Новосибирск -1.8 °C

От сумы да тюрьмы...

11.09.2002 00:00:00

За что судили новосибирских дорожников семь десятилетий назад

Центр города хорошими дорогами обзавелся давно (у «кузбассовских» домов на Красном проспекте)

 От сумы да тюрьмы не зарекайся: так водилось на Руси от Владимира Мономаха до Владимира Путина. Понятно, что бытописателю 110-летней новосибирской истории сей деликатный предмет не обойти никоим образом. Ну, положим, нищенская сума - главный итог реформ для большинства сегодняшних россиян, посему есть смысл ее оставить историкам будущих поколений. А вот тюрьма в нашем Отечестве как была, так и есть и, похоже, никуда и впредь не денется...

Странная вещь, не раз отмеченная мной в этих записках: если замкнуть накоротко разные времена нашей действительности, то окажется, что все наблюдаемое сегодня, превозносимое официально и проклинаемое втихомолку, уже было, было, было... Меняются только критерии оценок, причем те, советские, вроде бы устаревшие и подвергнутые не раз анафеме, применительно к нашей сегодняшней реальности попадают в самую точку.

Проведем мысленный эксперимент: возьмем и переместим наших российских, прости господи, реформаторов лет на семьдесят назад - в то время, о котором сегодня пойдет речь. Ну, персональный черный «воронок» многим обеспечен - это однозначно. И легендарная 58-я статья УК с ее четырнадцатью пунктами - тоже. Несложно представить и речь государственного обвинителя, обращенную к соратникам по Беловежской пуще: 58-я, пункт 2 («захват власти с целью насильственного отторжения какой-либо части СССР»), пункт 4 («помощь международной буржуазии», в частности, вывозом капитала и не только...), пункт 11 («деяние, подготовленное организационно»), по совокупности или по каждому пункту в отдельности - до высшей меры наказания. Для шустрых экономистов 90-х: 58-я, тот же пункт 4 плюс пункт 7 («подрыв промышленности, транспорта, денежного обращения...») и пункт 14 («умышленно небрежное исполнение определенных обязанностей» - лезть в правительство, не зная экономики) - до высшей меры. И так далее, всем сестрам по серьгам и минимум по казенному коттеджу в Магаданской области...

Увы, остается только жалеть, что нет у истории заднего хода и сослагательного наклонения. Но и обратная процедура может оказаться не менее интересной: посмотреть на ТЕХ ЛЮДЕЙ с той скамьи подсудимых, на наших отцов и дедов, сегодняшними глазами.

Дорожники 30-х за работой на главной площади города
 Размытые временем строки машинописи. Смытый тем же временем гриф «Совершенно секретно»...

«Город Новосибирск. Обвинительное заключение по делу N 2338 по обвинению Ставского Леонида Михайловича, начальника отдела ремонта и содержания дорог Крайдортранса, Лузина Алексея Петровича, главного бухгалтера Крайдортранса, Штанагея Николая Павловича, начальника механическо-ремонтной базы Крайдортранса по ст. 58, п. 14...»

Тот самый пункт: до высшей меры социальной защиты - расстрела. За что? Вот основные пункты обвинения новосибирских дорожников.

Прокурор: «1. Текущий ремонт дорог в сводном плане обвиняемым Ставским показан в размере 1526 км, что одобрено и утверждено Главдортрансом. А в планах дорожных участков показано всего 235,2 км на ту же самую сумму затрат в 5303 тыс. рублей. Тем самым Ставский сознательно предопределил срыв заведомо нереального плана...»

Обычно московские чиновники тех времен исходили из некоей средней стоимости километра дороги от Сочи до Мурманска и от Бреста до Камчатки, но в Сибири с ее болотами и тяжелым климатом строительство и содержание трасс обходилось, да и сегодня обходится, существенно дороже, чем, к примеру, в Подмосковье. Вот и завышал инженер Ставский объемы ради того, чтобы получить нужную сумму от тогдашнего российского Швондера на реальные километры - на них-то все и было потрачено.

Хочешь жить - умей вертеться: так во всем мире. На Руси хочешь что-то реально делать, тогда и сегодня, - умей вертеться вдвойне! И при этом еще и не забывай про русское небо в клеточку - особенно тогда...

