Новосибирск 7.7 °C

«Единица - очень острый инструмент, который у мудрого педагога всегда лежит в запасе, и он им очень редко пользуется»

03.10.2002 00:00:00

Так считают в ПУ-36. В течение 40 лет здесь не было недоборов

Фото Сергея ПЕРМИНА

 Пятнадцатого октября 2002 года Новосибирскому профессиональному училищу N 36 исполнится сорок лет.

В 1962 году по приказу Государственного комитета по профессионально-техническому образованию РСФСР от 14 мая 1962 года было организовано городское вечернее ПТУ N 36. Приказ был выполнен. С 15 октября 1962 года в училище начались занятия. Наверное, его первые учащиеся были похожи на героев фильма «Весна на Заречной улице», которых, как пелось в песне, вывела в люди заводская проходная. С 1967 года базовым предприятием училища стал Новосибирский завод полупроводниковых приборов. И начинается новый отсчет времени в судьбе училища и коллектива.

В 1972 году ПТУ N 36 присвоили статус дневного. В 1982 - двадцатилетний юбилей и поистине шикарный подарок. Завод-шеф возвел новый учебный корпус и мастерские напротив собственной проходной. Добротное четырехэтажное здание площадью 7000 квадратных метров. С 83-го года ГПТУ преобразовали в СПТУ. Учебное заведение отныне давало не только специальность, но и полное среднее образование. Сейчас в училище 16 учебных кабинетов, 6 мастерских, спортивный зал площадью 288 квадратных метров и актовый зал на 300 мест.

Нынешний директор училища Сергей Браерский с уважением вспоминает своих предшественников: Андрея Нечаева, Владимира Зайкова, Альберта Чупина. Это они заложили традиции училища. Сергей Браерский во главу угла работы педагогов всегда ставит поддержку авторитета системы профтехобразования и управления начального профессионального образования. Слова «шарага», широко распространенного в подростковом слэнге, Сергей Браерский не приемлет. В корнях своих он сам «пэтэушник»: в 63-м закончил профессионально-техническое училище N 6. Работал мастером производственного обучения. Потом окончил НЭТИ и пед-институт. Ровно 20 лет назад стал директором ПУ-36. Первого сентября 2002 года Сергей Сергеевич отметил личный юбилей: сорокалетие работы в системе профтехобразования.

В кабинете Браерского целая внушительных размеров папка заполнена материалом, который он по крупицам собирал, обобщал, анализировал в течение сорока лет педагогической работы: «Рекомендации педагогу-воспитателю», «Позиция педколлектива ПУ-36», «Десять заповедей работника профессионального училища N 36». Это к вопросу об отличиях между «шарагой» и образовательным учреждением высокой педагогической культуры. Вот, например, несколько заповедей работников ПУ-36: «Никогда не обвиняй родителей в плохом воспитании твоих учащихся». «Если почувствуешь, что твои учащиеся начинают тебя раздражать, при всех прочих твоих успехах - брось эту работу!»

По убеждению педагогов училища, позиция отношения к воспитанию, как к деликатесу: хорошо, если оно есть, но если нет, то как-нибудь перебьемся, - глубоко порочна. Воспитательная работа должна быть основой любой деятельности. При этом, уверены педагоги, воспитание заканчивается там, где начинается администрирование, то есть вместо «Делай, как я!» звучит «Делай, как я сказал!» В ПУ-36 воспитательный процесс идет по иному принципу: «Никогда не переходите в процессе педагогического общения на угрозы и оскорбления». И к отрицательным отметкам здесь отношение специфическое: «Двойка и единица - это очень острый и тонкий инструмент, который у мудрого педагога всегда лежит в запасе, и он им очень редко пользуется». Возможно, именно благодаря этому в тридцать шестом училище даже в период падения престижа профтехобразования никогда не было проблем с набором.

Сам Сергей Браерский твердо знает: плохих детей не бывает. Бывают брошенные, те, кого взрослые оттолкнули от себя. «Гавкать» на ребенка нельзя. Хотя это самый простой и примитивный способ общения. Зачастую именно таким способом с ними общаются родители, учителя в школе, бабушки на лавочках во дворе». При этом родители, не сумев нормально воспитать дочь или сына, надеются на школу, школа - на профессиональное учебное заведение. Училище оказывается в подобной ситуации последней инстанцией, на которую возложена задача огрехи воспитания исправить, чтобы выпустить во взрослую жизнь нормального, конкурентоспособного молодого человека.

Другая папка в кабинете директора, размеров не менее внушительных, чем та, где собраны основополагающие принципы работы педагога, содержит различные грамоты и благодарности. Дипломы за достижения в деле воспитания и обучения молодежи педколлектив училища получает каждый год. Так же ежегодно - призовые места в конкурсах профмастерства по специальности «оператор ЭВМ». На сегодняшний день это - очень полезная для жизни специальность. Еще здесь готовят монтажников радиоэлектронной аппаратуры, слесарей, сборщиков изделий электронной техники, парикмахеров-стилистов и портных.

Если конкурсы профмастерства - для профтехучилища вещь как бы сама собой разумеющаяся, то игры - в представлении обывателя - забава высоколобых интеллигентов или, в крайнем случае, студентов. Пример ПУ-36 это заблуждение опровергает. Здешние умники и умницы из команды «Барбаросса» состязались в остроте ума с вузами и выглядели на фоне будущих инженеров вполне достойно.

С заводом-шефом, который теперь называется Федеральное государственное унитарное предприятие «Новосибирский завод полупроводниковых приборов с особым конструкторским бюро», его директором Юлием Хроповым у администрации училища по сей день сохранились хорошие отношения. По возможности социальный партнер помогает своей «кузнице кадров». В этом году, например, выделил средства на ремонт крыши. «Раньше мы знали, у кого из заводчан есть дети, какого они возраста. На основе этого прогнозировали контингент своих учащихся. Как минимум, две группы каждый год у нас состояли из детей работников НЗПП, - вспоминает Сергей Браерский. - Сейчас, конечно, далеко не все выпускники ПУ идут на завод. Тем не менее тот факт, что мы даем им среднее образование и специальность, уже является, как говорили раньше, путевкой в жизнь, той твердыней, от которой можно оттолкнуться, чтобы идти дальше».

Сейчас 10-15 выпускников ПУ-36 ежегодно поступают в вузы. Педколлектив училища сотрудничает с Новосибирским колледжем электроники, Сибирским независимым институтом, Новосибирским педуниверситетом и Новосибирским индустриально-педагогическим колледжем.

Накануне сорокалетнего юбилея Сергей Браерский особо отметил ветеранов училища: Галину Рожкову, Любовь Верхоланцеву, Геннадия Пальшина, Раису Долгову, Тамару Эпову, Тамару Копытцеву, Галину Садовую, Тамару Гришину, Веру Глущенко. Благодаря их опыту, квалификации, верности профессии, любви к своему делу и к учащимся, а также поддержке базового предприятия ПУ-36 смогло пережить тяжелые времена, когда многие учебные заведения системы профтехобразования оказались закрытыми и расформированными. Благодаря им и их коллегам училище сейчас продолжает воспитывать рабочую молодежь, развивать ее творческий потенциал, открывать новые профессии. Порядка 180 подростков каждый год выходят из стен училища взрослыми людьми. А за 40 лет своего существования ПУ-36 подготовило более 7 тысяч специалистов. Еще раз с юбилеем вас, дорогие педагоги! Здоровья вам, всяческих благ и, это, пожалуй, главное, признания.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: