Новосибирск 4.1 °C

«Рынок - среда агрессивная, и другим он быть не может», -

17.09.2002 00:00:00

считает профессор Владимир Салий

 С некоторых пор Новосибирск «удостоился чести» называться вторым Санкт-Петербургом. И все «благодаря» череде заказных убийств, последнее из которых - Анатолия Карпунина - произошло 26 августа. Все жертвы так или иначе с разной степенью успеха занимались бизнесом. Анализировать истоки кровавых разборок - компетенция специалистов правоохранительных органов, и до этого дело еще дойдет. А «ВН» заинтересовался несколько иными вопросами: так ли уж неизбежно прочна связь конкуренции и криминала, действительно ли бизнес и бандитизм - близнецы-братья и так ли уж неспокоен новосибирский рынок? На эти темы рассуждает завкафедрой маркетинга Сибирского университета потребительской кооперации, доцент экономических наук, профессор Владимир САЛИЙ.

- Мы находимся в условиях реального рынка в течение 10-12 лет, а в США, например, его возраст - более 250 лет, - с небольшого экскурса в историю начал беседу Владимир Васильевич. - У нас в университете читается курс «Стратегия рыночной конкуренции», и на семинарах и лекциях мы сравниваем, как конкуренция западная проявляется у нас. В каких формах? И надо сказать, что вывод напрашивается один: тенденции одни и те же. Правда, с опозданием на два с половиной века.

Есть несколько этапов развития конкуренции. Первый - ценовой. Суть его ясна, я думаю: чем меньше цена, тем больше покупателей. Затем ценовую конкуренцию меняют другие маркетинговые стратегии, они тоже не новы и в западных странах уже давно пройдены - где-то сто лет назад, где-то пятьдесят. Это - конкуренция качества и конкуренция сервиса, когда предприятия стремятся максимально обеспечить потребителя лучшими условиями. На новосибирском рынке в настоящее время ситуация, я бы сказал, пограничная - переход от ценовой конкуренции к конкуренции качества и услуг.

- Но если так все просто и ясно, если известны незыблемые законы конкуренции, откуда же тогда берутся «криминальные сюжеты» на рынке?

- Это, конечно, не моя вотчина, это - дело правоведов. Могу выразить только собственное мнение: зачастую отправной точкой являются личные качества бизнесмена - во-первых, и невозможность развивать свой бизнес «по правилам», во-вторых. Давайте не будем муссировать тему заказных убийств, тем более что в этом мало приятного. Просто порассуждаем вообще о появлении противозаконных действий на рынках. Забегая вперед, скажу, что очень часто это связано и с такими этическими понятиями, как порядочность, честность, мораль.

Самый распространенный конфликт - это завоевание своей ниши, своего «места под солнцем». Вот не может заниматься какая-то фирма ничем другим, кроме как производством или поставками определенного товара или продукта. А ниша уже занята. Все известные формы добросовестной конкуренции испробованы - и все напрасно. Тогда, видимо, и приходит время соблазна испробовать формы иные. Кстати, зачастую такая борьба разворачивается между фирмами, которые когда-то были одним коллективом.

Рисунок А. МЕРИНОВА
 Слово, взятое из молодежного сленга - «тусовка», лучше, полнее и точнее других, наверное, определяет ситуацию на рынке в узком его понимании - компьютерном, газетном, фармацевтическом. В каждом из них есть фирмы и предприятия, которые условно можно назвать «дочки-матери».

Пример конфликта между фирмой-«матерью» и фирмой-«дочерью» назвала специалист Новосибирского территориального управления антимонопольной политики Алевтина Антошина. В прошлом году антимонопольщики дважды рассматривали дело, субъектами которого были ООО НПП «Сибагроприбор» и ООО НПП «Эвлас», работавшее в структуре «Сибагроприбора», но начавшее затем свое дело. В первом случае «Эвлас» уличило «родительницу» в том, что та выпускает прибор, разработанный в ее стенах. Во втором - уже фирма-«мать» обвинила «дочь» в использовании торговой марки «Сибагроприбора».

- Я негативно отношусь к конкурентной борьбе между такого рода предприятиями, - говорит Владимир Салий. - В ней изначально есть негативный момент, момент нечестности. Дело в том, что, начиная борьбу, «отпочковавшаяся» фирма хорошо знает сильные и слабые стороны предприятия, ее породившего. Это как в боксе: один боксер знает, что у противника рассечена бровь, и старается ударить именно в эту точку, чтобы из-за появления крови рефери остановил бой и присудил ему техническую победу. Есть в этом что-то непорядочное, согласитесь.

Еще одним из источников «повышенной нервозности» на рынке Владимир Васильевич назвал стремление фирмы, уже зарекомендовавшей себя в каком-то определенном бизнесе, начать другой бизнес. Изначально ситуация для нее невыгодна - ниша занята. И в этом случае она предпринимает «шаги на перспективу»: задолго до конкретных мер по вхождению в новый рынок предпринимает акции, которые осложняют жизнь потенциальному конкуренту. Другими словами, выживает его.

В какой-то мере это, наверное, можно отнести к ситуации вокруг компаний «РАТМ» и «Фрутос-Н», возникшей на заводе «Экран». «ВН» знакомил читателей с этим конфликтом. И вроде бы не должно быть точек раздора между компаниями, работающими в разных сферах, но «РАТМ» создавал «Фрутос-Н» неблагоприятные условия существования, используя, упрощенно говоря, право владения ключом от ворот предприятия, на котором расположены и производственные помещения «Фрутоса-Н». Других причин «давить» на компанию у «РАТМа» вроде нет.

- Рынок - среда беспокойная, и другой быть не может, - считает Владимир Салий. - Он подразумевает конкуренцию, а значит и постоянную конкурентную борьбу. И кто в ней чувствует себя комфортнее - лидер или аутсайдер - сказать сложно. У лидера - наработанные связи, завоеванный авторитет. У аутсайдера - более полная информация о лидере, чем у лидера о нем. И еще - возможность предпринимать по отношению к нему неадекватные формы борьбы. Неадекватные - не значит противозаконные или неэтичные. Это могут быть и просто новые, неиспробованные еще на рынке методы.

Рынок - среда нервная еще и потому, что на ней не может быть постоянно обороняющейся стороны. Бизнес и конкуренция предполагают агрессию, о ком бы ни шла речь - о лидере или аутсайдере, авторитете или о новичке. В ином случае на рынке для фирмы места нет. «ВИНАП», обе «Сибири» - авиакомпания и строительная корпорация, «Вестфалика» и «Шоколадная страна» - агрессоры. Каждой из них - одной меньше, другой больше - характерны активная борьба за клиента, спонсорство, проведение широкомасштабных пиаровскихх акций, участие в конкурсах и тендерах и т.д.

- По-иному лидеры и не могут существовать, - настаивает Владимир Васильевич. - Опять же пример из спорта: практически каждый победитель говорит о том, что самое трудное - не победить, а сохранить звание победителя. И в этом смысле агрессия - понятие, характеризующее активность фирмы или компании. А что касается криминогенности рынка... Я думаю, что это издержки начального этапа формирования рынка. В тех же Соединенных Штатах от нее избавились, каким бы жупелом она в свое время и ни была. Сейчас там лишь несколько сфер, в том числе изначально криминогенные - наркобизнес, проституция, торговля оружием, - которые ей подвержены. А в большинстве случаев криминал с рынка «выбили». То же, считаю, ждет и Россию, и, естественно, Новосибирск. Вопрос только в том, как скоро это произойдет.



Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: