Новосибирск 6.3 °C

Трамвай из нашего детства

03.10.2002 00:00:00

В Новосибирске создается еще один музей под открытым небом - музей городского электротранспорта.

МТВ-82 с прицепом на улице Одессы

 Об этом новосибирском музее известно не так много: гораздо меньше, чем он того заслуживает. Да и путь до него неблизкий - находится он на территории Кировского (ныне Ленинского) трамвайного депо по дороге на Затулинку. Имя ему - музей истории развития городского электрического транспорта Новосибирска.

Директор музея Людмила Чиркова: «Основной идеей при создании музея было собрать все то, что уже уходит: документы, фотографии, даже образцы формы, которую носили наши вагоновожатые и кондукторы много лет назад. Пока еще многое сохранилось: к примеру, образцы «механических кондукторов» - касс, которые стояли в салонах новосибирских трамваев и троллейбусов в советское время. Удалось реализовать и еще одну задумку - оборудовать специальный экскурсионный вагон трамвая, на котором сегодня можно проехать по всему левобережью.

Огромную поддержку нам оказывает управление пассажирских перевозок мэрии и лично начальник управления Валерий Иванович Новоселов. А недавно экспозиция музея была успешно представлена на «Сибирской ярмарке» - малая золотая медаль и почетный диплом».

Нет слов - наш городской транспорт, как бензиновый, так и электрический, переживает сегодня непростые времена, да и под огонь критики пассажиров и прессы попадает, может, чаще, чем хотелось бы самим транспортникам. Тем не менее мухи отдельно, а котлеты отдельно: инициатива управления пассажирских перевозок, его начальника Валерия Новоселова и директора Ленинского трамвайного депо Геннадия Гадыльшина по сохранению новосибирской транспортной истории заслуживает, на мой взгляд, только самых добрых слов и поддержки со стороны горожан.

Председатель Совета музея Михаил Никулин - один из фанатиков транспортно-музейного дела в самом лучшем смысле этого понятия. Во многом благодаря ему сегодня установлены контакты с подобными музеями в других городах России, включая столицу. В компьютере Михаила - реестр древнего трамвайного и троллейбусного «железа», мирно ржавеющего на пустырях нашей необъятной Родины. Точно такого, как то, которое многие годы возило новосибирцев по улицам сибирской столицы.

Михаил Никулин: «В планах музея - организация экспозиции под открытым небом, где должны быть представлены образцы новосибирских трамваев и троллейбусов прошлых лет. Сегодня под нее уже выделен специальный путь на кировской площадке Ленинского депо рядом с музеем. А в начале сентября с помощью мэрии сюда был доставлен первый ценный экспонат - трамвайный вагон МТВ-82, который предстоит восстановить...»

Иному трудно понять радость энтузиастов музейного дела по поводу прибывшей в кузове КамАЗа «эмтэвэшки» с бортовым номером 355. Да и вид у будущей звезды музея еще страшноват: видно, что выдергивали ее, ржавую и объеденную временем, из земли, как танк времен Великой Отечественной из болота. Но, по мнению Михаила, это все поправимо - да и, как говорила моя бабушка в таком случае, «хоть глазам пока совестно - зато душе уже радостно...».

Увы - но в Новосибирске не сохранилось ни одного такого трамвая, хотя бегали они по нашим улицам лет 40-50 назад в изобилии. Вот и наш музейный 355-й нашли аж в Нижнем Тагиле. А, к примеру, в ныне заграничной Одессе МТВ-82 эксплуатировались на маршрутах до середины 90-х годов, являясь едва ли не самой любимой трамвайной моделью горожан. Там существовала даже их редчайшая вариация с двумя кабинами сразу - для обслуживания тупиковых маршрутов, не имевших разворотных колец.

Михаил Никулин: «Наш - теперь уже наш - вагон был выпущен в Риге в 1954 году. А вообще их производство было передано в Ригу из Москвы в 1949-м. Для Новосибирска рижский МТВ-82 был основной моделью трамвая с середины 50-х годов: к примеру, ныне главное депо правобережья, Октябрьское, было сдано в 1964 году специально под эти трамваи. Сошли с линии у нас они в конце 70-х - их сменила следующая рижская модель - РВЗ-6, более двух десятков лет возившая следующее поколение новосибирцев...»

Казалось бы, подумаешь, трамвай, всего делов-то: дуга сверху, колеса снизу и железный ящик посередине. Но сам видел, какая влага наворачивалась на глаза наших ветеранов, когда на предыдущем Дне города на рельсы в самом центре Новосибирска вдруг своим ходом выкатил трамвайчик-ветеран КТМ-1: такая людская реакция многого стоит... Можно вспомнить и другой без преувеличения День города в октябре 1955 года, когда торжественно вводили в строй мечту горожан - коммунальный мост через Обь. Историки свидетельствуют: первым транспортным средством, пересекшим реку Обь по новому мосту во время праздничной демонстрации новосибирцев, был именно трамвай МТВ-82.

Так что пожелаем нашим хранителям транспортной истории удачи и новых находок. А управлению пассажирских перевозок, конечно же, по мере сил и финансов - добавить к трамвайно-троллейбусным экспонатам еще и автобусные: два добрых дела - ничуть не хуже, чем одно...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: