Новосибирск 4.9 °C

В поисках пропавшего «Дугласа»

19.09.2002 00:00:00

Эпизод экспедиции

 На такое способен только русский мужик. Через двенадцать лет после войны дед Салтымаков из деревни Салтымаковка, что в горах Кузнецкого Алатау, нашел разбросанные по хребту части разбившегося самолета. Дед приволок в свою деревню лопасть аэроплана весом около центнера, тащил за шестьдесят километров по непроходимой тайге, урочищам. Зачем? Из интересу. Людям доказать, а то бы не поверили, что на хребтине самолет разбился. Еще одно свидетельство - от очень старой женщины. Помнит она, что тогда, в 1945-м, говорили: где-то неподалеку самолет разбился. Один летчик чудом уцелел, вышел к деревеньке. Народ снарядил телеги - надо же вывезти и похоронить погибших по-христиански. Но вывезти не удалось, то ли лошади не прошли, то ли еще что. Останки семнадцати членов экипажа схоронили, как могли, на горе, завалили камнями.

И дед давно помер, и лопасть куда-то исчезла, но местные жители помнят о той катастрофе. Два свидетельства стали отправной точкой для второй экспедиции под названием «Поиск Левобережья» в горы Кузнецкого Алатау группы школьников и студентов Ленинского района. О первой - прошлогодней - мы рассказывали. Ребята нашли разбросанные по склону горы части американского самолета. Но как тогда же убедились, поиск одной машины обязательно выведет на легенду, на след другой. И подтверждение обнаружили зимой в центральном авиационном архиве в Саратове. Запрашивали и главный архив Министерства обороны в Подольске.

Да, разбился в тех местах американский военно-транспортный самолет DC-3, выпущенный компанией «Макдональдс Дуглас». Существовала и его гражданская модификация. А потом в СССР по лицензии построили свой аналог, улучшенный - Ли-2. Замечательная военно-транспортная машина, которая, увы, ни одна не сохранилась . Московские любители авиационных раритетов собрали один самолет, но именно американский вариант.

Эпизод экспедиции
 Так вот, в Саратовском архиве сообщили, что DC-3 погиб в горах Кузнецкого Алатау. Архив уточнил: экипаж выполнял картографические работы и участвовал в перегонах. В годы войны по ленд-лизу американцы поставляли боевые машины в СССР. С Аляски - в Анадырь, а далее перегон нашими летчиками через всю Азию. Вообще-то конечный пункт - аэродром прибытия - был в Красноярске. Далее машины разбирали и отправляли поездами. Но потом это стало практиковаться реже - самолеты летели своим ходом. И падали... Почему именно в этом месте, ведь оно даже находилось несколько в стороне от трассы перегона? По мнению руководителя экспедиции директора авиационно-технического клуба «Взлет» Валерия Колобова, может быть несколько причин. Недостаточное навигационное оснащение машин тех времен, а погода в горах Кузнецкого Алатау мгновенно меняется, вплоть до полной потери видимости. А здесь как раз начинается заметное повышение местности. Потеря ориентации и столкновение с горой. Видимо, то же произошло и с американским транспортником. От небольшого аэродрома промежуточной посадки он сумел преодолеть километров двадцать. Но эта машина, в отличие от других, достаточно хорошо оборудована, использовалась при проводке караванов. Так что выяснить причину гибели - дело чести юных исследователей.

Десять молодых новосибирцев, снаряженных в поход отделом по делам молодежи и отделом образования администрации Ленинского района, за две недели преодолели по реке Томь на катамаранах километров 120 и пешком по непролазным кущам еще сотню. Дошли до деревеньки, давно стертой с карты. Встретились с единственным ее обитателем - охотником. Он подтвердил: поисковики на правильном пути. Но все же два указанных места вероятного падения расходились километров на пятнадцать. Одно урочище успели обследовать. Перевалить на другую сторону хребта не хватило ни времени, ни продуктов. Но, как говорят ученые, отрицательный результат - тоже результат. Так что теперь на будущий год - новая экспедиция. Даже если от самолета мало что осталось, надо похоронить летчиков, поставить памятник. А зимой - снова поиски в архивах.

Заветная мечта Валерия Колобова и его единомышленников - восстановить самолет. Не обязательно DC. Его еще надо найти, да он и велик - размах крыльев 22 метра. Как считает руководитель клуба «Взлет», самолеты падали по всей невероятно сложной азиатской трассе, в том числе и знаменитые истребители «Кобра». Именно на такой машине летал непревзойденный ас - наш земляк Александр Покрышкин. Для восстановления невеликой по размерам «Кобры» в Новосибирске есть все условия, надо только найти. Есть сведения, что один такой истребитель упал даже в нашей области - западнее Новосибирска, в болота. Перегонные трассы никто не исследовал - это белое пятно в истории войны. И кому этим заниматься, как не сибирякам. Так что поиск теперь не остановить...

...И под конец - неприятная новость, увы, переносящая нас в мутные реалии сегодняшнего дня. Найденный в прошлом году первой новосибирской экспедицией самолет кем-то вывезен с гор и сдан в металлолом. Охотники за цветметом больше потратили горючего на гусеничный вездеход, чем получат дохода. Грустно...



Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: