Новосибирск -2.2 °C

Преступность как бы сокращается, но аплодировать нечему...

10.09.2002 00:00:00

Чем обернулось принятие Госдумой новых кодексов

 В июле в области было зарегистрировано 2700 преступлений. Год назад в том же месяце - почти шесть тысяч и возбуждено более трех тысяч уголовных дел. Нынче такое же примерно количество - за июль вместе с августом. Наверное, совсем не сыщется наивных, которые бы радостно захлопали в ладоши: как резво отступает криминал - сокращение в два раза! Действительно, аплодировать нечему, разве только резвости, с которой принятые депутатами новые кодексы - Уголовно-процессуальный и Административный - «подчищают» криминальную статистику. Та половина преступлений, что в нее с нынешнего июля не вошла, как раз состоит из тех самых краж, мошенничеств, растрат, что не дотянули до пяти минимальных размеров оплаты труда, то есть меньше 2250 рублей. Теперь именно с этой суммы начинается воровство, а до нее преступление считается только... правонарушением. И наказывается не тюрьмой, а штрафом. Поднимут «минималку», о которой уже начали говорить на радость россиянам, и ворам станет еще вольготнее - безнаказанно красть можно будет на еще большую сумму. И нести ответственность лишь за правонарушение. Овца, небольшой теленок, десяток куриц - в селе, зарплата начинающего бюджетника, пенсия, старый холодильник, телевизор на даче у горожанина - все это меньше пяти «минималок». Такова криминальная действительность, от которой нам всем, благодаря Госдуме, теперь некуда деться и к которой придется привыкать.

За первые два месяца действия нового УПК и Административного кодекса судами прекращено 326 уголовных дел, в которых сумма ущерба не дотянула до пяти «минималок» на момент совершения преступления. Прокуратуру, можно сказать, захлестнул вал жалоб из «зоны». Облегчения участи добиваются обитатели колоний, осужденные за преступления, совершенные даже десять лет назад. Законопослушному гражданину такое ну совсем трудно понять. Попробую объяснить. Сидит, допустим, сейчас некий вор за «полноценную» кражу, и сидеть ему еще лет пять. Ходка у него не первая. Десять лет назад он, начинающий воришка, украл меньше чем на пять «минималок» - тех еще, десятилетней давности. Но по второй, третьей судимостям та первая кража учитывалась - повторность, а то и злостный рецидив. А отсюда и квалификация последних «подвигов», а значит и весомость наказания. Так вот, если сейчас первую кражу считать не воровством, преступлением, а лишь административным правонарушением, то можно и последнее наказание урезать. Так что шевеление в колониях совсем не напрасное, в соответствии с достижениями наших законодателей.

Еще новшество - арест по постановлению суда. Некоторые цифры сообщили нашему корреспонденту в прокуратуре области. В июле прошлого года арестовано было 117 человек, нынче в том же месяце - 20. Конечно, нельзя сбрасывать со счета некоторую робость правоохранителей, понятную при вхождении в новое правовое поле. Ведь, по сути, новый Уголовно-процессуальный кодекс можно сравнить с некой даже революцией, ведь новшеств в нем столь много, что привыкать к ним придется не один год. Это лишь самые первые шаги. Уже к концу августа под стражу взято более четырехсот человек. В 43-х случаях суды отказали в изоляции от общества. Причем, по мнению прокуратуры, есть и вопиющие случаи. Об одном из них нашему корреспонденту рассказала начальник управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами прокуратуры области Нина Дуденко.

...Около двух часов ночи в конце июля трое парней остановили двух девушек на Красном проспекте. Одной угрожали пистолетом - приставили к боку. Другую девушку парень повалил на землю, ударил. Вырвали сумку, сняли золотые украшения - цепочки, серьги, колечки. Разбойное нападение, и дело возбуждено по этой статье. Конечно, впереди длительное расследование, когда будут выясняться подробности, участие каждого. Но под стражу суд, а именно он сейчас принимает решение, взял... только одного. Двое других оказались под подпиской о невыезде, даже тот, кто, по словам потерпевших, угрожал пистолетом. Что же так размягчило суд? То, что все трое несовершеннолетние? А может, их проживание по постоянному месту жительства, под присмотром родителей, вроде ребята из нормальных семей, у одного папаша - фермер.

- Прокуратура не согласилась с таким решением, - объясняет Нина Ивановна Дуденко, - и внесла представление в вышестоящую инстанцию о его отмене. Наши доводы: преступление совершено тяжкое, с применением оружия, пистолет изъят. Да, они имеют постоянное место жительства, но в Кемерове. Как можно вести следствие? Что, их родители будут сюда доставлять? Чем объяснить, что при всех равных условиях арестован был один, причем не самый активный, и даже не тот, кто угрожал оружием? Не было учтено, что от девушек поступили заявления с просьбой об аресте обвиняемых, ведь от них уже были угрозы. Следователь вынужден был принять решение о засекречивании сведений о потерпевших, что предусмотрено законом в подобных случаях. Но представление прокуратуры было отклонено областным судом. Разбой - это всегда насилие, всегда оружие...

Это, пожалуй, первый эпизод, когда столь резко разошлись мнения следствия и суда. Но, смею утверждать, не последний... Новой форме выдачи санкции на арест всего два месяца. Через некоторое время будет обобщена практика, даны рекомендации по применению закона. С каждым случаем надо разбираться конкретно.

Первое июля, без преувеличения, войдет в историю продвижения судебной реформы в России и как день, когда получила новый импульс так называемая состязательность сторон. Адвокат обязателен с самого начала уголовного преследования. И абсолютно все уголовные дела рассматриваются с участием государственного обвинителя. Но, как всегда в нашем отечестве в последние годы, государство как-то забыло, что необходимы и средства для этого. Причем в самом прямом смысле. Нужны новые силы прокуратуре. Иначе она вся полностью уйдет в залы судебных процессов, что сейчас и происходит.

- Прокуроры в городе справляются пока за счет неимоверных усилий, - подчеркнула Нина Дуденко. - По нашей вине не сорвано пока ни одного судебного процесса. Ликвидирована городская прокуратура, сокращен аппарат областной, и все освободившиеся работники направлены для поддержания обвинений в судах. В Ленинском суде - самом большом в городе - в процессах систематически участвуют работники облпрокуратуры. Вроде обещают еще увеличить штаты...



Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: