Новосибирск -0.2 °C

Как красноярцы выбрали губернатора

27.09.2002 00:00:00

Александр Хлопонин. Фото «Коммерсантъ»

 Вот и прошел второй тур губернаторских выборов в Красноярском крае.

По результатам состоявшегося 8 сентября первого тура, в нем принимали участие глава краевого Законодательного собрания Александр Усс, вышедший в лидеры и получивший 27,64% голосов, и губернатор Таймырского автономного округа Александр Хлопонин, набравший 25,22%.

Депутат Госдумы от фракции КПРФ Сергей Глазьев, занявший в первом туре третье место, на пресс-конференции в Красноярске пожелал оставшимся кандидатам независимости: Александру Хлопонину - от «Норильского никеля», а Александру Уссу - от Анатолия Быкова. На вопрос журналистов, кого аутсайдер будет поддерживать во втором туре, Глазьев ответил: «Ни о каких переговорах о переходе голосов моих избирателей кому-либо из двух претендентов не может быть и речи. Я не торгую голосами своих избирателей». На пресс-конференции в Москве Глазьев был более осторожен в своих высказываниях: «Мы не можем поддерживать ни одного из кандидатов, поскольку не сможем дать гарантий нашим избирателям, что кто-то из них будет реализовывать нашу программу социально-экономического развития Красноярского края».

Вместе с тем он отметил, что не останется в стороне от второго тура выборов и будет разъяснять своим избирателям, как относятся Усс и Хлопонин к основным положениям его социально-экономической программы, чтобы избирателям проще было сделать самостоятельный выбор.

Непосредственно после оглашения результатов первого тура между Уссом и Хлопониным разгорелась принципиальная борьба, причем сразу по нескольким основаниям: «наш - не наш», «олигарх - не олигарх». Полностью в стилистике предвыборных штабов, которые в целях достижения победы умело используют черные технологии. Так и хочется вспомнить известный рассказ Марка Твена «Как меня выбирали в губернаторы», после прочтения которого совершенно ясными становятся две вещи. Во-первых, пресловутому черному пиару уже несколько веков, во-вторых, у нас он существует в очень мягком варианте.

Вкратце сюжетная канва такова: Марк Твен выдвинулся как независимый кандидат на пост губернатора Нью-Йорка, надеясь на незапятнанную репутацию. В самые кратчайшие сроки наивного писателя взяли в оборот американские политтехнологи девятнадцатого века, и Марк Твен превратился в: а) гнусного клятвопреступника; б) Монтанского вора; в) осквернителя гробниц; г) белую горячку; д) грязного плута и подлого шантажиста.

А вот как отреагировал американский электорат на слив такого компромата: той же ночью Марку Твену пришлось поспешно вскочить с постели и убежать из дома черным ходом, а «оскорбленная и разгневанная публика» ворвалась через парадную дверь и в порыве справедливого негодования стала бить окна и ломать мебель и, кстати, не забыла захватить с собой кое-что из вещей писателя. Можно лишь догадываться, каковы были шансы у Марка Твена стать губернатором...

Возвращаясь к ситуации в Красноярском крае, отметим, что шансы у наших обоих кандидатов после первого тура оказались примерно равными. Фора, которая была у Александра Усса за счет того, что он начал кампанию на два месяца раньше, чем Хлопонин, уже исчезла.

Надо отметить, что у Усса рейтинг стабилизировался, и, похоже, были исчерпаны все «резервные» группы электората, а вот у Хлопонина в центральной и южной части региона сохранялся фактор новизны.

Да и ситуация развивалась в пользу Александра Хлопонина. Сначала блок «За Лебедя» выразил согласие поддерживать Хлопонина, затем казаки Единого Енисейского казачьего войска. Кроме того, за ходом борьбы внимательно следили красноярские коммунисты. Для них было немаловажно определить, кто же из претендентов на пост губернатора разделяет их программные взгляды. Сторонники Глазьева, ознакомившись с позицией Александра Хлопонина, увидели в нем единомышленника. Глазьев и Хлопонин одинаково оценивают причины, приведшие край к глубокому кризису. Они также солидарны в стратегии развития края. Окончательно коммунисты утвердились в своем мнении, когда Хлопонин выступил за консолидацию всех конструктивных сил.

По поводу претензий Александра Усса на схожесть своей программы с трудом Сергея Глазьева коммунисты заметили, что действия кандидата Усса напоминают попытку «запрыгнуть на подножку уходящего поезда».

Необходимо также отметить, что Хлопонин очень умело предложил решить проблему территориальной принадлежности богатейшего Норильского промышленного района путем объединения территорий: Норильск - в Таймыр, Таймыр - в край. Такая схема раз и навсегда покончила бы с бесконечными спорами о распределении налоговых платежей между Таймыром, Норильском и краем. Это было подтверждено в ходе недавней беседы президента Путина с Хлопониным в Междуреченске.

Что касается Кремля, то он насторожено следил за ходом выборов преемника Александра Лебедя. За последние годы Красноярский край стал известен всей стране как арена бесконечных алюминиевых и электрических войн. Даже суровому генералу Лебедю хоть и удалось уменьшить накал, нейтрализовав полукриминальную составляющую, но решить задачу объединения экономических и политических групп оказалось не по силам. Надо также сказать, что жизнь любого российского региона очень жестко зависит от того, как его лидер разбирается в московских делах. А если сказать точнее, насколько он приемлем для Кремля.

Так вот, с одной стороны, партия «Единая Россия» заявила о поддержке обоих лидеров избирательной гонки. Однако «партия Кремля» и сам Кремль - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Порой, даже заявляя о поддержке какого-либо регионального кандидата, Кремль оказывает незримую и решающую помощь другому. В таком стратегическом регионе, как Красноярский край, у администрации президента обязательно будет свой протеже. Наименьшие шансы стать таковым были у Александра Усса. Можно предположить, что Кремль смотрел на него с известной настороженностью. Причин было как минимум две. Одна из них в приверженности спикера Законодательного собрания к несовременной и противоестественной для многонациональной страны идеологии «нашизма». Вторая - в подозрениях Кремля относительно связей Усса с Анатолием Быковым, который уже несколько лет находился в режиме почти постоянных следственных действий по подозрению в организации убийств. Не вызывала восторгов в Кремле и позиция Усса по земельной реформе.

В таких условиях красноярские избиратели, которых, кстати, насчитывается более 2 млн. 178 тысяч, должны были сделать свой окончательный выбор.

Итогом голосования стала победа Александра Хлопонина, который набрал 48,07% голосов. У его соперника Александра Усса - 41,83%. Против всех проголосовали 9,15% избирателей. Крайизбирком сообщил, что в день голосования поступило более 100 телефонных звонков и 12 письменных обращений по поводу нарушений Закона о выборах.

Решающую же точку в выборных баталиях, как всегда, поставили избиратели, треть которых, кстати, принимают решение о том, за кого голосовать, непосредственно на избирательных участках. Вот так красноярцы выбрали губернатора...

Владимир ЛЕОНТЬЕВ, кандидат исторических наук

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: