Новосибирск 0.5 °C

Старообрядцы или староверы?

06.09.2002 00:00:00

После публикации статьи о празднике Троицы («ВН» от 21.06.02), где говорилось о различных формах крестного знамения, на интернетовский форум «ВН» поступил отклик, автор которого вопрошал: а в чем же догматическая разница между двоеперстием и троеперстием, если и там, и здесь три соединенных пальца означают Троицу, а два других - суть божественной и человеческой природы Христа? И отчего, мол, тогда, в XVII веке, произошел раскол? Действительно, за давностью лет, в народной памяти стерлись причины возникновения старообрядчества, и осталась лишь уверенность, что кровоточащая рана русского раскола, последствия которого сказываются до сих пор, произошла из-за упрямства последователей протопопа Аввакума, не желавших изменить формулу перстосложения. Приоткрыть суть событий, происшедших на Руси в середине XVII века, поможет это небольшое исследование истории крестного знамения и самого раскола.

История крестного знамения

Отстаивая веру отцов, отстаивая двоеперстие, противники реформ Никона часто принимали мученический венец. Боярыню Морозову, которой художник Суриков посвятил одну из своих лучших картин, уморили голодом в земляной тюрьме за принадлежность к старой вере

 Крестное знамение всегда связывалось с исповеданием веры. Некоторые исследователи считают, что впервые крестное знамение появилось в Риме во время гонений, когда христианам вырывали язык, чтобы лишить их возможности исповедовать свою веру. И тогда мученики одним перстом, означающим веру в единого Бога, начертывали на своем челе крест - в знак веры в Иисуса Христа, распятого на кресте. Но после того, как единоперстие стало знаменем еретиков монофизитов, отрицающих наличие двух природ Христа и признающих в Нем только одну природу - божественную, православные христиане перешли на двоеперстие. Новое перстосложение наиболее точно отражало суть христианской веры - двумя пальцами, указательным и средним, означающими человеческую и божественную природу Спасителя, христиане начертывали на себе крестное знамение в знак исповедания Христа, распятого на кресте; три остальных, соединенных вместе, означали Единосущную Троицу. Это крестное знамение вместе с новой верой и переняла Русь от Византии в 988 году и сохранила до середины XVII века, так как причин для изменения перстосложения на Руси не было. В то время как на Западе с православным двоеперстием повторилась та же история, что и с единоперстием. Новые еретики стали использовать его в качестве знамени своих ересей, в противовес которым среди западных православных постепенно укрепилось троеперстие.

Важно, что причиной отказа греками от двоеперстия послужило не то, что оно стало само в себе неправославным, а совершенно другие факты. Тем не менее на соборе 1666 года прибывшие в Россию греки осудили русских, крестящихся по древнему православному обычаю, как еретиков.

А судьи кто?

 Можно понять недоумение русских людей, когда, однажды проснувшись, они узнали, что все они и их благочестивые предки, в том числе великие святые, - еретики. И узнали они это от приехавших в Русь греков, еще недавно восхищающихся благочестием и святостью русского народа. Западное православие того времени находилось в упадке после покорения турками Византии и захвата ими Константинополя. После позорной Флорентийской унии (попытки объединить православие и католичество) в православии все больше усиливалось католическое влияние. Лишь Русь хранила в чистоте святую православную веру, что задевало самолюбие представителей более древних православных Церквей. И вот, русский царь Алексей Михайлович, посулив грекам немалую плату, предоставил им возможность отыграться. В Москву ринулись охочие до подарков окатоличенные греки.

В 1666 году в Москве открылся собор, окончательно осудивший русскую традицию православного вероисповедания и прошлое Русской Церкви. Почти половину состава собора составляли приезжие греки. Интересно, что возглавляющие собор восточные патриархи Паисий и Макарий были в это время смещены со своих кафедр собором Вселенского патриархата, возмущенным их деструктивной деятельностью по отношению к Русской Церкви. Но денежные долги обоих патриархов, во многом ради погашения которых они и отправились в Россию, оказались выше церковных интересов. Информация об участниках собора будет неполной, если не упомянуть еще об одном активном его участнике - консультанте русского царя в вопросах православной веры приезжем лжемитрополите Паисии Лигариде, который у себя на родине был отлучен от Церкви за антихристианские поступки и переход в католичество. К сожалению, среди участников суда над Русской Церковью проходимцев было немало. Тем не менее суд состоялся.

Вера или обряды?

 Существует расхожее мнение, что старообрядцы путают обряды с верой. Но из истории раскола следует, что это, как говорится, с больной головы на здоровую. Именно участники собора 1666-1667 годов объявили ересью обряды русского богослужения, а обряды ересью быть не могут, ересью называется искажение веры. Выходит, что прибывшие на Русь греки осудили русских людей все-таки за их веру, которую посчитали еретической. Недаром сами старообрядцы называют себя староверами. Следует также вспомнить, что православная вера основывается не только на Священном Писании, но и на Священном Предании, а Предание включает в себя многое, в том числе и сложившиеся основы богослужебной жизни, составной частью которой являются обряды. В вышедшей недавно книге «Вызов современной цивилизации. Как отвечает на них Церковь?» митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл пишет: «Предание есть живой благодатный поток веры и жизни в лоне Церкви. И этот поток является нормативным, так как Предание - это норма веры». В 1666 году эта норма была разрушена.

Перечень изменений, внесенных еще патриархом Никоном в 1654 году и закрепленных на соборе 1666-1667 годов, проклявшем старые обряды, а заодно и самого Никона, немал. Изменение перстосложения составляет лишь часть этого перечня. Мало кто из современников знает, что патриарх Никон единолично изменил святая святых православного вероисповедания - Символ Веры. Когда-то западная Церковь в одностороннем порядке добавила в Символ Веры одно слово, и произошел великий раскол Церкви на православие и католичество. В 1654 году патриарх Никон из Символа Веры одно слово, показавшееся ему лишним, изъял. Во фразе «И в Духа Святаго, Господа Истиннаго и Животворящего» слово «Истиннаго» было исключено. Лишить истинности Второй Ипостаси Триединого Бога - это все-таки нечто большее, нежели изменение обряда.

Но по большому счету и сами обряды всегда отображали суть вероисповедания. Так до раскола крестный ход вокруг церкви верующие совершали «посолонь» - по солнцу, то есть шли, согласно евангельским заветам вслед за Солнцем-Христом. Греки ввели сохранившийся до настоящего времени обычай идти против солнца, то есть навстречу Христу. Но во времена волевого насаждения новых обрядов движение против солнца интерпретировалось в народе как движение «против Христа». Апофеозом нововведений был указ патриарха о троеперстии: первые три перста складывать во имя святой Троицы, а два последних «иметь праздными». В народе говорили: патриарх упразднил Христа (современное толкование догматической сути двух прижатых к ладони пальцев появилось значительно позже). Русские же богословы решили, что совершение крестного знамения тремя пальцами символизирует распятие на кресте не Христа, а самой Троицы, что является ересью. Общий же список изменений текстов молитв, порядка их чтения, изменений в священнодействиях духовенства составил более 200 страниц.

Протест

 Для большинства духовенства и мирян, знающих богослужение наизусть, нововведения воспринялись как революция в уставе. Мало того, правщики, взявшиеся за издание новых богослужебных книг, в большинстве своем были не очень грамотными, и новые книги постоянно исправлялись и переиздавались, причем при переиздании вносились новые ошибки. Все это вносило хаос в церковную службу и подрывало веру христиан в осмысленность службы и правильность устава. Как пишет историк А. В. Карташев, «нетактично проводимая Никоном правка книг по темпу, широте охвата, по чуждости своего источника и по обидности ее для серьезно усвоенного, не только национального, но и подлинного православного самосознания, не могла не вызвать протеста. Протест был по глубине всеобщий: и епископата, и белого, и черного духовенства, и мирян, и простых людей».

Две Церкви

 Так на Руси появилось две непримиримые православные Церкви: старообрядческая и господствующая. Непримиримость эта сказывается до сих пор. Присоединение старообрядцев к господствующей Церкви проходит через чин покаяния в расколе. Старообрядцы же вообще новообрядцев считают еретиками, и если кто-то из новообрядцев решит поприсутствовать на богослужении в старообрядческой церкви, то должен стоять он в притворе, где издревле стояли еретики и оглашенные (иноверцы, готовящиеся к крещению). Тем же, кто пожелает перейти к староверам, предлагается отречься от «никонианской» ереси. Это условие для абсолютного большинства православных верующих невыполнимо. Для современного православного христианина отречься от святых мучеников и исповедников, прославленных после раскола, также неприемлемо, как в XVII веке было неприемлемо для русского народа отречение от веры отцов. Полюбить и принять старую веру - это одно, а предать свою - совсем другое.

Еще одним немаловажным препятствием к сближению разделенных православных является агрессивность большинства старообрядцев по отношению к официальной Церкви. Иные старообрядческие печатные издания просто страшно читать, настолько они напитаны агрессией. Создается впечатление, что староверы сами заинтересованы в собственной изоляции, так как такими методами сторонников не привлекают. Справедливости ради стоит сказать, что грешат агрессивностью и некоторые издания новообрядческой Церкви. Так летом 1999 года столичная православная газета «Радонеж» в нескольких номерах напечатала о старообрядцах полные клеветы статьи, озлобленный тон которых более присущ последователям не Христа, а Его антипода. Взаимоотношения же между высшими церковными иерархами ограничиваются взаимными поздравлениями перед большими христианскими праздниками, да и то не всегда. Отчего не желают примириться иерархи, нам, мирянам, судить негоже, но вот как характеризует сложившуюся ситуацию одна православная газета в интервью со старообрядческим священником: соберутся старообрядческие и новообрядческие иерархи поговорить о путях сближения, и между ними происходит приблизительно следующий диалог. «Мы древнее», - говорят одни. «Нас больше», - отвечают другие. На этом конструктивность диалога исчерпывается.

Сибирские старообрядцы

 Более чем трехсотлетнее существование старообрядческой Церкви изобилует переменами отношений к ней властей предержащих. Сейчас - время расцвета и возрождения. Так, в октябре нынешнего года исполнится 10 лет воссоздания Сибирской старообрядческой епархии. Начало Сибирской епархии положило решение Освященного Собора 1992 года и хиротония (поставление в епископы) 18 октября того же года епископа Новосибирского и всея Сибири Силуяна. Освященный в сентябре 1999 года и чуть-чуть недостроенный кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (по древнему - Рождества Пресвятыя Богородицы) на улице Снежной, возведенный в традициях русского каменного зодчества, - украшение Новосибирска, хотя и находится он на окраине города. Старообрядческий же хор кафедрального собора, которым руководит Владимир Андреевич Долгов, известен далеко за пределами России.

Современное старообрядчество - это феномен, с которым необходимо считаться. И хотя современные старообрядцы не избежали искушений нового суетливого времени, проявляемых в опоздании на службу, разговорах и хождениях даже во время чтения Евангелия, а крестное знамение некоторых прихожан, творимое небрежной горстью, мало напоминает двоеперстие боярыни Морозовой, в целом служба по старому чину поражает своим величием и благолепием. Так что тем, кто пожелает соприкоснуться с древним русским церковным Преданием, стоит посетить старообрядческий храм, даже если и придется во время службы постоять как еретику в притворе.



Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: