Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Проект-концепция историко-мемориального комплекса «Железнодорожный мост» в Центральном районе г. Новосибирска

06.09.2002
В подготовке к празднованию 110-й годовщины нашего города особое место занимает создание историко-мемориального комплекса «Железнодорожный мост» в Центральном районе на территории набережной р. Оби, в районе пристани Октябрьская.Оргкомитет по строительству комплекса обращается к общественным организациям и предприятиям города, к каждому жителю Новосибирска, заинтересованному в сохранении культурного наследия и архитектурно-художественном развитии города, высказать свои мнения, предложения и пожелания по обсуждаемому вопросу.

 Уважаемые новосибирцы!

В подготовке к празднованию 110-й годовщины нашего города, наряду с другими запланированными программами и работами по благоустройству и архитектурно-художественному оформлению городских территорий особое место занимает создание историко-мемориального комплекса «Железнодорожный мост» в Центральном районе на территории набережной р. Оби, в районе пристани Октябрьская.

Известно, что строительство в 1893-1897 годах на трассе Великой Транссибирской магистрали первого железнодорожного моста через р. Обь сыграло выдающуюся градостроительную роль в становлении и развитии Новосибирска. С его сооружением связаны имена известных «покорителей» и строителей Сибири: Н. А. Белелюбского (автора проекта моста), В. И Березина, Г. М. Будагова, Н. Г. Гарина-Михайловского.

В наши дни, спустя более чем 100 лет, пролетные строения моста, отслужившие свой срок, но до сих пор представляющие собой образец уникального инженерного и конструкторского решения, демонтируются, уступая место новому сооружению. Утрата хотя бы части старого, вошедшего в историю моста, была бы невосполнимой для нынешнего и будущего поколений новосибирцев.

В целях увековечивания исторического события строительства первого моста постановлением мэра от 19.12.2000 N 2369 утверждена идея создания историко-мемориального комплекса.

К ее реализации приступили уже в 2001 году, когда были выполнены работы подготовительного этапа по демонтажу, перемещению и установке на месте будущего комплекса малого пролетного строения моста, сохраненного и переданного городу Управлением Западно-Сибирской железной дороги.

 В осуществлении этих работ, во многом уникальных (вес пролетного строения составляет 500 тонн при длине 82,5 метра), приняли участие открытое акционерное общество «Институт ГИПРОСТРОЙМОСТ», открытое акционерное общество «СИБМОСТ» и его подразделение - мостостроительный отряд N 6, Западно-Сибирское речное пароходство.

Реализация следующего этапа по созданию комплекса планируется к 110-й годовщине Новосибирска. К этому времени предстоит построить опорные сооружения, установить пролетное строение на проектные отметки, а также выполнить необходимый объем благоустройства территории в границах, определенных первой очередью строительства.

По замыслам проектировщиков и строителей, комплекс в своем завершенном виде должен стать привлекательным уголком для отдыха и общения жителей и гостей Новосибирска, а также местом, создающим атмосферу уважения к истории города и его традициям.

Каким представляют себе архитекторы и дизайнеры формирование комплекса на ближайшие годы?

Здесь приведены иллюстрации и пояснительная записка к проекту-концепции, разработанному по заданию Главного управления архитектуры и градостроительства, рассмотренному и в целом одобренному градостроительным советом мэрии.

Теперь оргкомитет по строительству комплекса обращается к общественным организациям и предприятиям города, к каждому жителю Новосибирска, заинтересованному в сохранении культурного наследия и архитектурно-художественном развитии города, высказать свои мнения, предложения и пожелания по обсуждаемому вопросу.

Каким вы хотели бы видеть этот комплекс?

Ваши предложения ждем по адресу: г. Новосибирск-630099, Красный проспект, 34, Главное управление архитектуры и градостроительства мэрии, т. 22-21-19, 22-13-24.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к Проекту-концепции историко-мемориального комплекса
«Железнодорожный мост» в Центральном районе г. Новосибирска

 Историко-мемориальный комплекс «Железнодорожный мост» входит в состав многофункциональной рекреационно-парковой зоны общегородского значения в долине реки Каменки. Местонахождение комплекса - площадка у старой пристани, на месте, где начиналось строительство уникального инженерного сооружения - железнодорожного моста через Обь. Идея создания комплекса - увековечение возведения железнодорожного моста через Обь как одного из факторов возникновения и развития Новосибирска, размещение на территории музея истории строительства моста и города, памятников архитектурного зодчества Новосибирска, привлечение населения города и его гостей размещением на территории комплекса культурно-развлекательных площадок и сооружений.

Историко-мемориальный комплекс планировочно связан с набережной правого берега Оби и рекреационно-парковой зоной в долине Каменки, прогулочным бульваром и подземным переходом через улицу Большевистскую, в котором предполагается разместить торговые павильоны с сувенирной продукцией, изделиями народного творчества, выставки-продажи картин новосибирских художников. На зеленом островке безопасности транспортной развязки ул. Большевистской предлагается установить деревянную часовню. Через подземный переход посетители смогут войти на главную площадь комплекса, где размещается установленный на опоры пролет старого железнодорожного моста.

Здесь же размещается вертикальная декоративная композиция «Городские часы» с символикой «Районы города Новосибирска», отражающая историю их возникновения и развития. «Городские часы», расположенные примерно по оси Красного проспекта, представляют собой трехлистник из декоративных элементов, символизирующих фермы старого железнодорожного моста. На высоте 15 метров от земли помещен циферблат, подсвеченный неоновыми трубками. По периметру основания - лазерные прожекторы, направленные вертикально вверх. На декоративном мощении площади предусмотрены прямоугольные газоны с цветниками.

 Пролет железнодорожного моста поднят на высоту 4,5-6 метров от уровня земли. На пролете размещается старинный паровоз и пассажирский вагон, переоборудованный под ресторан. Со стороны реки к ферме железнодорожного моста пристраивается видовая площадка с эвакуационной лестницей, выходящей на прогулочную набережную Оби.

В створе композиции «Городские часы», в направлении Красного проспекта, располагается аллея знаменательных дат в истории архитектурного развития Новосибирска, вдоль которой планируется 11 «кулуаров», символизирующих 11 десятилетий развития города. В каждом из них устанавливается скульптурная композиция, отображающая наиболее знаменательное событие архитектурного развития города этого периода времени (возведение железнодорожного моста, вокзала Новосибирск-Главный, оперного театра и т. д.). В дальнейшем на аллее будут размещаться аналогичные композиции знаменательных дат города будущего.

Аллея соединяется подземным переходом с пешеходной частью Красного проспекта, с выходом к собору Александра Невского.

С восточной стороны главной площади историко-мемориального комплекса, параллельно улице Большевистской, размещается зона памятников архитектурного зодчества «Старый Новосибирск». Здесь предполагается установить перенесенные из разных районов города памятники деревянного зодчества с их восстановлением и приспособлением для размещения в них музейных экспозиций, гостиничных номеров и административных помещений комплекса.

Часть набережной, под пролетом старого железнодорожного моста, формируется в виде линейной, в плане ландшафтной, композиции с элементами монументально-декоративного искусства «Мифология Новосибирска» (Обинушка, Городовичок и т. п.), декоративным мощением «Река Обь», рельсовой дорогой «Прогулка на ладьях», детскими игровыми аттракционами и декоративными скульптурами на тему детства.

Рядом с использованием перепада рельефа, параллельно набережной Оби, запроектирован полуподземный досуговый центр с кафе, барами, магазинами- салонами.

Эксплуатируемая кровля с зенитными фонарями используется как прогулочная площадка, с отметок которой раскрывается панорамный вид на Обь и сооружения комплекса.

С западной стороны комплекса располагается зона водных аттракционов (зимой - площадка для катания на коньках), с восточной, на месте существующих спусков к воде, - «Старая пристань» с декоративной композицией «Маяк» с оборудованной площадкой в уровне воды. Предусматривается также организация прогулок на катерах на левый берег реки Оби. На водной поверхности сооружается цветомузыкальный фонтан с элементами лазерного освещения.

Севернее досугового центра располагается развлекательная зона «Новосибирск молодежный» с современной эстрадой для шоу-представлений, киноэкраном, площадкой для танцев, установками для активного отдыха молодежи (катание на скейтбордах, горных велосипедах и т. д.), круглогодичным молодежным кафе на месте старой КНС, декоративным бассейном и фонтаном.

Зимой в этой зоне предполагается проводить фестивали ледовых скульптур. В составе комплекса предусматриваются автомобильные парковки с заездом с улицы Большевистской.



Резонанс
Новости
На 58 тысяч километров скручивают пробег машин в Новосибирске. У машин 2017 года выпуска скручивают в среднем «всего» 21 547 километров, у «трехлеток» — почти 40 000 километров. Сайт бесплатных объявлений о купле-продаже автомобилей изучил информацию о скрученных пробегах машин, выставленных на продажу.
Юрий Петухов рекомендован кандидатом для назначения на должность первого заместителя губернатора Новосибирской области, Виталий Голубенко – министра финансов и налоговой политики, Ярослав Фролов – министра труда и социального развития регионального правительства. Им предстоит согласование на сессии Законодательного собрания области.

Сразу три маршрута исчезли утром 18 сентября с левобережья Новосибирска. Советский район частично остался без муниципальных маршруток №5, 6 и 7. Минтранс Новосибирской области взял под контроль ситуацию с общественным транспортом, напомнив мэрии о необходимости тщательней информировать горожан об изменениях в движении маршрутов.
Сто крутых призов за креативные фото в день выборов нашли своих законных владельцев. Итогом фотоконкурса от Издательского дома «Советская Сибирь» в Новосибирске стала церемония вручения подарков за творчество, обаяние и изобретательность. Победители раскрыли секреты, как им удалось покорить фотографиями сердца жюри.
В Новосибирске рассказали о сроках осенней охоты 2018 на копытных и мерах для браконьеров, а также о выдаче разрешений на добычу лосей и косуль. Счастливчиков в октябре определит случай. Повезет лишь примерно каждому десятому.
В зоне рискованного земледелия безродное зерно хорошего урожая не дает. Минсельхоз региона направляет миллионы рублей хозяйствам, приобретающим элитный семенной материал. В 2018 году на этот вид господдержки выделили почти на 20 миллионов рублей больше, чем в предыдущем. Доля площадей, засеянных элитными семенами, посто­янно увеличивается, но не так быстро, как хотелось бы.