Прокурор: «2. Ставский задерживал на текущих счетах (совместно с Лузиным) суммы, подлежащие немедленному переводу на дорожные участки, что ставило их перед срывом работ. Так, новосибирский участок недополучил за год по Союзному бюджету 9500 рублей, по Краевому - 85000 рублей. Эти суммы были использованы на организацию рембазы, переведены Томскому техникуму и израсходованы на строительство Бердского и Инского мостов...»

Начальник Территориального управления автомобильных дорог Сергей Полещук: «Налицо грубое нарушение финансовой дисциплины - и никакие благие намерения не могут оправдать действия наших дорожных предшественников. Представляете, что началось бы в стране, если бы каждая отрасль народного хозяйства стала проявлять подобную деловую инициативу? Анархия и, в конечном счете, развал всей экономики государства.

Конечно, злого умысла в действиях новосибирских дорожников не было. Это сегодня просто - поднял телефонную трубку, и ты уже в Москве, сел в самолет - и через какие-то четыре часа шагаешь по Красной площади. А в то время? Вот и проявляли подобную «инициативу» дорожники, и не только в Новосибирской области, за что и шли под расстрельную статью.

Центральная автобусная станция Новосибирска в 30-е годы
 Кстати, через несколько дней Государственная комиссия примет в эксплуатацию в районе Плотниково современный железобетонный мост через реку Иня на трассе Новосибирск-Ленинск-Кузнецкий. А ведь мало кто знает, что старый мост был построен за счет средств, выделенных на строительство подъездных путей к свекловичным и промышленным районам Западной Сибири. На это было отпущено 45 тысяч рублей.

Что можно было тогда реально построить на эти деньги? По тем расценкам чуть меньше 13 километров - сущая мелочь на фоне тогдашнего тотального бездорожья. А вот Плотниковский мост на трассе Новосибирск-Ленинск-Кузнецкий - объект, для дорожной сети стратегический: это связь Новосибирска с Кузбассом и мощными сельскохозяйственными районами востока и юго-востока области. Для него 45 тысяч - цифра весомая. И тот самый мост, о котором идет речь в обвинительном заключении, прослужил верой и правдой более 30 лет. А уж какую роль он сыграл в годы Великой Отечественной войны в помощи фронту и развитии экономики области - это предмет для отдельного разговора».

Прокурор: «3. В 1932 году Крайдортранс принял к исполнению проект железобетонного моста через реку Иня у Новосибирска. В 1933 году по инициативе Ставского был составлен второй проект - деревянный мост на каменных опорах. Ставский внес ориентировочную стоимость моста 468,5 тыс. рублей, заниженную против реальной, что дало ему право лично утвердить проект, как не превышающий 500 тыс. рублей...»

Комментарий специалистов-мостовиков: «В условиях тех лет строительство железобетонного моста через Иню могло затянуться на долгие годы - существенно меньший мост через речку Ельцовку на Красном проспекте строили больше пяти лет. И все это время бурно растущий Первомайский район был бы отрезан от города. Деревянный же мост, абсолютно надежный по тем временам при наличии в основном гужевого транспорта, мог быть построен в кратчайший срок...»

Добавлю от себя - и был построен, причем качественно. Дерево - материал, не особо долговечный при нынешних нагрузках, но опоры моста Ставского, верой и правдой служившего новосибирцам до пятидесятых годов, до сих пор сохранились рядом с действующим мостом через Иню. Вот только его создатель загремел на нары, чтоб не высовывался лишний раз со своими инициативами...

Прокурор: «4. Главный бухгалтер Лузин неоднократно допускал задолженности по зарплате, несмотря на наличие денежных сумм на текущем счете Крайдортранса. Зарплата задерживалась на срок от двух до четырех месяцев, что вызвало справедливое недовольство и выступления рабочих. На запрос Главдортранса о размерах задолженности письмом от 10.02.1935 Лузин ответил, что задолженности нет...»

Не стоит делать из тогдашних дорожников ангелов - что было, то было, но... С одной стороны, лично в карман гражданину Лузину эти деньги не шли - нет этого в обвинительном заключении. Все, что задерживалось, расходовалось только на производственные цели. А с другой стороны - оцените, насколько актуально звучит этот пункт сегодня! Да начни нынешние прокуроры применять ту самую статью 58-14 за задержку зарплаты и вранье в общегосударственную статистику - и сегодня все места заключения по всей России будут под завязку забиты главными бухгалтерами предприятий всех форм собственности и их начальниками: такая вот забавная перекличка времен... Хотя кто знает: глядишь, и общероссийская задолженность по зарплате подсократилась бы в таком случае?

