Новосибирск 12.6 °C

«Новосибирску грозит монополия на мнение», - считает известный тележурналист Анастасия Журавлева

24.09.2002 00:00:00

 Повышенное внимание новосибирцев к предстоящей процедуре выбора комиссией наиболее достойной компании, а точнее сказать, более достойной концепции, объясняется не только тем, что среди соискателей - телекомпании НТВ, ТНТ, «Сибирь-ТВ», ОСТ. Последние события вокруг НТН-12 - вспомним малокрасивую историю с обрубленным кабелем в июне, а затем открытое письмо коллектива «двенашки» к губернатору Виктору Толоконскому и его ответ телевизионщикам - уже без всяких сомнений показали, что речь идет не о том, «какое кино» будет показывать 12-й канал, а о том, какому мнению он будет служить. Ситуация на новосибирском телевизионном рынке на сегодняшний день настолько остра и закулисно заплетена, что даже один из членов конкурсной комиссии, академик Фонда Академии Российского телевидения, генеральный директор Автономной некоммерческой организации «Интерньюс» Манана Асламазян в недавнем интервью «ВН» была вынуждена признать, что «это один из самых запутанных, если не самый запутанный, случай среди городов России».

Но она москвичка и откровенно признается, что «мы... не знаем всех перипетий, мы в большей степени питаемся той информацией, которая нам предоставлена... «ВН» попросил поделиться своими соображениями на этот счет руководителя телекомпании РТВ Анастасию ЖУРАВЛЕВУ. Именно она выбрана собеседником не случайно: во-первых, Анастасия одна из наиболее уважаемых новосибирских тележурналистов; во-вторых, ТВ - ее «вотчина»; в-третьих, в свое время ей пришлось пережить ситуацию, весьма схожую с той, что сегодня установилась на НТН-12 и, наконец, в-четвертых, сегодня Анастасия Журавлева вместе с главным редактором НТН-12 Александром Моисеевым - одни из инициаторов создания телекомпании «Общественное сибирское телевидение» (ОСТ), участвующий в конкурсе на право вещания на частотах 4-го и 12-го каналов.

- Итак, Анастасия, для москвичей ситуация на новосибирском телевизионном рынке запутанна и во многом непонятна, а для вас?

 - Достаточно четко очерченная: в Новосибирске появилась явная угроза монополизации вещания. Ее трудно доказать какой-то документацией, потому что влияние в управлении каналами не всегда прописывается документами, и с юридической точки зрения доказать факт монополии в Новосибирске определенных лиц на каналах достаточно сложно. Но ситуация именно такова: государственное телевидение, 4-й канал, 6-й канал - на сегодняшний день - и проект «Сибирь-ТВ» - это результат работы одной команды - команды Якова Лондона. И совершенно очевидно, что при получении лицензии еще на один канал - например, при сохранении лицензии на 4-й и получение ее на 12-й - ее позиция усиливается еще на один метровый канал. И не стоит забывать, что есть еще и 3-й метровый канал, где тоже очевидно влияние этой команды. Остается только 10-й канал, который сегодня работает сетевым партнером НТВ, и отведено ему достаточно ограниченное количество времени для освещения местных проблем - и все. Поэтому мне кажется, что ситуация в Новосибирске достаточно тревожная с точки зрения монополии на мнение. Так что если ты имеешь мнение, отличное от мнения руководства этих каналов, то можешь его распространять разве что на видеокассетах.

- Открытое письмо коллектива 12-го канала губернатору Виктору Толоконскому, по-вашему, эту ситуацию обозначило или явилось ее продолжением?

- Это логическое продолжение. Продолжается жесткая игра вокруг телевидения, а ситуация вокруг 12-го канала является вообще беспрецедентной. Началось все - мы все это прекрасно помним - с неприглядной истории с обрубленным кабелем и продолжилось письмом о еще одном возможном отключении. Кстати, это абсолютно не означает, что я разделяю позицию менеджмента и руководства этого канала (у меня, как у профессионала, есть свои претензии относительно того, что на этом канале происходит), но мне не нравится, когда затыкают рот такими методами. Мне не нравится, когда именно так ведется конкурентная борьба - она должна вестись более цивилизованно. Это один из мотивов в том числе, по которому я приняла решение участвовать в проекте «Общественное сибирское телевидение» и выходить на конкурс на право выходить на 4-м и 12-м телевизионных каналах.

- Нечистоплотная конкурентная борьба так же недоказуема, как и монополизация телевизионного рынка...

- Тогда давайте говорить о сверхжестких мерах. Однако я вчера (беседа происходила в пятницу, 20 сентября - Прим. ред.) слышала заявление генерального директора НТН-12 Евгения Кузьменко, по словам которого он обладает информацией и доказательствами о переговорах обладминистрации с Госсвязьнадзором об отключении телеканала. Кузьменко говорил еще и о том, что на их рекламодателей оказывается давление со стороны обладминистрации, и те вынуждены забирать рекламу с канала, дабы не осложнять себе жизнь. И арбитражный суд, по словам Кузьменко, принимал решения по 12-му каналу тоже под давлением обладминистрации. Думаю, что для таких заявлений у гендиректора должны быть веские основания и неопровержимые доказательства.

- Если это, конечно, не просто эмоции. Их было достаточно за это время, согласитесь...

- Да, открытое письмо коллектива 12-го канала было очень эмоциональным и резким. Но представьте себе: есть команды людей, которые делают телевидение не первый год - и вдруг такое: за ворота! Ну какая, к черту, политика, когда делается программа «Лапы, уши и хвосты», например? Или программы, затрагивающие социальные проблемы, которые никакого отношения, по большому счету, к политическим разборкам не имеют? Это же целый процесс, целый человеческий комплекс, в котором работает большое количество людей - операторов, режиссеров, звукорежиссеров, журналистов, компьютерных дизайнеров. Людей, которые затратили определенный период своей жизни, чтобы выучиться своему ремеслу, овладеть профессией, преданы ей. И вот наступает момент, когда эту команду лишают работы. Именно команду, а руководство канала меня меньше беспокоит: это бизнес, и это пусть их беспокоит. Меня люди беспокоят, поэтому и соучредителями ОСТ выступает именно коллектив редакции. Что с ними произойдет дальше? Кто возьмет на себя ответственность за жизнь людей, оказавшихся за бортом? Я считаю, что это очень важная проблема, и не замечать ее ни власть, ни общественность не имеют права. И для меня, например, не стояло вопроса - участвовать в проекте или нет. Слишком жестко и несправедливо, когда программный продукт не допускается в эфир не по качественным критериям, а по иным, субъективным мотивам.

- А может, то, что именно коллектив «двенашки» стал соучредителем ОСТ - это вовсе не борьба их с монополизацией на ТВ, а всего лишь борьба за собственное выживание?

- А что плохого в том, что люди, профессионалы на своем рабочем месте, стремятся выжить и продолжать работать по назначению? Я не вижу здесь противоречия: стремление выжить и нежелание монополии. Это была команда, которая не входила в монополию. И поэтому команда, которая не является представителем монополии и стремится отстоять свое право существовать на рынке - это продолжение темы антимонопольной установки. А если бы они были в монополии, у них бы и проблем не было.

- Какой отклик вызывает ваш проект у политиков?

- Не могу сказать, чтобы кто-то из них проявил какое-либо внимание. Во всяком случае, у меня ни с кем не было никакого разговора. Я думаю почему-то, что они о своей точке зрения будут рассказывать за спиной.

- Мы коснулись того, что письмо губернатору по своему содержанию было весьма эмоциональным, однако и его ответ был не менее эмоциональным.

- Мне кажется, что надо разделить две вещи. Во-первых, когда я прочитала в газете открытое письмо, я была даже удивлена, что ребята пошли на этот шаг, поскольку команда всегда лояльно относилась к власти и к губернатору. Возможно, это ход менеджмента канала, да? Это не одно и тоже - участники конкурса и соучредители ОСТ. Команда ОСТ таких заявлений не делала. Заявление имеет отношение непосредственно к действующему сегодня 12-му каналу, его менеджменту. Я думаю, что на этот шаг люди пошли прежде всего потому, что поняли, что не просто ограничены, а абсолютно ограничены в возможности доказать свою правоту в правовом поле. Другое дело, если бы меня спросили, как надо было бы реагировать, я бы предложила более спокойный характер. А нервозность в ответе Виктора Александровича, видимо, объясняется общей нервозностью вокруг новосибирского телевидения. Каждый старается его перетянуть на свою сторону. Справедливости ради хочу сказать, что не стала с ним общаться относительно конкурса на 4-й и 12-й каналы: он получит все концепции, со всеми познакомится и тогда примет свое решение. Что касается ответа губернатора на открытое письмо, то я думаю, что это его команда решила, что он именно так должен реагировать и так должен говорить, подчеркивать, что выборы еще не начались и борьбы нет. Я, кстати говоря, не вижу ничего плохого в том, что предвыборная борьба уже во всем ощутима, но они предпочитают этого не признавать - это их право. Толоконский всегда воспринимался как человек, в основе позиции которого лежат демократические убеждения. Во всяком случае, за долгие годы знакомства с ним я его знала как политика, лояльного в отношении к СМИ. А его заявление несколько ставит под сомнение это мое убеждение. Но сделаем скидку на эмоции, будем надеяться, что он по-прежнему остается человеком более взвешенных позиций и высказываний. И открытое письмо, и ответное заявление губернатора одинаково истеричны с обеих сторон. Я искренне стараюсь оправдать Толоконского, поскольку испытываю к нему определенные симпатии как к политику и не хочу думать, что ему свойственно такое отношение к СМИ.

- А не кажется ли вам, Анастасия, что все происходящее сегодня на новосибирском телевидении, включая предстоящий конкурс, уже имеет разработанный сценарий, и изменить что-либо чрезвычайно трудно?

- То есть зачем идти туда, где нет шансов? Я не считаю, что шансов нет вовсе, шанс всегда остается. Это во-первых. А во-вторых, я полагаю, что не очень честна по отношению к себе, к своей профессии, к своим коллегам позиция, когда, понимая сложность ситуации, ты вообще не пытаешься её изменить. Думаю, что сам факт участия в конкурсе, обнародование концепции - уже попытка хотя бы поменять ситуацию, это уже плюс в нашем конкретном социуме. Не участвовать в конкурсе - себя не уважать. Есть представление, каким сегодня должно быть телевидение, и совершенно четкая позиция, что именно такого телевидения нам не хватает. Телевидения, которое предполагало бы возможность не только ретранслировать центральное телевидение, а телевидения, которое бы отражало в полной мере все направления жизни этого города и давало бы возможность высказывать мысли максимальному числу участников этого самого общества. Абсолютно реально возможная и необходимая модель. Если бы мне не казалось, что эта модель может качественно существовать в эфире, я бы на конкурс не пошла. Мне действительно кажется, что Новосибирску - крупному мегаполису, имеющему в своем составе разные социальные группы, разные профессиональные группы; Новосибирску, имеющему статус центра федерального округа, и городу с тремя академиями и т.д. и т.п., необходимо свое телевидение, которое про этот город будет говорить и вовлекать жителей города в решение социальных проблем. Я думаю, что и у наших политиков должны быть здоровые амбиции на этот счет: полуторамиллионный город не должен оставаться без собственного телевидения. При этом ничего не имею против регионального ТВ, но почему нужно ставить вопрос «или - или» вместо «и - и»? Не унизителен ли вариант, при котором Новосибирск останется просто корпунктом какой-то большой региональной сети?

- То есть вы допускаете, что предстоящий конкурс может не оказаться простой формальностью?

- Это как раз главное отличие моей позиции, позиции Александра Моисеева и позиции коллектива 12-го канала, отличие, которое и породило отход коллектива от менеджмента для участия в конкурсе. Насколько я знаю, менеджмент 12-го канала заявляет о таком формальном подходе и полагает, что все, что связано с конкурсом, надо решать в судебном порядке и пытаться доказать его противозаконность, совершенно не высказывая никаких оптимистических прогнозов по отношению к конкурсу. Мы же полагаем, что есть шанс, что комиссия ознакомится со всеми концепциями и попробует оценить именно их, а не то, что происходит закулисно. Мне кажется, что если в это не верить, то надо тогда как-то по-иному глобально относиться ко всему: жить ли в этом городе? работать ли по своей профессии? жить ли вообще в России? Основная задача, которую я вижу перед собой и своими единомышленниками, - попытаться повести конкурсную комиссию в сторону новосибирских телезрителей и исходить из интересов телезрителей. Если это произойдет, это будет первый прецедент и этим можно будет гордиться.

Точка зрения

 Бизнесу и политической элите Новосибирска надо сильно призадуматься над тем, что происходит на телевидении. Причем происходит это у всех на глазах, но почему-то до сих пор не вызывает беспокойства ни у бизнеса, ни у властей. На самом деле это большая проблема для Новосибирска: фактически контроль над телевизионными СМИ сосредотачивается в руках одного человека. И этот человек не является образцом добродушия, смирения и эталоном деловой этики. Да скоро он тут будет у нас губернаторов с мэрами назначать!

«Континент Сибирь», 20.09.2002 г., из интервью Александра Филюрина


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: