Новосибирск 1.5 °C

Поликлиники останутся на месте, изменится качество обслуживания

12.09.2002 00:00:00

 Как уже сообщалось, в Новосибирске, согласно постановлению мэра Владимира Городецкого, готовится реорганизация амбулаторно-поликлинической службы города. Один из пунктов этого документа касается и реализации прав граждан на выбор врача и лечебного учреждения.

О том, что означает это для горожан, мы попросили рассказать начальника управления здравоохранения мэрии Владимира Чернышова.

- Владимир Михайлович, любые перемены в сложившейся системе всегда вызывают опасения у людей: не стало бы хуже. Тем более, когда речь идет о медицинском обслуживании в поликлиниках: ведь это касается абсолютно всех горожан - от мала до велика.

- Как раз из необходимости защиты интересов всех горожан мы и исходили, принимая решение о необходимости совершенствовать работу амбулаторно-поликлинической службы. Сегодня объективно жители не имеют равных возможностей в получении квалифицированной медицинской помощи по месту жительства. Кто-то прикреплен к крупной поликлинике, обладающей современными средствами диагностики и лечения, а у кого-то рядом с домом - поликлиника маломощная, где нет ни узких специалистов, ни соответствующей аппаратуры. В итоге, вторые, чтобы пройти обследование или попасть на прием к узкому специалисту, вынуждены делать это в другом лечебном учреждении, зачастую за деньги, либо попадать туда по договоренности врачей и т. д.

Система, которую мы хотим реализовать, тем и будет отличаться от существующей, что всем жителям района, независимо от мощности «их» поликлиники, будет доступна качественная медицинская помощь. Для этой цели мы хотим максимально эффективно использовать все те возможности, которыми располагает район, - технические, кадровые.

- Каким образом?

Владимир Чернышов
 - Сегодня в мощных поликлиниках медицинская аппаратура может работать с 8 до 14 часов (на один аппарат положена одна ставка). А с 14.00 на этом аппарате в лучшем случае оказываются платные услуги, а в худшем он просто простаивает.

То же касается и специалистов. Есть маленькие поликлиники, где работает какой-то узкий специалист на 0,5 ставки, 0,25 ставки. А если он уходит в отпуск, заболел или уволился? Тогда люди вообще лишаются возможности попасть к нему на прием. Но если по району собрать эти «половинки» и «четвертинки», то получится 3-4 ставки, а это уже полноценное отделение узких специалистов. Самое главное - руководитель этой службы уже сможет осуществлять маневр. Заболел один из специалистов или ушел в отпуск - его заменят на другого, и пациенты не пострадают.

- Не возрастут ли очереди к специалистам в крупных поликлиниках, если сюда будут стекаться больные со всего района?

- Нет. Во-первых, поликлиники, которые сегодня существуют, будут и дальше существовать. И находиться на том же самом месте, где и сегодня находятся. И участковая служба там будет сохранена. Закрепленные за этим лечебным учреждением пациенты по-прежнему будут туда ходить. Если узкий специалист вел в какой-то поликлинике прием, то он и будет его там вести. Объединение узких специалистов в единую службу не означает, что мы их всех разместим в одной поликлинике и со всего района люди будут туда ездить. Речь о том, что у них будет единое руководство. И оно сможет при необходимости переключать потоки больных. Согласитесь, лучше съездить на прием в другую поликлинику, чем не получить помощь совсем.

- Если к этому подталкивает логика жизни, то, вероятно, уже должен быть где-то подобный опыт?

- Например, у наших соседей, кемеровчан. Там есть знаменитая 5-я поликлиника, которая обслуживает 105 тысяч населения. Это мощное лечебно-профилактическое учреждение с несколькими филиалами - ими стали мелкие поликлиники.

Есть случаи объединения поликлиник и у нас. Например, в Дзержинском районе из четырех поликлиник образовано две. Из двух поликлиник одна - в Первомайском районе. Произошло это после длительных обсуждений - в том числе и с жителями, и с сотрудниками этих ЛПУ. Пациенты спрашивали: зачем мы будем ездить в другую поликлинику, если наша под боком? А мы разъяснили: как ходили, так и будете ходить. Эта поликлиника не закрывается, и участковый врач на месте. А количество главных врачей для больных не имеет значения.

- Значит, речь идет и о сокращениях.

У горожан появится возможность выбора врача и медицинского учреждения
 - Они не затронут ни врачей, ни медсестер. Сокращаться будет административно-управленческий аппарат. Сегодня, не секрет, он достаточно раздут. В каждой поликлинике есть главный врач, главный бухгалтер, замы, расчетная группа и т. д. Целесообразно ли это? А за счет сокращения административно-управленческого аппарата мы сэкономим бюджетные расходы, эти средства останутся в отрасли на другие неотложные нужды.

Что касается трудоустройства тех, кто останется не у дел, то пока, на мой взгляд, эту проблему решать удавалось. Мы сократили уже шесть лечебных учреждений, и весь персонал трудоустроен - за редким исключением, когда люди сами нашли себе место.

