Новосибирск 6.1 °C

Модернизация образования: блюдечка с голубой каемочкой больше не будет

13.09.2002 00:00:00

Это ясно дал понять заместитель министра образования
Александр Киселев

 Научно-практическая конференция «Модернизация образования: принципиальные подходы, практические меры, первые результаты» прошла на этой неделе в Новосибирском государственном техническом университете. По этому случаю в столицу Сибири съехались ректоры и проректоры вузов Алтайского края, Кемеровской, Омской, Томской областей, Красноярского края и Республики Хакасия. Представители научно-педагогической общественности обсуждали вопросы развития науки и новых технологий в вузах, повышения качества образования, расширения его доступности, размещения государственного заказа на подготовку специалистов.

Однако, как можно было понять из выступления заместителя министра образования Александра Киселева, в течение получаса отвечавшего на вопросы собравшихся, профессорам и студентам не стоит ждать быстрых и легких перемен и уж тем более не следует возлагать особых надежд на государство.

Единственное, чего пока удалось добиться на государственном уровне: начать борьбу с действующей сегодня системой налогообложения образовательных учреждений. В настоящее время вузы платят налоги по той же схеме, что и бизнес-структуры. Руководители учебных заведений считают эту ситуацию возмутительной, поскольку образовательные услуги и торговля на рынке все-таки суть две большие разницы. «В Госдуме будем пытаться изменить эту ситуацию, - говорил Александр Киселев, - Минфин и Министерство по налогам и сборам возражают. Но премьер-министр Касьянов, перед которым ректоры ставили этот вопрос, и мэр Москвы Лужков, с которым столичная вузовская общественность встречалась три дня назад, согласны с тем, что система налогообложения в сфере образования выстроена неправильно». Правда, начал Александр Федотович «за здравие», а кончил «за упокой»: «В лучшем случае, изменения произойдут в этом году. Но я так не думаю, поскольку осталось три месяца».

Ректоры аграрных и прочих ведомственных вузов узнали на конференции, что им в ближайшем будущем не стоит рассчитывать на получение нового учебного оборудования, в то время как вузы, подведомственные Минобразу, регулярно получают дотации на наглядные пособия, материалы для опытов и прочее. «Мы неподведомственным нам учреждениям денег давать не будем. Надо взбадривать ваших коллег в Минсельхозе, других министерствах, которые отвечают за подготовку кадров в данной отрасли». Положим, для эмпээсовских вузов средства на оборудование - не проблема. Но выцарапать деньги на наглядные пособия из Министерства сельского хозяйства или Минздрава, где не хватает на зарплату...

Негосударственные образовательные учреждения, несмотря на слова замминистра о том, что «наша позиция такая: негосударственные вузы решают вместе с государственными одну государственную задачу», так и останутся у Минобраза на положении нелюбимой падчерицы. «Почему негосударственные вузы не участвуют в научных программах и конкурсах на получение грантов?» - задала вопрос ректор Новосибирского института финансов и банковского дела. «Негосударственные вузы могут развивать свою науку теми средствами, которыми они располагают. Я понимаю, что вам хотелось бы... Но если б у нас был избыток средств... Здесь сидят ваши коллеги из государственных вузов. Они знают, каких трудов стоило ректорскому корпусу сохранить потенциал высшей школы в 90-е годы. И второе, ради справедливости: весь негосударственный сектор высших учебных заведений был сформирован на научном и педагогическом потенциале государственных вузов. Так что, если быть честными - вы перед ними еще в долгу». - Этот, мягко говоря, не очень корректный выпад Киселева в сторону коммерческих вузов был почему-то встречен смехом и аплодисментами в зале.

Хотя вскоре после этого настала пора смеяться над наивными профессорами государственных вузов, задавшими заместителю министра вопрос о государственных именных финансовых обязательствах (ГИФО). Ректор из Томска спросил у Киселева, почему в начале 2001-2002 учебного года государство обещало выдать 25 тысяч именных финансовых обязательств, то есть 25 тысячам выпускников школ, показавшим наиболее высокие результаты в Едином Государственном Экзамене - ЕГЭ, преподнести на блюдечке с голубой каемочкой деньги, необходимые для оплаты учебы в том вузе, который эти счастливчики изберут. К концу года данная цифра уменьшилась до 9 тысяч. А на самом деле ректоры не видели ни одного абитуриента, получившего ГИФО. Александр Федотович ответил, что ни про какие 25 и 9 тысяч ничего не слышал. ГИФО - это только эксперимент. В этом году государство избрало экспериментальной площадкой три вуза, желающие учиться в которых были облагодетельствованы. (Теперь понятно: получивших ГИФО можно пересчитать по пальцам, и разумеется, что в число избранных трех вузов не попал ни один провинциальный университет.) Дальнейшие перспективы ГИФО весьма туманны: «Мы предполагаем гибкую систему, в которой были бы не только ГИФО, но и кредиты, и возвратные субсидии». «Стоит ли тогда «городить огород» с ЕГЭ, который задумывался, как нам говорили, ради ГИФО», - недоумевали педагоги, среди которых, как в вузах, так в школах, достаточно много противников тестовой системы проверки знаний учащихся.

Тем не менее эксперимент шагает по стране семимильными шагами. С будущего года, пообещал замминистра, когда эксперимент престанет быть экспериментом, даже творческие вузы, требующие от абитуриентов особых способностей и навыков, обязаны будут принимать студентов на основе сертификатов ЕГЭ. Ректоры медицинских академий, присутствовавшие на конференции, пришли в ужас.

Зато преподаватели педуниверситетов очень обрадовались. Замминистра сказал им, что целевые наборы, особенно распространенные в педагогических и сельскохозяйственных вузах, наконец-то обрели правовой статус: «Это, на мой взгляд, самая цивилизованная форма профориентационной работы».

Основной проблемой профориентационной работы сегодня, по мнению замминистра, является отсутствие аналитических структур, способных прогнозировать спрос на рынке труда. В настоящее время ни службы занятости, ни управления образования не могут с приемлемой долей достоверности сказать, какие специалисты будут востребованы в том или ином регионе через пять лет.

И напоследок небезынтересная информация для старшеклассников. С будущего года, по словам Александра Киселева, так называемые совмещенные экзамены, когда школа заключала договор с вузом и выпускные экзамены в этой школе считались вступительными в данный вуз, будут отменены.



Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: