Новосибирск 4 °C

Миллионные потери бюджета - расплата за богатый ассортимент

19.09.2002 00:00:00

 Если отрешиться от «рассказов Гайдара» о макроэкономических тенденциях, то в рыночной тематике есть «простые истины», доступные каждому.

Например, во всех индустриально развитых странах вывоз собственных товаров всегда превышает ввоз из других стран. Это обеспечивает не только процветание страны, но ее экономическую, военную и продовольственную безопасность. Несмотря на декларируемую открытость рынков, эти государства поддерживают отечественных производителей. Для этого используются все возможные меры - дотирование своих производителей, запретительные таможенные пошлины, особый ветеринарный и санитарно-эпидемиологический контроль и даже угрозы экономическими санкциями. Вспомним хотя бы металло-окорочковый конфликт между Россией и США, который разрешился не в нашу пользу. Зато сейчас загружены американские металлургические предприятия, рабочие которых получают зарплату, обеспечивающую более чем достойную жизнь. А на металлургии завязана вся промышленность. Кроме того, и предприятия, и рабочие как налогоплательщики наполняют бюджет США, который в десятки раз превышает российский.

Сергей Проничев
 Сегодня в России на уровне регионов происходят почти те же процессы, что и в мировой экономике. Республики, края и области, стремясь поддержать собственные предприятия, ограничивают доступ на свои рынки товаров из соседних регионов. Скажете - меры не рыночные и даже противоречат действующему законодательству? Но что делать, когда федеральный центр постоянно перераспределяет собираемые на территории налоги в свою пользу. Надо же заботиться о собственном бюджете, о людях и организациях, финансируемых из этого бюджета. Омская, Кемеровская, Томская и Тюменская области практически закрыли доступ на свои рынки новосибирским производителям. Между тем их бюджеты гораздо весомей новосибирского, поскольку наполняются налоговыми отчислениями крупнейших нефтяных, газовых, металлургических и угольных компаний.

В Новосибирской же области весьма уверенно обосновались производители из этих областей. Давайте сравним, что мы приобретаем и что теряем от политики «открытых дверей». Самый простой и наглядный пример - это ситуация на рынке алкогольной продукции. В магазинах Новосибирска и области широко представлены напитки из Омска, Мариинска, Барнаула, Бийска и даже из республики Алания (Северный Кавказ) - водки «Исток». Такого запредельного ассортимента нет ни в одной из соседних областей. В I квартале ввозимой водки по Новосибирску продано - 40% от общего объема продаж, во II квартале уже 53%. Прогноз на III квартал - объемы ввоза и продаж иногородней водки продолжат расти. Кто же от этого в выигрыше, кроме иногородних производителей? Очень крупно выиграли бюджеты областей, где зарегистрированы иногородние компании, и новосибирские оптовые фирмы, закупающие привозную водку по демпинговым ценам и имеющие с этого большой доход. Простые новосибирские потребители, кроме возможности продегустировать иногородние водки весьма спорного качества, особой выгоды не получили.

Теперь о том, что мы потеряли. Естественно, убытки несут новосибирские производители. Но только ли они? Дело в том, что с каждой местной бутылки водки в бюджет области поступает - 9 рублей 88 копеек акцизного налога, с иногородней ровно в два раза меньше - 4 рубля 94 копейки. Так вот в результате «открытости» Новосибирской области потери бюджета только по акцизному налогу составили: в I квартале 22 млн рублей, во II - почти 40 млн рублей. Прогноз потерь на III квартал делайте из прогноза продаж. Богатство водочного ассортимента оборачивается миллионными потерями, которые к концу года могут превысить 100 млн рублей. Если к потерям на алкогольном рынке добавить потери, которые несут молочные, мясо-консервные, обувные и целый ряд других новосибирских предприятий, то общие потери областного бюджета возрастут кратно. Наши потери стали хорошим подспорьем бюджетов соседних областей. А вот у новосибирских педагогов, врачей и других работников бюджетной сферы возможны задержки зарплат, малообеспеченные семьи вовремя не получат полагающиеся пособия. Кроме того, вынужденно снижая производство, местные предприятия сокращают и рабочие места. А это уже не только затраты на пособия по безработице, но и социальная напряженность, которую вполне можно избежать. Хотелось бы, чтобы новосибирцы осознали эти «простые истины» экономики, а еще лучше - переняли полезный опыт американцев - так называемый «экономический патриотизм». Они, например, покупают американские телевизоры, хотя могут позволить себе более дорогие и качественные японские. Конечно же, в этой автомобильной державе покупают «вольво» и «мерседесы», но большинство американцев ездят на «фордах» и «бьюиках». Видимо, необходимо пережить шок, подобный экономическому кризису 30-х годов прошлого века, когда все граждане США восприняли как «идею национального спасения» призыв президента Рузвельта: «покупая американские товары, поможешь себе и Америке», и верны ему до сих пор. Кстати, наши соседи омичи, алтайцы и кемеровчане - патриоты не меньше американцев, потому что знают - от таких мелочей зависит не только зарплата бюджетников и пособия малоимущим, но и цена на хлеб, размер коммунальных платежей, качество дорог. Не только от властей, но и от каждого из нас зависит, как мы живем.

Директор ГУП «Новосибирская Пищевая корпорация»
Сергей Дмитриевич ПРОНИЧЕВ



Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: