Новосибирск 8.5 °C

Зачем нам, поручик, такой тарантас?

03.10.2002 00:00:00

По новосибирским улицам колесят автобусы, опасные для пассажиров

Полтора месяца минуло со дня тяжелейшей автобусной катастрофы в Чувашии, унесшей 24 жизни в рухнувшем под откос «пазике». Официальные представители Павловского автобусного завода поспешили откреститься от соучастия автобуса в катастрофе: дескать, если бы не грубейшие технические нарушения, трагедии бы не произошло. В общем-то они правы. Вопрос в другом: не наблюдаются ли в данный момент аналогичные нарушения в другой точке России, потенциально способные привести к аналогичной трагедии с не менее страшными последствиями. К примеру, в городе Новосибирске...

Под откос...

 Причины чувашской катастрофы экспертами уже обнародованы. Давайте по ним пробежимся - и сопоставим.

Чувашия, причина номер один: «двигавшийся на спуске «пазик» был перегружен сверх нормы: вместо 36 пассажиров в салон было упаковано аж 65...»

Эх, ребята-чуваши: это ж по новосибирским меркам был еще недогруз! У нас по городу в час пик и до 80 человек в «пазик» набиться могут - лично пересчитывал как-то ради интереса... «ВН» в лице вашего покорного слуги давно бьет тревогу: в погоне за выручкой водители, как частные, так и муниципальные, даже снимают сиденья в салоне, ибо стоячих пассажиров входит, естественно, больше, чем сидячих. Тут до беды - не то, что один шаг, а вообще полшага.

Начальник отдела пассажирских перевозок Российской транспортной инспекции Владимир Барымский: «Разумеется, мы все это видим. Неоднократно нами направлялись предписания и для частников, и для муниципалов: брать в коммерческий «пазик» пассажиров не выше установленной нормы! Лучше всего, как в «Газель» - по числу мест для сидения. Все это перевозчиками проигнорировано полностью, независимо от формы собственности...»

Впрочем, беда уже была - пока, правда, относительно небольшая. Новосибирск - город равнинный, но подъемов и спусков и у нас хватает: улицы Кошурникова, Сибиряков-Гвардейцев, спуск с Левобережья на коммунальный мост... На последнем спуске этим летом сорвавшийся с тормозов «пазик» протаранил автобусную остановку с толпой людей у пляжа - слава Богу, повезло, пострадавших оказалось немного. В другой раз так может и не повезти.

Чувашия, причина номер два: «разбившийся «пазик» эксплуатировался с 1993 года, общий пробег - более 700 тысяч километров. Техническое состояние неудовлетворительное (следует длинный ряд неисправностей). Лица, ответственные по гаражу, вообще не имели права выпускать такую машину на линию...»

Эк, куда хватили - по новосибирским меркам такой автобус был бы далеко не из последних... Это-то и страшно. Странное дело: сегодня транспорта в городе хватает полностью: «Газели», новые частные «пазики», хоть и подержанные, но в безупречном техническом состоянии «Вольво» и другие автобусные иномарки... Но наряду с этим на наших маршрутах можно встретить такие развалюхи - аж оторопь берет.

Вот только пару дней назад довелось прокатиться: автобус коммерческого 1063-го маршрута с госномером в670мк54. Ничего плохого не скажу про водителя с кондуктором - молодые вежливые ребята, работать могут, и общаться с ними приятно. Но сама машина...

Драные сиденья, кое-как залепленные скотчем и просто изолентой. Передние сиденья развернуты боком по тому же принципу «больше народу - больше рублей». Спинки сидений приварены железным прутом к окнам, дабы пассажиры на пол не опрокинулись. Кое-где некачественная сварка уже оторвалась, так что шанс опрокинуться есть. Одно из окон с выбитым стеклом заклеено просто куском картона на скотче - при том, что сейчас уже не лето. Вместо куска обшивки салона - другой кусок грязного картона. На сиденье кондуктора, как чехол, натянут старый рваный мешок из-под сахара... Такое вот, прости господи, мурло города вместо лица.

Осталось привести марку и «ответственного по гаражу» владельца этого как бы транспортного, но тем не менее маршрутного средства: называется оно «Таджик» и принадлежит частному предпринимателю (сокращенно ЧП - в самую точку!) Александру Рыбакову из Ленинского района. В мелком транспортном бизнесе Александр Владимирович не новичок: предпринимательствует с 1995 года, лицензия на пассажирские перевозки - с 1998-го. Да за четыре года при нормальной работе можно накопить на несколько новых «пазиков», а чудо таджикской технической мысли поставить на постамент во дворе на вечную стоянку!

Что мешает? Жадность? Или уверенность, что ничего не произойдет? Так ведь и чудом выживший водитель с древнего раздолбанного чувашского «пазика» до злосчастного рейса тоже был уверен, что небо в клеточку не для него. А теперь иное ему и не светит - причем на многие годы вперед...

А с другой стороны - да, было время, когда транспорта в городе не хватало, и по маршрутам ползало все, что могло хотя бы ползать. Но сегодня, когда автобусы в избытке, зачем нам на линии такие позорные тарантасы?

О «Таджиках», кстати, разговор особый. Могу пригласить в салон еще одной такой же среднеазиатской иномарки: госномер е781ае, маршрут 1208 (довольно, кстати, напряженный - загрузка битком здесь не редкость!), перевозчик - ООО «Регион-Автоцентр». Опять то же самое: передок салона по левой стороне очищен от сидений, благодаря чему всего за 6 рублей можно испытать полное удовольствие от ощущения сельди в бочке. Самое забавное, что сохранилась табличка: выпущен этот агрегат не просто в прошлом веке, а аж в 1985 году. Да по сравнению с этим антиквариатом на колесах чувашский «пазик» 1993 года, унесший по собственной старости 24 человечьих жизни - еще совсем новая машина! Ну как, постучим по ближайшему дереву за здравие пассажиров «Регион-Автоцентра»?

Маленькая деталь: клепал этих «Таджиков», коих на новосибирских маршрутах бегает больше десятка, на базе давно устаревших грузовиков ГАЗ-53, некий авторемонтный завод в бывшем городе Ленинабаде как механических ишаков для дальних таджикских аулов и не более того. Оттого и качество соответствующее: одна узенькая дверь, на иных автобусах к тому же еле-еле открываемая вручную, высоко расположенный центр тяжести... Боковой удар лихой иномарки на городском перекрестке, и по всем законам физики опрокидывание «Таджику» гарантировано, причем без шансов выбраться для пассажиров.

Даже в советские времена «Таджиков-СБ» в Сибири закупали только особо бедные предприятия для перевозки нескольких рабочих на работу и обратно. И, конечно же, трудолюбивым ремонтникам солнечного Таджикистана в самых розовых снах не снилось, что этот «ишак» будет использован как полноценный маршрутный автобус в полуторамиллионном городе.

Придираюсь? Отнюдь.

Из сообщений российских информационных агентств от 18 июня 2001 года: «Решением ГИБДД с 1 июля 2001 года в Томске запрещаются пассажирские перевозки автобусами КАВЗ, «Таджик» и ряда других моделей. Согласно соответствующему ГОСТу и решению Европейской экономической комиссии, основным условием для пассажирского автобуса является наличие двух дверей в салоне, открывающихся с места водителя. Поводом для ужесточения требований к предпринимателям - владельцам маршрутных автобусов стала авария, происшедшая 29 мая этого года, когда в результате лобового столкновения двух частных автобусов пострадали около 30 человек. Кроме того, ГИБДД Томской области намерена внести некоторые пункты в областной закон о транспорте. В частности, вносится требование, что после 10 лет эксплуатации автобус подлежит списанию или в обязательном порядке должен пройти капитальный ремонт в условиях авторемонтной мастерской, которая имеет на это лицензию».

Вот так думают и поступают настоящие специалисты по организации дорожного движения. Правда, понадобилась авария с тремя десятками пострадавших, чтобы соседи- томичи больше года назад сделали то, что мы не можем сделать по сей день - убрали рухлядь сомнительного происхождения с городских маршрутов.

Новосибирску же Европейская экономическая комиссия не указ: азиаты мы, однако. ГОСТ для нас - не руководство к действию. Сегодня новосибирские улицы лихо бороздят те самые запрещенные однодверные «кавзики»: не дай бог, случись что - из салона не выберешься, разве что нижними конечностями вперед. Более того, на линиях сибирской столицы без проблем трудятся несколько десятков старых частных ПАЗ-672, самовольно переделанных владельцами из двухдверных в однодверные! Нормальная ГИБДД, как в Томске, должна такие машины вышвыривать с маршрутов пинком под заднее колесо как абсолютно не соответствующие требованиям безопасности пассажиров - наша, однако, безмолвствует и бездействует. Чего ждем, уважаемые товарищи в погонах?

Чувашия, причина номер три: «авария вызвана грубыми ошибками водителя «пазика», прежде всего движением с выключенной передачей на спуске. При попытке запустить двигатель в условиях перегрузки произошел отрыв карданного вала, и автобус потерял управление...»

Одна из главных мыслей, вбиваемая инструктором по вождению самому зеленому курсанту автошколы, - на спуске тормози двигателем! Движение с горы накатом запрещено категорически - то, что от тебя потом останется, с лопатой не соберут! Что и произошло в Чувашии - бедолага-автобус летел с обрыва в свободном полете больше двадцати метров, как истребитель Су-27. Жуткий водительский ляп с не менее жуткими последствиями - а у нас-то он возможен?

Галина Гриненко, водитель Дзержинского троллейбусного депо с многолетним стажем: «Нередко езжу на коммерческих «пазиках» и довольно часто профессионально замечаю, с какими рывками и толчками водитель ведет автобус. А это первый признак того, что опыта работы на маршруте у такого человека за рулем нет совсем: ему еще учиться и учиться, а он уже людей везет. Да нас бы за такую езду на троллейбусе давно бы сняли с линии, и возмущенные пассажиры быстро довели бы это дело до начальства. А тут все спокойно...»

То-то и оно - до поры, до времени. А вот наученные горьким опытом томичи значение водительской подготовки уже оценили.

Из того же сообщения от 18 июня 2001 года: «Еще одно требование Томской ГИБДД для пассажирских перевозок: водитель автобуса или «маршрутки» должен иметь стаж не менее 2 лет, а также за последние три года не должен быть виновником ДТП или задержанным за управление в нетрезвом состоянии. Поэтому все кандидатуры водителей должны согласовываться с ГИБДД. Прежде чем сесть за руль автобуса, водитель должен пройти стажировку на будущем маршруте».

Молодцы томские «гаишники», что и говорить. Только вот интересно мне как пассажиру: много ли у нас в Новосибирске на маршрутах таких водителей? Сомневаюсь - особенно с учетом полного нейтралитета нашей ГИБДД по этому поводу...

В общем, остается невесело констатировать факт: трагедия в Чувашии, произошедшая по вине разгильдяя-водителя развалюхи-автобуса, нам пока не пример. А посему вопрос на засыпку: сколько новосибирцев и гостей нашего города должно погибнуть в какой-нибудь автобусной мышеловке на колесах при дорожно-транспортном происшествии, чтобы власти начали, наконец, наводить порядок на городских маршрутах?

Согласен - звучит резковато. Но лучше спросить это сейчас, чем объявлять траур потом, как в Чебоксарах...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: