Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Костя, или Путь нонконформиста

02.10.2002
...Когда Костик сказал, что собирается пойти в монахи, - ему почему-то поверили сразу. Тут же взялись выяснять, в белые или черные, как быть с обетом безбрачия и, вообще, пойдет ли Костику ряса. Представление о монахах и церковнослужителях у его легкомысленного невоцерковленного окружения было весьма приблизительным...С Костей мы встретились по приезде его со Съезда православной молодежи. Говорит, завел много новых интересных знакомств. На вопрос, как пришел к православию, отвечает, что «все было просто и гармонично».

 Костя всегда был юношей своеобразным. Ночными клубами и молодежными «тусовками» никогда не увлекался, но общий язык находил со всеми, даже с экстремалами из тогда еще здравствовавшего РНЕ. Были в его окружении и эстетствующие мальчики-музыканты, и задумчивые девушки-филологини... В библиотеках пап литературных девушек он перечитал все книги типа «Кризиса современного мира» Рене Генона или «Молота ведьм», чем завоевал репутацию юноши думающего.

Когда Костик сказал, что собирается пойти в монахи, - ему почему-то поверили сразу. У Кости все всегда было очень серьезно. Тут же взялись выяснять, в белые или черные, как быть с обетом безбрачия и, вообще, пойдет ли Костику ряса или что там у них, монахов, бывает. Представление о монахах и церковнослужителях у легкомысленного невоцерковленного Костиного окружения было весьма приблизительным.

С девушками отношения у Кости складывались тоже своеобразно. С точки зрения общепринятых норм, конечно, сам он их особенными не находил. Принято, что юноша в 18 лет - тем более если он высокий, красивый и в общении интересен - должен быть к противоположному полу неравнодушен. Костик же в школе с девушками просто дружил, хотя девушек вокруг него всегда было много. Красивых и даже очень красивых. Классная руководитель Раиса Петровна даже пыталась проводить педагогический эксперимент - выясняла, в кого же Костик в конце концов влюблен. И тест придумала: «Представь себе, Костя, что стоишь ты на мосту, а в реке тонут Аня, Таня и Маня, кого ты первую бросишься спасать». Но умный Костя все ее хитрости разгадал и не дался. Отделался какой-то необязательной шуткой. Так и осталась неразгаданной тайна Костиной души. Девчонки же на вопрос, в кого из них Костик влюблен, делали большие глаза: «Костик влюблен? Да это же Костик!»

Потом все они поступили в вузы, Костя тоже, и сведения о нем стали доходить эпизодически. Однажды пришло известие, что Костя «вдарился в религию», а потом и вовсе, что «у него бзик пойти в монахи». Это было на него похоже, вполне, как говорится, в его репертуаре.

***

С Костей мы встретились по приезде его со Съезда православной молодежи. Говорит, завел много новых интересных знакомств. На вопрос, как пришел к православию, отвечает, что «все было просто и гармонично».

Свою роль, наверное, сыграла наследственность. Прадед его был священником, в 37-м сослали в Сибирь. Мама - тоже человек религиозный. О себе Костя говорит:

- В молодости, лет в 15-16, был какой-то кошмар, я бы с удовольствием его из жизни вычеркнул. Я знал историю масонства так хорошо, что, разбуди меня ночью, все 33 степени посвящения мог перечислить, как таблицу умножения. Слава Богу, это все я забыл, это все стерлось. Понял, это бред какой-то - демонизм знаю больше, чем православную веру.

Потом пошли серьезные православно-догматическое труды - Богословие епископа Макария в двух томах, «Жития Святых», Иоанн Дамаскин...

- Когда прочитаешь, как происходит божественная литургия, становится интересно вживую посмотреть - идешь в храм, слушаешь молитву, чувствуешь, что церковнославянский текст не понимаешь, ищешь аналогичный русский перевод, начинаешь потихоньку полистывать грамматику церковнославянского языка... Все просто.

Большое влияние, признается, оказала и классическая музыка (не зря еще Флоренский утверждал, что через музыку познается Бог). В том, что касается классической музыки, Костя - фанат.

- Были и серьезные беседы с Олегом Судаковым (долгое время работал с Егором Летовым в группе «Гражданская оборона. - «ВН»).

Олег Судаков для Кости стал своеобразным «духовником».

- Я ему: «Гражданская оборона», когда Сербию бомбили, концерт дала в поддержку братского народа. А он: «Какая там Сербия, какой братский народ, одна цель - сделать деньги и все, русский рок-н-ролл мертв, ты забыл, все строится на деньгах. Действительно, на современный мир посмотришь - чем заняты? Ги Дебор сказал: «...спектакль определяется тем, что он не есть жизнь». Разыгрывается спектакль, все роли расписаны, все предопределены, авансцена, глубокая сцена...Русский народ от геноцида вымирает, по 1 млн в год. При Сталине такого не было! Смотришь, как тупеет наш русский народ, смешно становится... Куда бедному человеку податься? У меня в группе на потоке - 90 человек! Сколько я с ними общаюсь - та же тусовка: где бы выпить, на дискотеку сходить, зачет получить, экзамены сдать, в дорогом баре оттянуться... Все шикарно, круто и... пусто. 90 человек - и не с кем поговорить о Достоевском. Верите? «Читал Достоевского «Бесы»? - «Нет, не читал, только то, что в школьной программе, и то пролистывал». О Рембо, о французской литературе вообще говорить не приходится. Никого ничто не интересует. Это же кошмар какой-то!

Присказку «о Достоевском поговорить не с кем» Костя произносит часто. Проверку «на Достоевского» в его окружении выдерживает мало кто.

***

У сокурсников он так и ассоциируется «Костя - это классическая музыка и что-то церковное». Бывает, обращаются и с серьезными религиозным вопросами всуе: «Константин, а вот скажи ты мне, пожалуйста...»

- Я говорю, друг ты мой сердешный, я, конечно, могу удовлетворить твое сиюминутное любопытство, но я не буду этого делать. Берешь сто рублей (на пиво ты все равно тратишь больше), идешь в православную лавку, покупаешь Закон Божий или какую-нибудь догматическую литературу и читаешь. А потом задавай мне конкретные вопросы...

Не с кем поговорить о Достоевском, опять сетует Костя, что уж там говорить о православии...

- На меня уже действительно как на придурка, наверное, смотрят: Костя как загнет, загнет, утомил типа... Ну неужели с этой серой массой смешиваться? Это же скучно и неинтересно. Понимаешь, что это неправильный путь, по которому они идут. На каждого человека надо смотреть как на Божье творение. Но иногда это очень тяжело делать...

Воцерковлять студенческую молодежь он не пытается:

- Батюшка мне сказал: «Спаси свою душу, и будет с тебя».

***

Братья Кости, их у него двое, на него вообще не похожи. Младший вообще заделался под скинхеда, Костя зовет его «банд-голова»:

- Не поверите! Ни одной книжки не прочитал. Я ему говорю, ты «Колобка»-то, Витя, листал - это же русский народ, там столько сакрального... Или «Курочку Рябу» - там еще круче, такая мудрость, такая мощь».

К скинхедам, как, впрочем, и к почившему всуе РНЕ, Костя относится однозначно. В движении скинов, считает, есть лишь десяток думающих с высшим образованием людей, беседы с которыми интересно читать на страницах СМИ. Остальные - серая, тупая толпа бритоголовых. Кричат: «Адольф Гитлер», ничего не понимая, и бегут ларьки ломать. И с РНЕ похожая история.

- Когда мне говорили: «Костя, вступай в РНЕ», я говорил: «Нет, ребята». Мой багаж знаний давал мне понять, что еще немного и все это натужно лопнет, как мыльный пузырь, это чувствовалось и в глаза бросалось. Действительно, так оно и произошло. Или генерал Петров, не то это все, не от Бога...

К православию Гребенщикова и Кинчева относится скептически. Как, впрочем, и к православию «Агаты Кристи» в лице Глеба Самойлова, который тоже взялся исправно ходить в церковь.

- Не отрицаю, - говорит Костя, - что Дима Ревякин - глубокая, самобытная личность, глыба. Но у него совмещены совершенно несовместимые вещи: язычество с переходом в «полуправославие», до истинного православия, судя по всему, ему еще далеко.

В быту, считает Костя, лидер «Калинова моста» - человек совершенно беспомощный, попавший в руки менеджмента, и отсутствие внутреннего стержня мешает ему всему, что не от Бога, противостоять...

В людях Костя уважает именно стержень, свою дорогу. Эдуард Лимонов, в его представлении, как раз такая личность:

- Меня он как нонконформист привлекает, как сопротивление этой системе. Говорят, эта система любого сомнет. И она, действительно, его сейчас ломает, а он свое гнет. Человек буквально ни на чем создал молодежную организацию. Молодые люди, причем и из бедных и из богатых семей, туда потянулись. Их не устраивал этот конформистский мир. Им такие горизонты открылись. У них в бункере серьезные лекции читались - они познакомились с творчеством Генона, Эволы... Им читали курс истории православия. То, что происходит сейчас с Лимоновым, - полный идиотизм...

Из вождей Костя еще интересуется личностью Сталина. Пытается разобраться, почему через полвека после смерти о нем говорят так, будто он скончался месяца два назад?

- Наша демпресса не устает его в грязь методично втаптывать - маньяк и все такое. Думающий же человек должен понять, что что-то здесь не то. Начинаешь ближнее окружение изучать, труды его читать - такая личность, просто грандиозная. Вот я Черчилля читал, когда на Тегеранской конференции появился Сталин, у всех возникло непреодолимое желание встать и вытянуть руки по швам.

Телевизора, кстати, у Кости, чтобы рассматривать встречи на высшем уровне, нет.

- Вот только не спрашивайте, почему у меня нет телевизора, - сразу предупреждает он, - меня этим вопросом уже достали: «У тебя, Костя, по религиозным соображениям нет телевизора или по иным?». Не первое и не второе. У меня его просто нет и все. Нет его. И он мне не нужен.

***

И как, спрашиваю, Костя, с монашеством, это всерьез или так?

- Вообще-то рассматривал, как один из возможных путей. Дай Бог, конечно, если это реализуется, институт закончу, посмотрю. Имея сан, спасаться легче, но путь этот долгий и тернистый, да и искушений много. И дай Бог мне его пройти...

А вариант с Богословским институтом, спрашиваю, ты не рассматривал:

- Рассматривал, но боюсь, если закон Божий и догматика станут дисциплиной, это начнет тяготить. Очень этого боюсь. Лучше так - самообразование получать. Пока думаю, определяюсь...

***

На днях, осмотрев дачный огород, заросший крапивой, Костя предложил родителям скосить все под корень, оставив лишь пару грядок. Остальное - засеять травой и установить замечательные надгробия с надписями «Гете», «Данте»... Дабы бродить среди этой «ненавязчивой зарубежной классики» и думать не о бураках, а о вечном...

(Думается, обремененные материальным, Костины соседи вряд ли поймут его правильно. Хотя, опять же, думая о смерти, не согрешишь).

А у его друга недавно в автобусе Тита Ливия украли. Ну и друзья, говорю, Костя у тебя, Тита Ливия в общественном транспорте читают...

- А что странного, - удивляется Костик, - если человек Тита Ливия читает? Странный тот, кто у него Тита Ливия крадет. Это действительно маньяк какой-то. Вот, наверное, сидит теперь, грузится...

Граждане, верните Тита Ливия, зачем он вам?!


Резонанс
Новости
Первый построенный в Новосибирской области кирпичный храм объявили памятником культурного наследия. В Легостаево Искитимского района по этому поводу устроили массовое ликование. После закрытия церкви в храме были склад зерна, мельница, хотели даже сделать кинотеатр или вовсе разобрать на кирпичи.
Почти на 10% больше преступлений было совершено в Новосибирской области в первые десять месяцев 2018 года. Повысилось и количество тяжких и особо тяжких преступлений. Однако есть и позитивные моменты – так, из 151 убийства пока нераскрытыми остаются два эпизода.
Формулировку «за совершением порочащего проступка» экс-начальник ГИБДД Новосибирской области попросил поменять на «в связи с выслугой лет, дающей право на пенсию». С такой просьбой уволенный Сергей Штельмах обратился в Новосибирский суд.
9 баллов: город стоит в пробках. Автомобилисты Новосибирска негодуют – пятничный вечер испорчен. Много аварий. Только на Большевистской улице произошло четыре ДТП. Красный проспект превратился в гигантскую пробку от площади Калинина до ул. Фабричной.
Потерял зуб воспитанник новосибирского хоккея Владимир Тарасенко в матче НХЛ «Сент-Луис» – «Чикаго». Несмотря на боль, бывший игрок «Сибири» воспринял инцидент с улыбкой. Он подобрал зуб и передал его доктору своей команды.
Наконец-то получили свои квартиры в доме №5/3 по улице Вертковская обманутые дольщики. Дом должны были сдать еще 15 лет назад. За прошедшие годы у многих родились и выросли дети, другие отчаялись получить вожделенные метры и купили квартиры в других домах. Но вот 16 ноября была перерезана красная ленточка на последнем подъезде дома.