Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Трамвай из нашего детства

03.10.2002
В Новосибирске создается еще один музей под открытым небом - музей городского электротранспорта. Об этом новосибирском музее известно не так много: гораздо меньше, чем он того заслуживает. Да и путь до него неблизкий - находится он на территории Кировского (ныне Ленинского) трамвайного депо по дороге на Затулинку.

В Новосибирске создается еще один музей под открытым небом - музей городского электротранспорта.

МТВ-82 с прицепом на улице Одессы

 Об этом новосибирском музее известно не так много: гораздо меньше, чем он того заслуживает. Да и путь до него неблизкий - находится он на территории Кировского (ныне Ленинского) трамвайного депо по дороге на Затулинку. Имя ему - музей истории развития городского электрического транспорта Новосибирска.

Директор музея Людмила Чиркова: «Основной идеей при создании музея было собрать все то, что уже уходит: документы, фотографии, даже образцы формы, которую носили наши вагоновожатые и кондукторы много лет назад. Пока еще многое сохранилось: к примеру, образцы «механических кондукторов» - касс, которые стояли в салонах новосибирских трамваев и троллейбусов в советское время. Удалось реализовать и еще одну задумку - оборудовать специальный экскурсионный вагон трамвая, на котором сегодня можно проехать по всему левобережью.

Огромную поддержку нам оказывает управление пассажирских перевозок мэрии и лично начальник управления Валерий Иванович Новоселов. А недавно экспозиция музея была успешно представлена на «Сибирской ярмарке» - малая золотая медаль и почетный диплом».

Нет слов - наш городской транспорт, как бензиновый, так и электрический, переживает сегодня непростые времена, да и под огонь критики пассажиров и прессы попадает, может, чаще, чем хотелось бы самим транспортникам. Тем не менее мухи отдельно, а котлеты отдельно: инициатива управления пассажирских перевозок, его начальника Валерия Новоселова и директора Ленинского трамвайного депо Геннадия Гадыльшина по сохранению новосибирской транспортной истории заслуживает, на мой взгляд, только самых добрых слов и поддержки со стороны горожан.

Председатель Совета музея Михаил Никулин - один из фанатиков транспортно-музейного дела в самом лучшем смысле этого понятия. Во многом благодаря ему сегодня установлены контакты с подобными музеями в других городах России, включая столицу. В компьютере Михаила - реестр древнего трамвайного и троллейбусного «железа», мирно ржавеющего на пустырях нашей необъятной Родины. Точно такого, как то, которое многие годы возило новосибирцев по улицам сибирской столицы.

Михаил Никулин: «В планах музея - организация экспозиции под открытым небом, где должны быть представлены образцы новосибирских трамваев и троллейбусов прошлых лет. Сегодня под нее уже выделен специальный путь на кировской площадке Ленинского депо рядом с музеем. А в начале сентября с помощью мэрии сюда был доставлен первый ценный экспонат - трамвайный вагон МТВ-82, который предстоит восстановить...»

Иному трудно понять радость энтузиастов музейного дела по поводу прибывшей в кузове КамАЗа «эмтэвэшки» с бортовым номером 355. Да и вид у будущей звезды музея еще страшноват: видно, что выдергивали ее, ржавую и объеденную временем, из земли, как танк времен Великой Отечественной из болота. Но, по мнению Михаила, это все поправимо - да и, как говорила моя бабушка в таком случае, «хоть глазам пока совестно - зато душе уже радостно...».

Увы - но в Новосибирске не сохранилось ни одного такого трамвая, хотя бегали они по нашим улицам лет 40-50 назад в изобилии. Вот и наш музейный 355-й нашли аж в Нижнем Тагиле. А, к примеру, в ныне заграничной Одессе МТВ-82 эксплуатировались на маршрутах до середины 90-х годов, являясь едва ли не самой любимой трамвайной моделью горожан. Там существовала даже их редчайшая вариация с двумя кабинами сразу - для обслуживания тупиковых маршрутов, не имевших разворотных колец.

Михаил Никулин: «Наш - теперь уже наш - вагон был выпущен в Риге в 1954 году. А вообще их производство было передано в Ригу из Москвы в 1949-м. Для Новосибирска рижский МТВ-82 был основной моделью трамвая с середины 50-х годов: к примеру, ныне главное депо правобережья, Октябрьское, было сдано в 1964 году специально под эти трамваи. Сошли с линии у нас они в конце 70-х - их сменила следующая рижская модель - РВЗ-6, более двух десятков лет возившая следующее поколение новосибирцев...»

Казалось бы, подумаешь, трамвай, всего делов-то: дуга сверху, колеса снизу и железный ящик посередине. Но сам видел, какая влага наворачивалась на глаза наших ветеранов, когда на предыдущем Дне города на рельсы в самом центре Новосибирска вдруг своим ходом выкатил трамвайчик-ветеран КТМ-1: такая людская реакция многого стоит... Можно вспомнить и другой без преувеличения День города в октябре 1955 года, когда торжественно вводили в строй мечту горожан - коммунальный мост через Обь. Историки свидетельствуют: первым транспортным средством, пересекшим реку Обь по новому мосту во время праздничной демонстрации новосибирцев, был именно трамвай МТВ-82.

Так что пожелаем нашим хранителям транспортной истории удачи и новых находок. А управлению пассажирских перевозок, конечно же, по мере сил и финансов - добавить к трамвайно-троллейбусным экспонатам еще и автобусные: два добрых дела - ничуть не хуже, чем одно...


Резонанс
Новости
Губернатор Андрей Травников объявил, что министром науки и инновационной политики назначен Алексей Васильев. Официальное представление нового министра состоялось на оперативном совещании в правительстве Новосибирской области 19 ноября.
«Злые снеговики» прервали серию из шести поражений в матче с хабаровским «Амуром». В серии послематчевых бросков – счет 2:1 в пользу «Сибири». Радость болельщиков омрачила травма защитника команды Олега Пигановича, из-за которой он выбыл на три недели.
У 41-й армии новый командующий. Президент Владимир Путин подписал указ о назначении на эту должность генерала-майора Якова Резанцева.
420 из 665 школьных маршрутов необходимо привести в нормативное состояние, отремонтировать дороги, ведущие к районным больницам. На заседании совета по выполнению указа Президента РФ губернатор Андрей Травников выслушал доклады министров о реализации в области проектов «Безопасные и качественные дороги», «Академгородок 2.0», «Жилье и городская среда».
Губернатор Андрей Травников сообщил на оперативном совещании 19 ноября о переизбрании на должность главы Каргатского района Новосибирской области Валерия Флека. Губернатор поздравил главу района с переизбранием.

Бюст генералиссимусу не будет размещен на общественных территориях в связи с отказом худсовета. Его установят возле обкома КПРФ к 9 Мая 2019 года. «Долго обсуждали, но иного решения просто нет», – заявили члены инициативной группы во главе с Алексеем Денисюком, с 2016 года бьющиеся над установкой памятника.