Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

И несколько рублей на остановке...

03.09.2002
Как это ни странно, наличие определенной суммы в кармане по чисто новосибирской специфике еще не гарантирует удобного передвижения из пункта А в пункт В. Троллейбусы, автобусы, «Газели», муниципальные и частные, - вроде бы пришел, увидел и уехал. Ан нет - есть такой русский овощ, хреном именуемый...
И летом выстоять в ожидании транспорта и добраться до Академгородка (а особенно выехать из него вечером!) - проблема. Зимой она становится еще сложнее... Фото Сергея ПЕРМИНА

 Есть старинная, как борода горского аксакала, притча о некоем джигите неизвестной национальности, подрядившемся переводить людей по узкому мостику через горное ущелье всего лишь за еще тот советский рубль с носа. И вот как-то раз переводимый им гражданин поскользнулся и сорвался в пропасть. Джигит грустно посмотрел вслед падающему телу и произнес: «Ну ладно, и черт с ним, с рублем...»

Передвигаясь сегодня по городу Новосибирску, нередко кажется, что эту фразу безымянного автора впору вывесить на каждой остановке - кроме разве что конечных маршрутных точек или крупных пересадочных узлов. Ибо, как это ни странно, наличие определенной суммы в кармане по чисто новосибирской специфике еще не гарантирует удобного передвижения из пункта А в пункт В.

Улица Бориса Богаткова, прямо скажем, не последняя в городе: только официальных транспортных маршрутов около двух десятков. Троллейбусы, автобусы, «Газели», муниципальные и частные, - вроде бы пришел, увидел и уехал. Ан нет - есть такой русский овощ, хреном именуемый...

Обычный день вторник, обычное предобеденное время - половина первого дня. Самая что ни на есть обычная остановка «Красноармейская» - аккурат в середине «богатковской» трассы. Место не самое глухое: рядом школа и одно из подразделений областной администрации. Но народа на остановке немного - всего три человека.

Считаю: раз пазик - мимо, без остановки. Два пазик - туда же. Вот пролетает мой долгожданный 638-й - со свистом. Сигналю рукой - куда там...

С тоски знакомлюсь с коллегами по остановке. Бравому старшему лейтенанту нужен 607-й маршрут до Станиславского жилмассива: стоит минут 15, проскочили две штуки. Девушке-студентке, как и мне, в центр - не клюет ничего, не тормозят ни муниципалы, ни «независимые»...

Еще «Газель» - 17-й маршрут до метро «Октябрьская». Хоть туда бы - не до жиру... В салоне три явно свободных места, но водитель прямо перед остановкой идет на обгон и на наши призывы не реагирует.

Вот наконец-то шипение распахнутых дверей: к нам подполз перегруженный троллейбус. Перспектива ехать за свою «пятерку» среди потных спрессованных тел льготных пассажиров не прельщает. Ну не нищий я, есть у меня целевые транспортные рубли в кармане - но кому они нужны в обмен на минимум комфорта, чтоб хотя бы ноги не оттаптывали?

Любимый пример, прокручиваемый рекламным роликом в памяти сотни раз: соседние города, от нашего Кемерова до заграничной Алма-Аты. Там водители коммерческих маршрутов не едут, а крадутся в правом ряду рядом с бордюром, готовые остановиться в любую минуту по первому требованию. И лишь Новосибирск с его дурацкими запретами на «неположенные» остановки и совково-транспортным менталитетом выработал особый тип водителя - этакий горный орел, гордо «рассекающий» на нередко полупустом автобусе или полуполной «маршрутке» по самой середине проезжей части. То самое - «и черт с ними, с рублями...»

В общем, пришлось «загорать» на «Красноармейской» из принципа 22 минуты ради чистоты эксперимента: только третий 638-й соизволил остановиться. И пассажиров у него в салоне было, ей-богу, не больше, чем у первых двух. Может, с парой пересадок за пару «червонцев» я бы добрался и быстрее, но для наших условий передвижения и стоячего комфорта это был бы какой-то совсем уж свинский тариф...

Так уж вышло, что репортерские черти-хранители занесли меня в этот день ближе к вечеру еще и в Академгородок. Те же рубли, тот же карман - и та же тоскливая ситуация...

Муниципальное ПАТП-3 с его древними, но вместительными автобусами сегодня на собственной территории - гость нечастый. На легендарную «восьмерку-экспресс» некогда ежедневно выходило 29 автобусов. Теперь по графику вроде бы 12, но реально и это не всегда получается. По остальным академгородковским маршрутам - примерно столько же или меньше. Пазиков в Советском районе вообще с гулькин нос у муниципалов и кот наплакал - у коммерсантов. Основной вид транспорта - «Газель», загружающаяся, как правило, под завязку на первых двух-трех остановках. А сердце Академгородка, его институты, где трудятся сохранившие верность науке бессребреники-ученые, находятся почти в середине маршрута. Вот и получается, что до института доехать можно, а после работы на остановке хоть волком вой: почти все «Газели» летят мимо.

Конечная остановка «Цветной проезд» в Академгородке - зрелище не для слабонервных. В 6 часов вечера вся остановочная площадка забита «Газелями», как сельдями в бочке. Коммерция по-новосибирски: пассажиры ждут на маршруте, а водители «загорают» на старте, чтобы загрузиться по максимуму и больше не тормозить. Особенно этим отличаются городские маршруты N 15, 1235, 1075 - только их насчитываю 14 машин...

Диалог с водителем «пятнашки» - уже по дороге в город: «Так, номер мой только чтоб не называл... Конечно, все я знаю: тронься я сейчас порожняком, постой в это время, когда народ с работы косяком идет, минут пять где-нибудь на «ВЦ» или той же «Теплофизике» - загружусь полностью и уеду. А потом мне колеса проколют или морду набьют - это как минимум... Тут, на «пятнашке», все крепко схвачено - только с конечной остановки и только по очереди, иначе на маршруте не жить. Мафия? Да называй, как хочешь. Был бы здесь один настоящий хозяин, умеющий организовать дело, - и мы бы не стояли, и пассажиры бы не стояли по остановкам...»

Увы - об организации дела на этой линии, как и на многих других, остается только мечтать. Хотя примеры такой организации в том же Академгородке есть.

Та же беседа - продолжение: «Ты посмотри по остальным конечным здесь же. Район Щ - один 20-й маршрут до города. Улица Демакова - тоже один, 1091-й. И все нормально. А у нас кто-то придумал аж три маршрута из одной точки, почти одинаковых по всей трассе, - вот и долбимся, кому ехать, кому стоять, чуть не до мордобоя.

Ну что проще - сделай один маршрут с Цветного до вокзала. Установи на участке от вокзала до «Речного вокзала» тариф рублей в 6 - все равно на «Речном» доберут, и оттуда бы народ уезжал... И все дела. Только я так думаю, что никому это не надо».

И я думаю примерно так же. Иначе не прыгали бы мы по остановкам, провожая глазами многочисленный, но раз за разом пролетающий мимо транспорт...



Резонанс
Новости
Самой красивой девочке России, которая живет в Новосибирске, сломали нос на уроке физкультуры. Мать ребенка возмутил тот факт, что ее дочери не оказали никакой помощи.
В избиении учеников обвиняют директора сельской школы под Колыванью. Адвокат бывшего директора утверждает, что в деле есть обратная сторона: его подзащитный, назначенный «варягом» в сельскую школу, сам стал жертвой интриг в женском педагогическом коллективе. Бывшему директору, недавно награжденному медалью ГУФСИН, теперь грозит внушительный срок.
Показательный снос незаконных построек устроили в Новосибирске. Как показывает практика, автомойки и шиномонтажки в частном секторе организуют сами жильцы, возводят целые предприятия, только ни с кем не согласовывают.
Этот район можно назвать особенным: на карте области трудно найти другое такое место, которое бы привлекало столько туристов. Но, по словам главы Сузунского района Лилии Некрасовой, живут здесь не только туризмом, хотя эта отрасль весьма перспективна. В районе производят зерно и молоко, перерабатывают сельхозпродукцию, развивают социальную сферу и верят в будущее.
На 25% увеличат размер страховой пенсии неработающим гражданам, живущим в сельской местности и имеющим сельскохозяйственный стаж не менее 30 лет. Новый закон предусматривает перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности неработающим пенсионерам. Об этом сообщает ОПФР по Новосибирской области.
Значительно вырастает количество аварий и травмированных на улицах новосибирцев во время сильного гололеда. В связи с этим МЧС рекомендует тщательно выбирать маршрут следования, брать с собой все необходимое на случай непредвиденной ситуации и выбирать правильную обувь.