Новосибирск 11.4 °C

Полотна Айвазовского крадут охотно

10.09.2002 00:00:00

 Полотна Айвазовского крадут, надо сказать, охотно. То ли так велик на них спрос, то ли так охраняются, то ли написано их много - специалисты называют такие числа: от пяти до семи тысяч картин. Одна из последних краж - в прошлом году в Петербурге, из здания Русского географического общества (РГО). Летом оттуда была похищена картина Ивана Айвазовского «Затмение солнца в Феодосии в 1851 году». По одной из версий, картину вынесли воры, пришедшие в общество под предлогом организации выставки.

Картина размером 186 на 116 см висела на стене малого зала на втором этаже здания общества в переулке Гривцова. По словам представителей администрации, этот зал использовался для лекций и научных семинаров и никакой сигнализации в нем не было. За несколько дней до кражи администрация общества сдала зал в аренду «каким-то парням», которые «собирались организовать там выставку туристического снаряжения». Ни названия фирмы, ни суммы сделки в обществе не называют. Тем не менее арендаторы получили ключи от малого зала и завезли несколько коробок с экспонатами. Как выяснили позже милиционеры, в коробках были газеты, старые магнитофоны и телевизор. В последний раз арендаторов видели около 11 утра в день кражи: они взяли на вахте ключи и стали носить свои коробки. А после полудня завхоз РГО зашла в малый зал, чтобы посмотреть, как идут дела у арендаторов. И увидела, что со стены пропала картина Ивана Айвазовского. В этом же зале висели еще пять картин известных мастеров русской живописи примерно такого же размера, но преступники их не тронули.

Пропавшая картина была подарена обществу в 1853 году самим Иваном Айвазовским, который являлся членом общества и личным другом его первого председателя великого князя Константина Николаевича. С тех пор картина оставалась в здании общества и даже не выставлялась, хотя и имеется во всех каталогах художника. Художественную ценность полотна оценить сложно - известно только, что для самого художника эта картина была уникальна (больше затмений ему запечатлеть не удалось). Страховая стоимость картины не определялась, поскольку за рубеж ее не вывозили. В ходе последней ревизии территориального управления по сохранению культурных ценностей, проведенной в 1991 году, общество оценило картину в 11 тысяч рублей, но, по словам хранителей, эта сумма взята с потолка и реальная рыночная стоимость произведения в сотни, если не в тысячи раз больше.

А в ночь на 11 октября 2001 года из Ташкентского государственного музея искусств были похищены пять картин известных художников, в том числе и полотно Айвазовского «Закат в степи».

Следствие долго не могло выйти на след похитителей. Правоохранительные органы признаются, что обнаружить картины удалось совершенно случайно. Во время облавы 17 января в одной из криминальных квартир-явок оперативники обнаружили сумку со свернутыми рулонами, которые и оказались похищенными картинами. В краже признались два наркомана.

***

Иван Константинович Айвазовский или Гайвазовский родился 17 июля 1817 года. Русский живописец, мастер морского пейзажа. Сын мелкого торговца-армянина. В 1833-37 годах учился в Петербургской академии художеств у М. Н. Воробьева и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 академик, с 1847 профессор, с 1887 почетный член Академии художеств. Член ряда европейских академий. Много путешествовал, с 1845 жил в Феодосии.

Айвазовский уже в 1840-х годах завоевал мировую славу эмоциональной приподнятостью своих картин, с их тяготением к пафосу и героике, точностью и быстротой кисти. Своеобразие творчества художника - в романтическом изображении необъятного величия и буйной мощи морской стихии, огненных закатов, играющего на волнах лунного света, отваги борющихся с морем людей («Девятый вал», 1850, Русский музей, Ленинград). Очевидец военных маневров Черноморского флота, Айвазовский посвятил многие картины подвигам русских моряков («Чесменский бой», «Наваринский бой»). Повышенная яркость цветовой гаммы постепенно сменяется в картинах Айвазовского стремлением к тональному единству. В лучших поздних работах («Черное море»), сдержанных по цвету, Айвазовский пользуется тонкими градациями светотени для более точной и естественной передачи морской шири, движения воды и света. Он создал около шести тысяч картин (неравноценных по художественному качеству), много рисунков и акварелей.



Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: