Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Небо забирает лучших

03.10.2002
К сожалению, в русском языке существует грустное словосочетание «Небо забирает лучших». В октябре 2001 года эти слова прозвучали в Новосибирске, в авиакомпании «Сибирь». Над Черным морем «сибирский» самолет был сбит шальной украинской ракетой. Погибли все, кто был на борту. Проверяющим в том полете был пилот первого класса, начальник инспекции по безопасности полетов авиакомпании «Сибирь», житель города Оби Виктор Викторович Алексеев. Это был самый опытный летчик в экипаже...

Год назад над Черным морем шальной украинской ракетой
был сбит пассажирский самолет

Завтра исполняется год со дня трагедии над Черным морем. Память о погибших увековечена мемориалом на Заельцовском кладбище. Фото Сергея ПЕРМИНА

 К сожалению, в русском языке существует грустное словосочетание «Небо забирает лучших». В октябре 2001 года эти слова прозвучали в Новосибирске, в авиакомпании «Сибирь». Над Черным морем «сибирский» самолет был сбит шальной украинской ракетой. Погибли все, кто был на борту. Проверяющим в том полете был пилот первого класса, начальник инспекции по безопасности полетов авиакомпании «Сибирь», житель города Оби Виктор Викторович Алексеев. Это был самый опытный летчик в экипаже. Его налет составил 16655 часов.

О том, что это был за человек, пилот и товарищ, рассказывает директор Летной службы авиакомпании «Сибирь» Андрей Чистосердов:

- Виктор был на два года старше меня, мы вместе росли, ходили в школу, учились в летном училище, работали в одном авиаотряде, а затем в авиакомпании. В 1957 году в Толмачево на базе военного аэродрома был открыт гражданский аэропорт, принимающий самолеты Ту-104. Тогда же был организован авиационный отряд реактивных самолетов (АОРС), а в городе Оби началось интенсивное строительство жилых домов в авиагородке. Многие летчики переводились в АОРС из Новосибирского объединенного авиаотряда, который базировался в аэропорту Северный. Среди них были и наши отцы - Виктор Яковлевич Алексеев, бортрадист Ту-104, и Николай Васильевич Чистосердов, командир самолета-зондировщика Ли-2.

Пилот первого класса Виктор Алексеев
 Мы жили с Виктором в соседних домах и учились в 60-й школе. Городок был небольшой, и все дети летчиков и работников ГВФ держались вместе, одной компанией. В каждом классе у нас было по двое-трое детей летчиков, в школе было по пять классов в каждой параллели, получалось 10-12 человек одного возраста. Кроме нас, в Оби, естественно, свои коренные жители были, в том числе из военных. Периодически между нами случались драки, как, наверное, и в других городах среди школьников.

А через несколько лет в Обь переехала семья его будущей жены. В этой семье было три сестры. Старшая сестра Люба была очень красивой, она училась с нами в одной школе. Из города, где она раньше жила, к ней часто приезжал парень-ухажер, и по вечерам они гуляли. Она сразу очень понравилась Вите Алексееву. В 8-м классе соперничество Виктора и парня из города за Любино внимание стало принимать ультимативные формы. Витя попросил нас помочь прогнать этого парня, который был постарше нас. Мы прогоняли его чуть ли не палками. И Витя все-таки добился руки Любы.

Дальше, если ты сын летчика и здоровье позволяет, все шли по стопам отцов. В основном все новосибирцы ехали в Бугурусланское летное училище. Экзамены мы сдавали в учебно-тренировочном отряде в аэропорту Северный, и 90 процентов абитуриентов попадало в Бугуруслан. На моем курсе, например, человек 15 было из Новосибирска, у которых в семьях уже были летчики. То же самое было и на курсе Виктора, он поступил в Бугуруслан, соответственно, на два года раньше меня.

Я в училище был всего второй или третий день, только приехал, и как-то утром едет машина с кухни. А сверху в кузове на коробках сидит Виктор! Мы обрадовались, естественно, минут тридцать проговорили. Он про дом спрашивал, я про училище. Потом, уже когда учеба началась, очень часто не приходилось видеться - у меня был сложный первый курс, у него - шла подготовка к экзаменам. Учились они утром, мы вечером или наоборот. Обычно встречались в столовой.

На Заельцовском кладбище открыт мемориал жертвам авиакатастрофы. Фото Сергея ПЕРМИНА
 Год прошел, и Виктор закончил училище. Почему-то он не вернулся сразу в Новосибирск, а попал в Туркмению, в город Чарджоу. Было ли это по его просьбе или такое было распределение - я не знаю. Может быть, его прельстила возможность быстрее пойти вверх по служебной лестнице, пересесть с Ан-2, на котором все мы начинали летать после училища, на более современные воздушные суда. Он стал командиром Ан-2 уже через два года. Жили они в Туркмении уже вместе с женой.

Потом начиналось освоение Як-40 на севере Томской области. Виктору предложили пойти сначала переводом командиром Як-40 в Колпашево, чтобы обучить местных летчиков. Это была уже наработанная схема освоения нового самолета. Там, на севере, Виктор проработал около года, после чего его перевели в Толмачево и отправили переучиваться на Ту-154. В то время он уже учился заочно в Академии гражданской авиации. Тогда еще высшее образование было далеко не у всех летчиков. Ту-154 в то время был совсем новым самолетом, равных ему в советской гражданской авиации не было. Виктор в 31 год стал командиром этого лайнера, а в 33 - заместителем командира эскадрильи - это говорило о многом. Тогда средний возраст командира Ту-154 был под 40 лет. Просто так на такие должности в 30 с небольшим попасть было невозможно. Для этого надо было быть и отличным летчиком, и в целом иметь голову на плечах, как говорится.

В Академии мы учились заочно, но у нас часто совпадали сессии. Был там, как и в других вузах, страшный предмет - сопромат. Для летчиков это вообще было сложно, так как у нас изначально были более «воздушные» предметы - аэродинамика и т. д. Сопромат среди нас знали единицы. Виктор делал по нему контрольные своим знакомым, в том числе и мне. Если бы не он, я просто бы намучился с этим предметом. Виктор не только контрольные сделал, но и перед экзаменом все рассказал, то есть целую консультацию мне дал. Кроме того, еще в Чарджоу в 70-х годах он уже учил английский язык. Как он сам объяснял - там жара, делать нечего, сижу - учу. Ни о каких международных полетах в Новосибирске тогда еще и мысли ни у кого не было.

4 октября 2001 года. В первые часы после катастрофы в Толмачево был создан специальный штаб. Фото из архива «ВН»
 В середине 80-х Виктору предложили работу в Западно-Сибирском управлении гражданской авиации, причем сразу на уровень начальника летно-штурманского отдела. Сейчас похожие отделы есть в отдельных авиакомпаниях, в том числе и в «Сибири». Раньше они были только в Управлении, которое определяло развитие авиации всего региона. Для 80-х годов это была очень высокая должность.

Следующая запомнившаяся наша встреча с Виктором произошла, когда я переучивался на Ту-154. Тогда он уже был замкомэска. Сначала надо было теорию сдавать, потом самый первый полет с инструкторским составом. И у меня первый полет на Ту-154 был с Алексеевым, хотя я специально об этом не просил. Мы летели в Якутск. Он пилотировал. Погода в Якутске была сложная, туман небольшой был. Мы выскочили возле полосы, некогда уже было думать: в общем, сели грубовато. Зарулили. Виктор говорит: «Вот, Андрей, я тебе показал, как не надо садиться».

В конце 80-х появились первые списки для переучивания на новые для Новосибирска лайнеры Ил-86. Отбирали лучших, на уровне министерства. Тут я Виктора немного обогнал - поехал в первой группе, он - во второй. Хотя разница между нашими потоками была буквально в один месяц. Виктор вскоре стал пилотом-инструктором на Ил-86.

В начале 90-х мы летали на Илах очень много, открывали новые линии, летали за рубеж. Развитие шло бешеными темпами. Потом, вместе с развалом экономики в стране, и мы летать стали меньше. Весной 1996 года у нас был чартерный рейс из Москвы в Японию. Туда мы летали вместе с Виктором. В салоне были ведущие биатлонисты мира вместе с руководством Международного союза биатлонистов. Всего было около 300 человек. Одновременно везли все обмундирование - и лыжи, и оружие. Сначала мы спортсменов отвезли в Японию на этап Кубка мира, потом - на следующий этап Кубка, который как раз проходил в Новосибирске. Мы с Виктором поочередно пилотировали лайнер. Это был первый и пока единственный рейс «Сибири» на Ил-86 в Японию.

Следующим большим этапом для Виктора была работа начальником летно-методического отдела. В это время мы создавали в авиакомпании собственное Руководство по производству полетов (РПП). Как раз он возглавлял работу над этим главным летным документом нашего предприятия. В РПП внесены все правила, согласно которым мы выполняем полеты на всех видах воздушных судов, эксплуатируемых авиакомпанией. Оно находится на борту каждого самолета «Сибири».

Последняя должность Виктора была самой высокой в его авиационной карьере. Он целый год проработал начальником инспекции по безопасности полетов. В его функции входил не только контроль работы летного состава, но и технических подразделений авиакомпании, отвечающих за подготовку к полетам воздушного парка «Сибири», а также выполнение всех нормативных документов гражданской авиации. При этом летал на двух типах самолетов - Ту-154 и Ил-86.

Виктор был грамотным специалистом и целеустремленным человеком. Если он ставил цель, то добивался ее. Другой важной его чертой было ровное отношение к людям, независимо от должностей, которые те занимали. Никогда не ругался. Работал с людьми, вызывая к себе уважение. Имел высокий авторитет среди летчиков.

Таким был пилот, командир, начальник Виктор Алексеев. Таким он останется в нашей памяти.


Резонанс
Новости
Международный конкурс красоты «Мисс Офис- 2018» объявил о старте онлайн-голосования. По его итогам будут известны имена 30 финалисток - самых успешных и талантливых девушек, но победит только одна. Именно она получит титул «Мисс Офис -2018» и главный приз – 2 миллиона рублей. Новосибирск представляют три участницы.
18.09.2018 Жилье. ДОМ
Лидеры по количеству выставленных на продажу квартир среди микрорайонов Новосибирска – Затулинский и Плющихинский жилмассивы, а также Золотая Нива. Такие данные приводит онлайн-сервис по подбору недвижимости N1.RU.

Археологи начали масштабные раскопки на левом берегу Оби. Работы ведут рядом с железнодорожным мостом, на территории села Кривощеково, основанного примерно в середине XVIII века. На этом месте вскоре должны начать работы по возведению четвертого автомобильного моста, но прежде этот участок должны исследовать ученые.

17.09.2018 Видео
Системы контроля, слежения и аналитики выходят на новый уровень. Новосибирские специалисты встроили искусственный интеллект в платформу «Умного города» - это разработка ученых Академгородка.
Снесли и заново отстроили подъезд памятника архитектуры в тихом центре Новосибирска. Пять лет жильцы многострадального дома на Урицкого, 17 пережидали реконструкцию аварийного подъезда в съемных муниципальных квартирах на окраине города. Теперь им предстоит вернуться в бетонные коробки и самостоятельно делать дорогостоящий ремонт – подъезд сдают «под отделку».

Жюри подвело итоги фотоконкурса «Селфичеллендж2», проходившего в день выборов губернатора Новосибирской области 9 сентября 2018. 100 призов в пяти номинациях получат самые креативные: беременные подружки, парни с гармонью, Дед Мороз из Маслянино и другие жители области. Фотографии победителей – в материале VN.ru.