, а водители «загорают» на старте, чтобы загрузиться по максимуму и больше не тормозить. Особенно этим отличаются городские маршруты N 15, 1235, 1075 - только их насчитываю 14 машин...

Диалог с водителем «пятнашки» - уже по дороге в город: «Так, номер мой только чтоб не называл... Конечно, все я знаю: тронься я сейчас порожняком, постой в это время, когда народ с работы косяком идет, минут пять где-нибудь на «ВЦ» или той же «Теплофизике» - загружусь полностью и уеду. А потом мне колеса проколют или морду набьют - это как минимум... Тут, на «пятнашке», все крепко схвачено - только с конечной остановки и только по очереди, иначе на маршруте не жить. Мафия? Да называй, как хочешь. Был бы здесь один настоящий хозяин, умеющий организовать дело, - и мы бы не стояли, и пассажиры бы не стояли по остановкам...»

Увы - об организации дела на этой линии, как и на многих других, остается только мечтать. Хотя примеры такой организации в том же Академгородке есть.

Та же беседа - продолжение: «Ты посмотри по остальным конечным здесь же. Район Щ - один 20-й маршрут до города. Улица Демакова - тоже один, 1091-й. И все нормально. А у нас кто-то придумал аж три маршрута из одной точки, почти одинаковых по всей трассе, - вот и долбимся, кому ехать, кому стоять, чуть не до мордобоя.

Ну что проще - сделай один маршрут с Цветного до вокзала. Установи на участке от вокзала до «Речного вокзала» тариф рублей в 6 - все равно на «Речном» доберут, и оттуда бы народ уезжал... И все дела. Только я так думаю, что никому это не надо».

И я думаю примерно так же. Иначе не прыгали бы мы по остановкам, провожая глазами многочисленный, но раз за разом пролетающий мимо транспорт...



Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: