БАНКЪ Сибирское О.В.К.
12 филиалов и более 120 дополнительных офисов и операционных касс банка Сибирское О.В.К. работают в 11 регионах Сибирского федерального округа.
Банк Сибирское О.В.К. заключил генеральные соглашения о долгосрочном сотрудничестве с межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение», Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов, администрациями регионов Сибири.
Клиентами банка являются предприятия всех отраслей экономики: ПО «Электрохимический завод» (Зеленогорск), ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» (Красноярск), ОАО «Бурятэнерго» (Улан-Удэ), ООО «Комбинат «Волна» (Красноярск), сельскохозяйственные предприятия, высшие учебные заведения, страховые компании, туристические фирмы.
Банк Сибирское О.В.К. является лидером по объемам потребительского кредитования в Сибирском федеральном округе. Общая сумма выданных потребительских кредитов в 2003 году составила 1,4 млрд рублей. Наиболее популярными у населения являются программы экспресс-кредитования и кредит «До получки».
Когда говорят о региональной экономике, начинают, как правило, с производителя. А начинать надо с потребителя, с жителей Сибири. Вот на них, на потребителей, вообще сегодня мало обращают внимания. Ближайшая цель - потребительский рынок: если он не будет формироваться, то рыночные механизмы не заработают и можно забыть о том экономическом развитии, на которое рассчитывает страна.
Александр ДЕВЯШИН, председатель правления банка Сибирское О.В.К. |
Скажем, в Красноярске производятся холодильники, в Омске - качественные электротовары, и потенциальный рынок для них в Сибири огромен. Спрос есть, но эти холодильники не попадают, допустим, в сельскую местность Бурятии или Тувы. Причина проста: нет крупных поставщиков, которых заинтересовали бы эти рынки. Крупные поставщики сидят только в центральных городах. Цепочка продаж «Красноярск - Москва» работает, а «Красноярск - Кызыл» - нет. Мелкому предпринимателю это неподъемно, а крупному неинтересно. В данном случае банк выступает тем гарантом, который берет на себя ответственность за то, что товар будет прокредитован, что у него есть покупатель. Соответственно, под наши векселя появляются мелкие операторы, которые берут этот товар и реализуют под наши кредиты. Таким образом, товар, услуга местного производства становятся востребованными. И востребованными не потенциально, а реально.
Конечно, риски есть, они учитываются, мы развиваем систему экспертиз, в которой должны принимать участие, в том числе, и власти региона. По каждому факту мы формируем кредитную историю. Да, забот у нас немало, но ведь и перспектива интересная: как оказалось, наша система кредитования может стать стимулом для появления на рынке совершенно новых товаров, отвечающих острым потребностям местной жизни и не требующих каких-то больших инвестиций. Здесь банк выступает не только как кредитор, но еще и как навигатор. Сибирское О.В.К. может продвинуть этот товар за счет того, что имеет большую банковскую сеть.
Отношения кредитования - это отношения доверия. Когда операция успешно завершилась, тот, кто брал кредит в банке и вовремя рассчитался, получает при втором обращении скидки и ему предлагается полный комплекс банковских услуг: от разового общения до множества услуг так называемого «семейного банка». Банк в современном мире действительно становится семейным, во-первых, по самому набору услуг, учитывающему интересы клиентов от 14 до 80 лет. Во-вторых, семейный банк - это реальный помощник в ведении домашнего хозяйства. У каждого домашнего хозяйства есть бюджет: коммунальные платежи, оплата за учебу, за товары потребления. И все эти платежи также может осуществлять банк: так происходит во всех цивилизованных странах мира. Более того, уже имеющаяся у нас технология позволяет не просто принимать платежи, но и вести учет бюджета. «Семейный банк» - это абсолютно реальная штука, с точки зрения технологий.
Однако маленькое «но» здесь все-таки есть: для реализации этого проекта нужно, чтобы уровень честности и доверия в обществе был выше среднего. Банкам во всем мире доверяют как собственной бабушке, которая мудро ведет финансы и определяет приоритеты. Учитывая, что мы развиваемся в российской экономике, где никто никому не доверяет и обман встречается повседневно, начинать такое дело не просто. Но мы - неисправимые оптимисты. Да, очень часто главным обманщиком в нашей действительности выступает не что иное, как государство. Но такова жизнь, что человек и на руинах снова и снова начинает складывать кирпич к кирпичу и заново возводить здание. Кто-то должен начать. Поэтому мы предлагаем: сначала банк дает деньги, а потом возникает все остальное. На этом доверии будут строиться отношения по возрождению сибирского потребительского рынка.