Прокурор: «5. Лузин подписывал закупку лошадей от 1000 до 2000 рублей за штуку, тогда как их конвенционная цена - от 500 до 1000 рублей соответственно...»

И, как отмечали свидетели, по этой цене коней можно было искать годами... Сезон дорожника в Сибири короток: не успел за лето, отдыхай до следующего. А обеспечил себя транспортом, пусть по чуть завышенной стоимости, выполнил задание - и тут же получай от прокурора подряд на строительство Колымской трассы. Эх, Отечество...

Прокурор: «6. В плане 1934 года значилось создание машинодорожных отрядов для устройства земляного полотна машинным способом. Чтобы сорвать работы, обвиняемый Штанагей назначил трактористами на пять импортных тракторов «Клетрак» совершенно неопытных людей. В результате эти трактора, только что вышедшие из капитального ремонта, через несколько дней работы вышли из строя...»

О том, что представлял собой тогдашний уже весьма подержанный импортный трактор после отечественного капитального ремонта, остается только догадываться. К тому же по тону прокурора можно подумать, что вся Сибирь в 1934 году кишела опытными трактористами со средним образованием или с дипломами ПТУ, а этот вредитель где-то специально по классовой злобе нашел неопытных...

На самом деле стоило бы сформулировать иначе: в тяжелом климате, на предельно изношенной технике, в условиях отсутствия кадров и их обучения буквально на ходу, наши новосибирские дорожники все-таки успешно строили дороги и, насколько было возможно, поддерживали их в проезжем состоянии.

Вот сохранившееся описание быта дорожных рабочих тех лет: «В мастерской по ремонту техники холод в помещении зимой достигает 25-30 градусов мороза. Общежитие рабочих: при выпадении осадков в комнатах грязь и вода, зимой стены покрыты инеем. Общежитие не отапливается - нет финансирования, денег не хватает на производственные нужды...»

За такой труд медали давать надо, а давали срока, и немалые. Куда могли отправиться бедолаги-трактористы товарища Штанагея со сдохших от старости или от их неопытности тракторов? Да туда же - в жаркую Воркуту или солнечный Магадан...

Ну и, наконец, едва ли не главный грех ведущих новосибирских дорожных специалистов - и отнюдь не только именно дорожных...

Прокурор: «7. Ставский, хотя и дорожник по образованию - сын титулярного советника, женат на дочери священника, происхождение скрывал... Благодаря вредительству Ставского аппарат Крайдортранса оказался засорен социально чуждыми элементами в количестве более 30 человек. Так, старший инженер отдела Ставского, автор проектов Инского, Плотниковского и Бийского мостов Кнушевицкий Юрий Александрович, 1888 г. р. - подпоручик белой армии, осужден в 1928 году на три года ссылки за антисоветскую агитацию, хотя как специалист свое дело знает. Технический руководитель Новосибирского участка, ведущий строитель Инского моста Самуйлов Иосиф Артурович, 1899 г.р., служил в армии Колчака, женат на бывшей жене расстрелянного офицера...»

Спасибо безымянному товарищу прокурору: благодаря ему мы знаем еще несколько фамилий людей, достойных быть отмеченными в новосибирской истории. Правда, социальное происхождение подкачало, но тут уж виноваты родители... Тем более что по той же причине - не в пролетарской семье родились! - с карты новосибирских улиц в свое время беспощадно вымарывались славные имена инженеров Будагова, Меженинова и многих других, которым наш город обязан своим рождением. Помянем всех их, включая 32 фамилии социально чуждых специалистов высшего класса из прокурорско-дорожного списка, хотя бы просто добрым словом - они это, ей-богу, заслужили.

Одни родились не там. Другие, с их стремлением любой ценой делать дело - не в то время. В результате многим из них выпала тюрьма и срок, а то и «вышка», но страна наша не пошла с сумой по миру, став по тем временам одной из самых мощных держав мира, а область - одним из мощных и наиболее развитых экономически регионов России.

Иллюстрации - из фотоальбома «Новониколаевск-Новосибирск: 100 лет»
книги «Левобережье Новосибирска. Страницы истории».



Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: