Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Старообрядцы или староверы?

06.09.2002
За давностью лет, в народной памяти стерлись причины возникновения старообрядчества, и осталась лишь уверенность, что кровоточащая рана русского раскола, последствия которого сказываются до сих пор, произошла из-за упрямства последователей протопопа Аввакума, не желавших изменить формулу перстосложения. Приоткрыть суть событий, происшедших на Руси в середине XVII века, поможет это небольшое исследование истории крестного знамения и самого раскола.

После публикации статьи о празднике Троицы («ВН» от 21.06.02), где говорилось о различных формах крестного знамения, на интернетовский форум «ВН» поступил отклик, автор которого вопрошал: а в чем же догматическая разница между двоеперстием и троеперстием, если и там, и здесь три соединенных пальца означают Троицу, а два других - суть божественной и человеческой природы Христа? И отчего, мол, тогда, в XVII веке, произошел раскол? Действительно, за давностью лет, в народной памяти стерлись причины возникновения старообрядчества, и осталась лишь уверенность, что кровоточащая рана русского раскола, последствия которого сказываются до сих пор, произошла из-за упрямства последователей протопопа Аввакума, не желавших изменить формулу перстосложения. Приоткрыть суть событий, происшедших на Руси в середине XVII века, поможет это небольшое исследование истории крестного знамения и самого раскола.

История крестного знамения

Отстаивая веру отцов, отстаивая двоеперстие, противники реформ Никона часто принимали мученический венец. Боярыню Морозову, которой художник Суриков посвятил одну из своих лучших картин, уморили голодом в земляной тюрьме за принадлежность к старой вере

 Крестное знамение всегда связывалось с исповеданием веры. Некоторые исследователи считают, что впервые крестное знамение появилось в Риме во время гонений, когда христианам вырывали язык, чтобы лишить их возможности исповедовать свою веру. И тогда мученики одним перстом, означающим веру в единого Бога, начертывали на своем челе крест - в знак веры в Иисуса Христа, распятого на кресте. Но после того, как единоперстие стало знаменем еретиков монофизитов, отрицающих наличие двух природ Христа и признающих в Нем только одну природу - божественную, православные христиане перешли на двоеперстие. Новое перстосложение наиболее точно отражало суть христианской веры - двумя пальцами, указательным и средним, означающими человеческую и божественную природу Спасителя, христиане начертывали на себе крестное знамение в знак исповедания Христа, распятого на кресте; три остальных, соединенных вместе, означали Единосущную Троицу. Это крестное знамение вместе с новой верой и переняла Русь от Византии в 988 году и сохранила до середины XVII века, так как причин для изменения перстосложения на Руси не было. В то время как на Западе с православным двоеперстием повторилась та же история, что и с единоперстием. Новые еретики стали использовать его в качестве знамени своих ересей, в противовес которым среди западных православных постепенно укрепилось троеперстие.

Важно, что причиной отказа греками от двоеперстия послужило не то, что оно стало само в себе неправославным, а совершенно другие факты. Тем не менее на соборе 1666 года прибывшие в Россию греки осудили русских, крестящихся по древнему православному обычаю, как еретиков.

А судьи кто?

 Можно понять недоумение русских людей, когда, однажды проснувшись, они узнали, что все они и их благочестивые предки, в том числе великие святые, - еретики. И узнали они это от приехавших в Русь греков, еще недавно восхищающихся благочестием и святостью русского народа. Западное православие того времени находилось в упадке после покорения турками Византии и захвата ими Константинополя. После позорной Флорентийской унии (попытки объединить православие и католичество) в православии все больше усиливалось католическое влияние. Лишь Русь хранила в чистоте святую православную веру, что задевало самолюбие представителей более древних православных Церквей. И вот, русский царь Алексей Михайлович, посулив грекам немалую плату, предоставил им возможность отыграться. В Москву ринулись охочие до подарков окатоличенные греки.

В 1666 году в Москве открылся собор, окончательно осудивший русскую традицию православного вероисповедания и прошлое Русской Церкви. Почти половину состава собора составляли приезжие греки. Интересно, что возглавляющие собор восточные патриархи Паисий и Макарий были в это время смещены со своих кафедр собором Вселенского патриархата, возмущенным их деструктивной деятельностью по отношению к Русской Церкви. Но денежные долги обоих патриархов, во многом ради погашения которых они и отправились в Россию, оказались выше церковных интересов. Информация об участниках собора будет неполной, если не упомянуть еще об одном активном его участнике - консультанте русского царя в вопросах православной веры приезжем лжемитрополите Паисии Лигариде, который у себя на родине был отлучен от Церкви за антихристианские поступки и переход в католичество. К сожалению, среди участников суда над Русской Церковью проходимцев было немало. Тем не менее суд состоялся.

Вера или обряды?

 Существует расхожее мнение, что старообрядцы путают обряды с верой. Но из истории раскола следует, что это, как говорится, с больной головы на здоровую. Именно участники собора 1666-1667 годов объявили ересью обряды русского богослужения, а обряды ересью быть не могут, ересью называется искажение веры. Выходит, что прибывшие на Русь греки осудили русских людей все-таки за их веру, которую посчитали еретической. Недаром сами старообрядцы называют себя староверами. Следует также вспомнить, что православная вера основывается не только на Священном Писании, но и на Священном Предании, а Предание включает в себя многое, в том числе и сложившиеся основы богослужебной жизни, составной частью которой являются обряды. В вышедшей недавно книге «Вызов современной цивилизации. Как отвечает на них Церковь?» митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл пишет: «Предание есть живой благодатный поток веры и жизни в лоне Церкви. И этот поток является нормативным, так как Предание - это норма веры». В 1666 году эта норма была разрушена.

Перечень изменений, внесенных еще патриархом Никоном в 1654 году и закрепленных на соборе 1666-1667 годов, проклявшем старые обряды, а заодно и самого Никона, немал. Изменение перстосложения составляет лишь часть этого перечня. Мало кто из современников знает, что патриарх Никон единолично изменил святая святых православного вероисповедания - Символ Веры. Когда-то западная Церковь в одностороннем порядке добавила в Символ Веры одно слово, и произошел великий раскол Церкви на православие и католичество. В 1654 году патриарх Никон из Символа Веры одно слово, показавшееся ему лишним, изъял. Во фразе «И в Духа Святаго, Господа Истиннаго и Животворящего» слово «Истиннаго» было исключено. Лишить истинности Второй Ипостаси Триединого Бога - это все-таки нечто большее, нежели изменение обряда.

Но по большому счету и сами обряды всегда отображали суть вероисповедания. Так до раскола крестный ход вокруг церкви верующие совершали «посолонь» - по солнцу, то есть шли, согласно евангельским заветам вслед за Солнцем-Христом. Греки ввели сохранившийся до настоящего времени обычай идти против солнца, то есть навстречу Христу. Но во времена волевого насаждения новых обрядов движение против солнца интерпретировалось в народе как движение «против Христа». Апофеозом нововведений был указ патриарха о троеперстии: первые три перста складывать во имя святой Троицы, а два последних «иметь праздными». В народе говорили: патриарх упразднил Христа (современное толкование догматической сути двух прижатых к ладони пальцев появилось значительно позже). Русские же богословы решили, что совершение крестного знамения тремя пальцами символизирует распятие на кресте не Христа, а самой Троицы, что является ересью. Общий же список изменений текстов молитв, порядка их чтения, изменений в священнодействиях духовенства составил более 200 страниц.

Протест

 Для большинства духовенства и мирян, знающих богослужение наизусть, нововведения воспринялись как революция в уставе. Мало того, правщики, взявшиеся за издание новых богослужебных книг, в большинстве своем были не очень грамотными, и новые книги постоянно исправлялись и переиздавались, причем при переиздании вносились новые ошибки. Все это вносило хаос в церковную службу и подрывало веру христиан в осмысленность службы и правильность устава. Как пишет историк А. В. Карташев, «нетактично проводимая Никоном правка книг по темпу, широте охвата, по чуждости своего источника и по обидности ее для серьезно усвоенного, не только национального, но и подлинного православного самосознания, не могла не вызвать протеста. Протест был по глубине всеобщий: и епископата, и белого, и черного духовенства, и мирян, и простых людей».

Две Церкви

 Так на Руси появилось две непримиримые православные Церкви: старообрядческая и господствующая. Непримиримость эта сказывается до сих пор. Присоединение старообрядцев к господствующей Церкви проходит через чин покаяния в расколе. Старообрядцы же вообще новообрядцев считают еретиками, и если кто-то из новообрядцев решит поприсутствовать на богослужении в старообрядческой церкви, то должен стоять он в притворе, где издревле стояли еретики и оглашенные (иноверцы, готовящиеся к крещению). Тем же, кто пожелает перейти к староверам, предлагается отречься от «никонианской» ереси. Это условие для абсолютного большинства православных верующих невыполнимо. Для современного православного христианина отречься от святых мучеников и исповедников, прославленных после раскола, также неприемлемо, как в XVII веке было неприемлемо для русского народа отречение от веры отцов. Полюбить и принять старую веру - это одно, а предать свою - совсем другое.

Еще одним немаловажным препятствием к сближению разделенных православных является агрессивность большинства старообрядцев по отношению к официальной Церкви. Иные старообрядческие печатные издания просто страшно читать, настолько они напитаны агрессией. Создается впечатление, что староверы сами заинтересованы в собственной изоляции, так как такими методами сторонников не привлекают. Справедливости ради стоит сказать, что грешат агрессивностью и некоторые издания новообрядческой Церкви. Так летом 1999 года столичная православная газета «Радонеж» в нескольких номерах напечатала о старообрядцах полные клеветы статьи, озлобленный тон которых более присущ последователям не Христа, а Его антипода. Взаимоотношения же между высшими церковными иерархами ограничиваются взаимными поздравлениями перед большими христианскими праздниками, да и то не всегда. Отчего не желают примириться иерархи, нам, мирянам, судить негоже, но вот как характеризует сложившуюся ситуацию одна православная газета в интервью со старообрядческим священником: соберутся старообрядческие и новообрядческие иерархи поговорить о путях сближения, и между ними происходит приблизительно следующий диалог. «Мы древнее», - говорят одни. «Нас больше», - отвечают другие. На этом конструктивность диалога исчерпывается.

Сибирские старообрядцы

 Более чем трехсотлетнее существование старообрядческой Церкви изобилует переменами отношений к ней властей предержащих. Сейчас - время расцвета и возрождения. Так, в октябре нынешнего года исполнится 10 лет воссоздания Сибирской старообрядческой епархии. Начало Сибирской епархии положило решение Освященного Собора 1992 года и хиротония (поставление в епископы) 18 октября того же года епископа Новосибирского и всея Сибири Силуяна. Освященный в сентябре 1999 года и чуть-чуть недостроенный кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (по древнему - Рождества Пресвятыя Богородицы) на улице Снежной, возведенный в традициях русского каменного зодчества, - украшение Новосибирска, хотя и находится он на окраине города. Старообрядческий же хор кафедрального собора, которым руководит Владимир Андреевич Долгов, известен далеко за пределами России.

Современное старообрядчество - это феномен, с которым необходимо считаться. И хотя современные старообрядцы не избежали искушений нового суетливого времени, проявляемых в опоздании на службу, разговорах и хождениях даже во время чтения Евангелия, а крестное знамение некоторых прихожан, творимое небрежной горстью, мало напоминает двоеперстие боярыни Морозовой, в целом служба по старому чину поражает своим величием и благолепием. Так что тем, кто пожелает соприкоснуться с древним русским церковным Преданием, стоит посетить старообрядческий храм, даже если и придется во время службы постоять как еретику в притворе.



Резонанс
Новости
В Новосибирске владельцы «ГАЗелей» вышли на пикет. Причина недовольства – подорожание газового топлива. С начала года оно вдвое выросло в цене. Перевозчики пока не поднимают тарифы, но петицию в российское правительство уже составили и просят Москву повлиять на ситуацию.
Миллиард в одной коробке, вагон измельченных банкнот и императорские монеты показали 300 новосибирцам в самом закрытом здании на площади Ленина – Сибирском отделении Госбанка. Что происходит с грязными и рваными купюрами,  ошибается ли счетная техника, и сколько миллионов рублей может унести в руках один человек, рассказали сотрудники Банка России в День открытых дверей Госбанка.
Рискнувший перебежать площадь Ленина пешеход погиб под колесами Volkswagen Polo. Момент с трагическим исходом был снят на камеру видеонаблюдения и размещен в интернете.

Страшные находки времен раннего неолита обнаружены в Венгеровском районе Новосибирской области. В яме для консервирования были найдены человеческие кости, заготовленные в качестве «консервов», что доказывает существование каннибализма на территории Западной Сибири.

Столица Сибири вошла в рейтинг наиболее криминогенных городов Земли, составленный сервисом Numbeo. Всего в списке 327 городов, из них три – российских, и Новосибирск в этой тройке – самый опасный.

Исчезла еще одна бесплатная парковка в центре Новосибирска – около сквера на ул. Орджоникидзе (перекресток с ул. Советской). На ее месте мэрия обустраивает платную парковку на 40 машино-мест, которая начнет работать в тестовом режиме с 30 сентября.