Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Резиновый проспект

25.09.2002
Так впору называть сегодня Красный проспект, куда умудрились втиснуть более трех десятков маршрутов.На первый взгляд - мечта пассажира. В любой конец города, от Снегирей до Академгородка: только выбирай, что душа пожелает да карман позволит! Хочешь - на могучем «Вольво», хочешь - на дохлом «пазике», хочешь - на экологическом чистюле - троллейбусе... Плюс еще метро под землей. Словом, пассажирский рай, да и только.Но одно странно: комментарии пассажиров в этом раю частенько матерные, и чем дальше, тем больше...

Так впору называть сегодня Красный проспект,
куда умудрились втиснуть более трех десятков маршрутов

«Пробки» на главном проспекте города - не редкость

 Заставь иного господина Богу молиться - и черепно-мозговая травма ему гарантирована. Эта народная мудрость почему-то любит посещать меня, как транспортного репортера, преимущественно на Красном проспекте.

Транспорта здесь - как блох на бродячей собаке. В том числе и маршрутного. Недавно попробовал интереса ради пересчитать маршруты Красного проспекта в районе пересечения с моей родной улицей Фрунзе. У меня вышло семнадцать автобусных, девять «газельных» и пять троллейбусных - и я до сих пор не уверен, что это полный список.

На первый взгляд - мечта пассажира. В любой конец города, от Снегирей до Академгородка: только выбирай, что душа пожелает да карман позволит! Хочешь - на могучем «Вольво», хочешь - на дохлом «пазике», хочешь - на экологическом чистюле - троллейбусе... Плюс еще метро под землей. Словом, пассажирский рай, да и только.

Но одно странно: комментарии пассажиров в этом раю частенько матерные, и чем дальше, тем больше. Ибо в нашем отечестве хотят, как известно, как лучше, а получается, прости господи, как всегда. Впрочем, до товарища Черномырдина этот закон уже сформулировали мудрые японцы: дескать, когда очень хорошо - это тоже плохо.

Почему? Давайте чуть-чуть постоим в час пик на моей любимой остановке «Дом быта» на Красном проспекте.

Для начала пронаблюдаем полный транспортный паралич всего проспекта в виде «пробки» на несколько кварталов вперед. Остановка наша рассчитана от силы на пару автобусов или полтора троллейбуса, а их подкатывает штук по пять-шесть за раз. Мой личный рекорд наблюдений - девять «пазиков» и два троллейбуса в одной точке одновременно. При таком раскладе невписавшимся остается или выгружаться со второго ряда, или ждать своей очереди поперек проезжей части: в обоих случаях затор гарантирован. Плюс чисто коммерческое стремление водителей «подрезать» конкурента, раскорячившись при этом на пол-улицы: маршруты-то почти все в одном направлении! В итоге транспорта много, а скорость передвижения - ноль: та еще радость...

Это неисчерпаемый источник крепких выражений пассажиров в салонах, но не менее сильно он работает и для тех, кто снаружи. Припарковался твой автобус пятым или шестым по счету - и бежишь к нему сломя голову. Только добежал, а тут водитель «подтянуться» решил - и снова пробежка, уже в обратную сторону. Вот и мечется пассажир, зигзагами лавируя среди других таких же бедолаг. А то и просто стоит на месте, провожая родной автобус взглядом затравленного волка: остановка забита конкурентами, пассажиров на выход нет - вот и давит водитель на газ, пролетая точку экспрессом даже при полупустом салоне.

А пока мы так ждем и мечемся - параллельно дышим выхлопными газами от всей души. Табун одновременно стоящих на остановке «пазиков» с работающими двигателями создает еще тот аромат - иной раз аж глаза слезятся, и отнюдь не от наплыва чувств...

В «перпендикуляре» - также глухо...
 Есть хорошая немецкая поговорка: «Генералы - народ безобидный, страшны ефрейторы». Ибо сегодня ситуация выглядит так: сидит в кабинете некий чиновник среднего ранга (Петров или Иванов, не важно), ответственный именно за распределение транспорта по маршрутам. Приходит к нему предприниматель Тютькин - есть, дескать, двадцать автобусов, хочу на Красный проспект! И, как это ни странно, в большинстве случаев Тютькин получает разрешение, хотя сам проспект в результате такой деятельности давно пора переименовывать из Красного в Резиновый!

Nomina sunt odiosa, как выражались древние римляне: об именах, тем более конкретных, мы пока что не будем, ограничившись описанием и анализом ситуации. Разве что об именах, уже исторических... Так, мне посчастливилось еще лет десять назад общаться с великим новосибирским организатором транспортных маршрутов Вячеславом Борисовским: насколько тщательно он подходил к этому сложному, в общем-то, делу! Многие его проработки живы и по сей день. Позже был специальный отдел Александра Наумова в управлении пассажирских перевозок, где вся сеть по несколько раз моделировалась на компьютерах с учетом всех пассажиропотоков, - сегодня рухнуло и это. Помню, как составлялась схема маршрутов Советского района, которая в основном работает и поныне: не торопясь, с обсуждением с горожанами через «Вечерку» и постоянной корректировкой с учетом, по возможности, всех пожеланий. Вот это была работа...

Впрочем, что травить душу воспоминаниями! Лучше вдумаемся: запихать 31 (тридцать один!) маршрут транспорта на одну улицу в одну точку - это показатель полного непрофессионализма ответственного сегодня за это дело «ефрейтора». Особенно если еще сравнить нашу главную магистраль с ее аналогами в других городах.

Москва, улица Тверская: всего три троллейбусных маршрута, из которых до конца улицы - до Охотного ряда - доходит лишь один! Автобусов - ноль. «Маршруток» - ноль. Полная экологическая чистота и максимальное использование метрополитена: вот как надо уметь работать. Автобусы с их грохотом и чадом в Москве вообще выведены из центра: это транспорт спальных окраин, чья задача - подвозить народ к станциям метро. А мы, наоборот, пока глушим свое же метро своими же параллельными автобусами поверху, по главной улице...

Санкт-Петербург, Невский проспект: на один автобус приходится примерно пять троллейбусов и три «Газели» плюс метро. Опять же видны приоритеты: экология и разумность - всех маршрутов по Невскому примерно десять-двенадцать, но никак не три-четыре десятка, как у нас по Красному. При этом основной наземный транспорт центра - троллейбус, а не задрипанный коптящий «пазик». Логично?

Допустим, примеры не показательны по планировке: Москва - радиально-кольцевой город, Питер вообще неопределенной структуры в соответствии с изгибами Невы, а вот Новосибирск - почти чисто прямоугольный. Тогда еще пример: ныне заграничная Алма-Ата, где недавно довелось побывать. По площади и населению близка к Новосибирску. Распланирована по прямоугольникам, в точности, как и наш город. Маршрутов - сотни две-три, примерно как и у нас. Но какой лютой завистью я завидовал алмаатинцам в плане транспорта: даже при отсутствии метро летал я по казахстанской «южной столице» со свистом за минимальное время, почти не передвигаясь при этом пешком...

Ибо маршрутная сеть Алма-Аты спланирована аккуратно, профессионально и равномерно: на каждой параллельной улице - от двух до десятка маршрутов, но не больше. Даже на главных магистралях - проспекте Абая, улице Фурманова - нет ни транспортной толчеи, ни «пробок», при том что улица Фурманова шириной в половину нашего Красного проспекта. Уехать можно фактически с любой улицы и переместиться из конца в конец города максимум с одной пересадкой. Вот как надо строить транспорт в прямоугольных городах типа Новосибирска.

А теперь прикинем, что у нас. Рассмотрим тот же район пересечения с улицей Фрунзе. Что идет в параллель Красному проспекту с его тридцатью одним маршрутом? Улица Нарымская - два троллейбусных маршрута, и все. Улица Советская - один полудохлый троллейбусный маршрут. Улица Мичурина - один трамвайный. Улица Каменская с жилыми кварталами, институтами и магазинами - полный ноль. Широченная улица Семьи Шамшиных - ноль. Новейшая Ипподромская магистраль, наша транспортная краса и гордость - один полуживой автобусный, чуть дальше один живой автобусный и один «газельный», причем не по всей магистрали, а по ее кусочкам... Улица Селезнева - ноль.

В эпоху Борисовского, когда всех маршрутов было с гулькин нос, такая схема была бы понятна, но и на Красном проспекте их было бы тогда лишь десять-двенадцать, как сейчас в Питере на Невском. Но, ей-богу, тому, кто планировал и планирует сегодня такой расклад при нынешнем количестве транспорта и перевозчиков, при встрече с алма-атинским коллегой впору утопиться в Оби от позора.

Может, в перпендикулярном направлении сеть спланирована лучше? Поехали: улица Писарева - один троллейбусный маршрут, и все. Широкая и удобная улица Гоголя - пять тупиковых автобусных до станции метро «Маршала Покрышкина» (проехал пол-улицы точно - над линией метро и разворачивайся обратно!) и всего три «пазиковых», 636-й, 1100-й и 1208-й, дальше. Ну, сдали мы эту станцию - так почему не подтянуть к ней наземные маршруты Дзержинского и Заельцовского районов по той же Ипподромской магистрали? Увы - глухо, как в пресловутом танке...

Зато рядом узенькая тупиковая улица Крылова с частыми заторами - аж семь маршрутов сразу, включая могучий троллейбусный 23-й. Вот так - то густо, то пусто. Малейший сбой у Центрального рынка - и вся эта маршрутная армада ползет с черепашьей скоростью. Зато на следующей магистральной улице Фрунзе маршрутов всего шесть, и каждый явно пожиже любого «крыловского». Где логика? Улица Ядринцевская - ноль. Улица Орджоникидзе - один 31-й автобусный, при том что это основная трасса на достаточно населенный Военный городок...

И так далее... Можно анализировать любой район города, но вывод везде один: за последние несколько лет в целях планомерной организации маршрутной сети не сделано практически ничего. А чтобы валить на ныне резиновый Красный проспект маршрут за маршрутом, большого ума, ей-богу, не надо. Так что при таких «ефрейторах», ответственных за этот участок нашей городской транспортной жизни, ходить нам и впредь до многих и многих улиц пешком, кляня втихомолку ни в чем не повинных мэра и его «генералов»...


Резонанс
Новости
Международный конкурс красоты «Мисс Офис- 2018» объявил о старте онлайн-голосования. По его итогам будут известны имена 30 финалисток - самых успешных и талантливых девушек, но победит только одна. Именно она получит титул «Мисс Офис -2018» и главный приз – 2 миллиона рублей. Новосибирск представляют три участницы.
18.09.2018 Жилье. ДОМ
Лидеры по количеству выставленных на продажу квартир среди микрорайонов Новосибирска – Затулинский и Плющихинский жилмассивы, а также Золотая Нива. Такие данные приводит онлайн-сервис по подбору недвижимости N1.RU.

Археологи начали масштабные раскопки на левом берегу Оби. Работы ведут рядом с железнодорожным мостом, на территории села Кривощеково, основанного примерно в середине XVIII века. На этом месте вскоре должны начать работы по возведению четвертого автомобильного моста, но прежде этот участок должны исследовать ученые.

17.09.2018 Видео
Системы контроля, слежения и аналитики выходят на новый уровень. Новосибирские специалисты встроили искусственный интеллект в платформу «Умного города» - это разработка ученых Академгородка.
Снесли и заново отстроили подъезд памятника архитектуры в тихом центре Новосибирска. Пять лет жильцы многострадального дома на Урицкого, 17 пережидали реконструкцию аварийного подъезда в съемных муниципальных квартирах на окраине города. Теперь им предстоит вернуться в бетонные коробки и самостоятельно делать дорогостоящий ремонт – подъезд сдают «под отделку».

Жюри подвело итоги фотоконкурса «Селфичеллендж2», проходившего в день выборов губернатора Новосибирской области 9 сентября 2018. 100 призов в пяти номинациях получат самые креативные: беременные подружки, парни с гармонью, Дед Мороз из Маслянино и другие жители области. Фотографии победителей – в материале VN.ru.