- Какими будут первые шаги по созданию единой амбулаторно-поликлинической службы?

- Прежде всего мы будем консультироваться с районами, выяснять, какие из них наиболее подготовлены к созданию этой службы. Необходимо хорошо продумать многие организационные моменты, связанные со статусом лечебного учреждения, кадровые вопросы и т.д.

- Переход к реорганизации амбулаторно-поликлинической службы предусматривает формирование медицинского регистра населения, внедрение в поликлиниках программы «Регистратура». Для чего это необходимо?

- Речь идет о создании электронной базы, куда включены все жители Новосибирска. Ее формирование уже началось несколько месяцев назад. Цель состоит в том, чтобы четко представлять, сколько людей наблюдается в каждой поликлинике, поскольку от этого зависят штатное расписание, финансирование. У нас пока не наведен в должной мере порядок во взаимоотношениях со страховыми компаниями. Дело в том, что некоторые предприимчивые граждане умудряются получить по два, а то и по три медицинских полиса и обслуживаться в нескольких поликлиниках. А значит, бюджет платит за этих людей дважды, трижды. В итоге, когда мы суммируем затраты, получается, что в Новосибирске проживает чуть ли не два миллиона человек. Эту путаницу необходимо устранять.

Кроме того, точный учет даст возможность реализовать право пациентов на выбор врача и лечебного учреждения. Ведь при этом мы должны четко знать: кто куда перешел на обслуживание, где прибавилось пациентов, где убавилось.

- Как на практике пациент сможет реализовать свое право выбора? У людей пока представление об этом самое смутное. Некоторые считают, что смогут пойти на прием к стоматологу в одну поликлинику, к терапевту - в другую, к невропатологу - в третью и т. д. Так ли это?

- Далеко не так. К сожалению, хотя Законом о медицинском страховании право пациента на выбор врача и лечебного учреждения предусмотрено, но, как это часто бывает, сам механизм перехода пациента из одного лечебного заведения в другое не разработан. Поэтому у людей и складывается такое впечатление.

Мы изучали опыт разных стран (Германии и др.), где возможность выбора врача и лечебного учреждения предоставляется гражданам один раз в год или полгода. За это время человек должен выбрать себе лечебное учреждение, поставить в известность об этом страховую компанию, лечебное учреждение, куда ушел и откуда пришел. Если человек разочаровался и хочет вернуться обслуживаться на прежнее место, он все-таки эти год или полгода наблюдается в новом лечебном учреждении. Иначе начнется полная неразбериха. Потому что деньги выделяются на человека в конкретное лечебное учреждение.

- Не опасаетесь ли вы, что как только граждане получат право выбора, полгорода ринется в несколько сильных поликлиник, которые сегодня у всех на слуху?

- Думаю, перекосов все же не будет. Есть опыт во введении подобной системы в Казахстане, и серьезного изменения движения потоков больных там не отмечалось. Подобный опыт есть и у нас. Например, в Калининском районе инициативная группа от имени пяти тысяч жителей Плехановского жилмассива попросила перевести их на обслуживание из 12-й поликлиники в 27-ю. Но поскольку группа не может решить за всех, людям предложено было высказаться индивидуально. Так вот, из пяти тысяч жителей заявления написали немногим более 300. Зато появилась другая инициативная группа, которая потребовала оставить все, как есть - люди наблюдались в 12-й поликлинике по много лет и от своих врачей уходить отказались.

Не будем забывать и о том, что, во-первых, территориальная поликлиника находится все-таки ближе. А во-вторых, у самой поликлиники есть право решать - брать человека или не брать. Хотя бы потому, что существует такой вид обслуживания, как надомное. И если житель Пашино будет наблюдаться в 1-й поликлинике, то машина уйдет на вызов к нему утром, а приедет обратно только вечером. И такие технические проблемы мы также должны учитывать. Кроме того, есть ведь определенный норматив, который мы должны выполнять. Если участковому терапевту положено по нормативу 1800 больных, то 1801-го главный врач его не может заставить взять. Потому что это дополнительная работа.

Надо, чтобы жители поняли: у них есть право на выбор врача и лечебного учреждения, но и у лечебных учреждений, и у медицинского персонала тоже есть свои права.

То есть не так все просто, и сейчас, разрабатывая положение о реализации прав граждан на выбор лечебного учреждения и врача, мы ставим задачу, чтобы как можно меньше было потом перегибов и недоразумений. Думаю, мы опубликуем положение до того, как оно вступит в силу - чтобы люди с ним ознакомились. Обсудим на заседаниях Совета главных врачей, президиума мэрии. А впоследствии документ будет вывешен на всеобщее обозрение - как вывешено сегодня в большинстве лечебных учреждений положение об оказании платных услуг, и у людей есть возможность посмотреть его, узнать свои права.

Еще раз подчеркну главное - создавая единую амбулаторно-поликлиническую службу, реализуя право людей на выбор врача и лечебного учреждения, мы хотим максимально приблизить медицинскую помощь к населению. Если это получится, горожане улучшение сразу почувствуют.

Беседовала Галина КОХАНОВА



Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: