Новосибирск -0.6 °C

Резиновый проспект

25.09.2002 00:00:00

Так впору называть сегодня Красный проспект,
куда умудрились втиснуть более трех десятков маршрутов

«Пробки» на главном проспекте города - не редкость

 Заставь иного господина Богу молиться - и черепно-мозговая травма ему гарантирована. Эта народная мудрость почему-то любит посещать меня, как транспортного репортера, преимущественно на Красном проспекте.

Транспорта здесь - как блох на бродячей собаке. В том числе и маршрутного. Недавно попробовал интереса ради пересчитать маршруты Красного проспекта в районе пересечения с моей родной улицей Фрунзе. У меня вышло семнадцать автобусных, девять «газельных» и пять троллейбусных - и я до сих пор не уверен, что это полный список.

На первый взгляд - мечта пассажира. В любой конец города, от Снегирей до Академгородка: только выбирай, что душа пожелает да карман позволит! Хочешь - на могучем «Вольво», хочешь - на дохлом «пазике», хочешь - на экологическом чистюле - троллейбусе... Плюс еще метро под землей. Словом, пассажирский рай, да и только.

Но одно странно: комментарии пассажиров в этом раю частенько матерные, и чем дальше, тем больше. Ибо в нашем отечестве хотят, как известно, как лучше, а получается, прости господи, как всегда. Впрочем, до товарища Черномырдина этот закон уже сформулировали мудрые японцы: дескать, когда очень хорошо - это тоже плохо.

Почему? Давайте чуть-чуть постоим в час пик на моей любимой остановке «Дом быта» на Красном проспекте.

Для начала пронаблюдаем полный транспортный паралич всего проспекта в виде «пробки» на несколько кварталов вперед. Остановка наша рассчитана от силы на пару автобусов или полтора троллейбуса, а их подкатывает штук по пять-шесть за раз. Мой личный рекорд наблюдений - девять «пазиков» и два троллейбуса в одной точке одновременно. При таком раскладе невписавшимся остается или выгружаться со второго ряда, или ждать своей очереди поперек проезжей части: в обоих случаях затор гарантирован. Плюс чисто коммерческое стремление водителей «подрезать» конкурента, раскорячившись при этом на пол-улицы: маршруты-то почти все в одном направлении! В итоге транспорта много, а скорость передвижения - ноль: та еще радость...

Это неисчерпаемый источник крепких выражений пассажиров в салонах, но не менее сильно он работает и для тех, кто снаружи. Припарковался твой автобус пятым или шестым по счету - и бежишь к нему сломя голову. Только добежал, а тут водитель «подтянуться» решил - и снова пробежка, уже в обратную сторону. Вот и мечется пассажир, зигзагами лавируя среди других таких же бедолаг. А то и просто стоит на месте, провожая родной автобус взглядом затравленного волка: остановка забита конкурентами, пассажиров на выход нет - вот и давит водитель на газ, пролетая точку экспрессом даже при полупустом салоне.

А пока мы так ждем и мечемся - параллельно дышим выхлопными газами от всей души. Табун одновременно стоящих на остановке «пазиков» с работающими двигателями создает еще тот аромат - иной раз аж глаза слезятся, и отнюдь не от наплыва чувств...

В «перпендикуляре» - также глухо...
 Есть хорошая немецкая поговорка: «Генералы - народ безобидный, страшны ефрейторы». Ибо сегодня ситуация выглядит так: сидит в кабинете некий чиновник среднего ранга (Петров или Иванов, не важно), ответственный именно за распределение транспорта по маршрутам. Приходит к нему предприниматель Тютькин - есть, дескать, двадцать автобусов, хочу на Красный проспект! И, как это ни странно, в большинстве случаев Тютькин получает разрешение, хотя сам проспект в результате такой деятельности давно пора переименовывать из Красного в Резиновый!

Nomina sunt odiosa, как выражались древние римляне: об именах, тем более конкретных, мы пока что не будем, ограничившись описанием и анализом ситуации. Разве что об именах, уже исторических... Так, мне посчастливилось еще лет десять назад общаться с великим новосибирским организатором транспортных маршрутов Вячеславом Борисовским: насколько тщательно он подходил к этому сложному, в общем-то, делу! Многие его проработки живы и по сей день. Позже был специальный отдел Александра Наумова в управлении пассажирских перевозок, где вся сеть по несколько раз моделировалась на компьютерах с учетом всех пассажиропотоков, - сегодня рухнуло и это. Помню, как составлялась схема маршрутов Советского района, которая в основном работает и поныне: не торопясь, с обсуждением с горожанами через «Вечерку» и постоянной корректировкой с учетом, по возможности, всех пожеланий. Вот это была работа...

Впрочем, что травить душу воспоминаниями! Лучше вдумаемся: запихать 31 (тридцать один!) маршрут транспорта на одну улицу в одну точку - это показатель полного непрофессионализма ответственного сегодня за это дело «ефрейтора». Особенно если еще сравнить нашу главную магистраль с ее аналогами в других городах.

Москва, улица Тверская: всего три троллейбусных маршрута, из которых до конца улицы - до Охотного ряда - доходит лишь один! Автобусов - ноль. «Маршруток» - ноль. Полная экологическая чистота и максимальное использование метрополитена: вот как надо уметь работать. Автобусы с их грохотом и чадом в Москве вообще выведены из центра: это транспорт спальных окраин, чья задача - подвозить народ к станциям метро. А мы, наоборот, пока глушим свое же метро своими же параллельными автобусами поверху, по главной улице...

Санкт-Петербург, Невский проспект: на один автобус приходится примерно пять троллейбусов и три «Газели» плюс метро. Опять же видны приоритеты: экология и разумность - всех маршрутов по Невскому примерно десять-двенадцать, но никак не три-четыре десятка, как у нас по Красному. При этом основной наземный транспорт центра - троллейбус, а не задрипанный коптящий «пазик». Логично?

Допустим, примеры не показательны по планировке: Москва - радиально-кольцевой город, Питер вообще неопределенной структуры в соответствии с изгибами Невы, а вот Новосибирск - почти чисто прямоугольный. Тогда еще пример: ныне заграничная Алма-Ата, где недавно довелось побывать. По площади и населению близка к Новосибирску. Распланирована по прямоугольникам, в точности, как и наш город. Маршрутов - сотни две-три, примерно как и у нас. Но какой лютой завистью я завидовал алмаатинцам в плане транспорта: даже при отсутствии метро летал я по казахстанской «южной столице» со свистом за минимальное время, почти не передвигаясь при этом пешком...

Ибо маршрутная сеть Алма-Аты спланирована аккуратно, профессионально и равномерно: на каждой параллельной улице - от двух до десятка маршрутов, но не больше. Даже на главных магистралях - проспекте Абая, улице Фурманова - нет ни транспортной толчеи, ни «пробок», при том что улица Фурманова шириной в половину нашего Красного проспекта. Уехать можно фактически с любой улицы и переместиться из конца в конец города максимум с одной пересадкой. Вот как надо строить транспорт в прямоугольных городах типа Новосибирска.

А теперь прикинем, что у нас. Рассмотрим тот же район пересечения с улицей Фрунзе. Что идет в параллель Красному проспекту с его тридцатью одним маршрутом? Улица Нарымская - два троллейбусных маршрута, и все. Улица Советская - один полудохлый троллейбусный маршрут. Улица Мичурина - один трамвайный. Улица Каменская с жилыми кварталами, институтами и магазинами - полный ноль. Широченная улица Семьи Шамшиных - ноль. Новейшая Ипподромская магистраль, наша транспортная краса и гордость - один полуживой автобусный, чуть дальше один живой автобусный и один «газельный», причем не по всей магистрали, а по ее кусочкам... Улица Селезнева - ноль.

В эпоху Борисовского, когда всех маршрутов было с гулькин нос, такая схема была бы понятна, но и на Красном проспекте их было бы тогда лишь десять-двенадцать, как сейчас в Питере на Невском. Но, ей-богу, тому, кто планировал и планирует сегодня такой расклад при нынешнем количестве транспорта и перевозчиков, при встрече с алма-атинским коллегой впору утопиться в Оби от позора.

Может, в перпендикулярном направлении сеть спланирована лучше? Поехали: улица Писарева - один троллейбусный маршрут, и все. Широкая и удобная улица Гоголя - пять тупиковых автобусных до станции метро «Маршала Покрышкина» (проехал пол-улицы точно - над линией метро и разворачивайся обратно!) и всего три «пазиковых», 636-й, 1100-й и 1208-й, дальше. Ну, сдали мы эту станцию - так почему не подтянуть к ней наземные маршруты Дзержинского и Заельцовского районов по той же Ипподромской магистрали? Увы - глухо, как в пресловутом танке...

Зато рядом узенькая тупиковая улица Крылова с частыми заторами - аж семь маршрутов сразу, включая могучий троллейбусный 23-й. Вот так - то густо, то пусто. Малейший сбой у Центрального рынка - и вся эта маршрутная армада ползет с черепашьей скоростью. Зато на следующей магистральной улице Фрунзе маршрутов всего шесть, и каждый явно пожиже любого «крыловского». Где логика? Улица Ядринцевская - ноль. Улица Орджоникидзе - один 31-й автобусный, при том что это основная трасса на достаточно населенный Военный городок...

И так далее... Можно анализировать любой район города, но вывод везде один: за последние несколько лет в целях планомерной организации маршрутной сети не сделано практически ничего. А чтобы валить на ныне резиновый Красный проспект маршрут за маршрутом, большого ума, ей-богу, не надо. Так что при таких «ефрейторах», ответственных за этот участок нашей городской транспортной жизни, ходить нам и впредь до многих и многих улиц пешком, кляня втихомолку ни в чем не повинных мэра и его «генералов»...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: