Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Зачем нам, поручик, такой тарантас?

03.10.2002
Полтора месяца минуло со дня тяжелейшей автобусной катастрофы в Чувашии, унесшей 24 жизни в рухнувшем под откос «пазике». «Вместо 36 пассажиров в салон было упаковано аж 65...»Эх, ребята-чуваши: это ж по новосибирским меркам был еще недогруз! У нас по городу в час пик и до 80 человек в «пазик» набиться могут - лично пересчитывал как-то ради интереса... «ВН» в лице вашего покорного слуги давно бьет тревогу: в погоне за выручкой водители, как частные, так и муниципальные, даже снимают сиденья в салоне, ибо стоячих пассажиров входит, естественно, больше, чем сидячих. Тут до беды - не то, что один шаг, а вообще полшага.

По новосибирским улицам колесят автобусы, опасные для пассажиров

Полтора месяца минуло со дня тяжелейшей автобусной катастрофы в Чувашии, унесшей 24 жизни в рухнувшем под откос «пазике». Официальные представители Павловского автобусного завода поспешили откреститься от соучастия автобуса в катастрофе: дескать, если бы не грубейшие технические нарушения, трагедии бы не произошло. В общем-то они правы. Вопрос в другом: не наблюдаются ли в данный момент аналогичные нарушения в другой точке России, потенциально способные привести к аналогичной трагедии с не менее страшными последствиями. К примеру, в городе Новосибирске...

Под откос...

 Причины чувашской катастрофы экспертами уже обнародованы. Давайте по ним пробежимся - и сопоставим.

Чувашия, причина номер один: «двигавшийся на спуске «пазик» был перегружен сверх нормы: вместо 36 пассажиров в салон было упаковано аж 65...»

Эх, ребята-чуваши: это ж по новосибирским меркам был еще недогруз! У нас по городу в час пик и до 80 человек в «пазик» набиться могут - лично пересчитывал как-то ради интереса... «ВН» в лице вашего покорного слуги давно бьет тревогу: в погоне за выручкой водители, как частные, так и муниципальные, даже снимают сиденья в салоне, ибо стоячих пассажиров входит, естественно, больше, чем сидячих. Тут до беды - не то, что один шаг, а вообще полшага.

Начальник отдела пассажирских перевозок Российской транспортной инспекции Владимир Барымский: «Разумеется, мы все это видим. Неоднократно нами направлялись предписания и для частников, и для муниципалов: брать в коммерческий «пазик» пассажиров не выше установленной нормы! Лучше всего, как в «Газель» - по числу мест для сидения. Все это перевозчиками проигнорировано полностью, независимо от формы собственности...»

Впрочем, беда уже была - пока, правда, относительно небольшая. Новосибирск - город равнинный, но подъемов и спусков и у нас хватает: улицы Кошурникова, Сибиряков-Гвардейцев, спуск с Левобережья на коммунальный мост... На последнем спуске этим летом сорвавшийся с тормозов «пазик» протаранил автобусную остановку с толпой людей у пляжа - слава Богу, повезло, пострадавших оказалось немного. В другой раз так может и не повезти.

Чувашия, причина номер два: «разбившийся «пазик» эксплуатировался с 1993 года, общий пробег - более 700 тысяч километров. Техническое состояние неудовлетворительное (следует длинный ряд неисправностей). Лица, ответственные по гаражу, вообще не имели права выпускать такую машину на линию...»

Эк, куда хватили - по новосибирским меркам такой автобус был бы далеко не из последних... Это-то и страшно. Странное дело: сегодня транспорта в городе хватает полностью: «Газели», новые частные «пазики», хоть и подержанные, но в безупречном техническом состоянии «Вольво» и другие автобусные иномарки... Но наряду с этим на наших маршрутах можно встретить такие развалюхи - аж оторопь берет.

Вот только пару дней назад довелось прокатиться: автобус коммерческого 1063-го маршрута с госномером в670мк54. Ничего плохого не скажу про водителя с кондуктором - молодые вежливые ребята, работать могут, и общаться с ними приятно. Но сама машина...

Драные сиденья, кое-как залепленные скотчем и просто изолентой. Передние сиденья развернуты боком по тому же принципу «больше народу - больше рублей». Спинки сидений приварены железным прутом к окнам, дабы пассажиры на пол не опрокинулись. Кое-где некачественная сварка уже оторвалась, так что шанс опрокинуться есть. Одно из окон с выбитым стеклом заклеено просто куском картона на скотче - при том, что сейчас уже не лето. Вместо куска обшивки салона - другой кусок грязного картона. На сиденье кондуктора, как чехол, натянут старый рваный мешок из-под сахара... Такое вот, прости господи, мурло города вместо лица.

Осталось привести марку и «ответственного по гаражу» владельца этого как бы транспортного, но тем не менее маршрутного средства: называется оно «Таджик» и принадлежит частному предпринимателю (сокращенно ЧП - в самую точку!) Александру Рыбакову из Ленинского района. В мелком транспортном бизнесе Александр Владимирович не новичок: предпринимательствует с 1995 года, лицензия на пассажирские перевозки - с 1998-го. Да за четыре года при нормальной работе можно накопить на несколько новых «пазиков», а чудо таджикской технической мысли поставить на постамент во дворе на вечную стоянку!

Что мешает? Жадность? Или уверенность, что ничего не произойдет? Так ведь и чудом выживший водитель с древнего раздолбанного чувашского «пазика» до злосчастного рейса тоже был уверен, что небо в клеточку не для него. А теперь иное ему и не светит - причем на многие годы вперед...

А с другой стороны - да, было время, когда транспорта в городе не хватало, и по маршрутам ползало все, что могло хотя бы ползать. Но сегодня, когда автобусы в избытке, зачем нам на линии такие позорные тарантасы?

О «Таджиках», кстати, разговор особый. Могу пригласить в салон еще одной такой же среднеазиатской иномарки: госномер е781ае, маршрут 1208 (довольно, кстати, напряженный - загрузка битком здесь не редкость!), перевозчик - ООО «Регион-Автоцентр». Опять то же самое: передок салона по левой стороне очищен от сидений, благодаря чему всего за 6 рублей можно испытать полное удовольствие от ощущения сельди в бочке. Самое забавное, что сохранилась табличка: выпущен этот агрегат не просто в прошлом веке, а аж в 1985 году. Да по сравнению с этим антиквариатом на колесах чувашский «пазик» 1993 года, унесший по собственной старости 24 человечьих жизни - еще совсем новая машина! Ну как, постучим по ближайшему дереву за здравие пассажиров «Регион-Автоцентра»?

Маленькая деталь: клепал этих «Таджиков», коих на новосибирских маршрутах бегает больше десятка, на базе давно устаревших грузовиков ГАЗ-53, некий авторемонтный завод в бывшем городе Ленинабаде как механических ишаков для дальних таджикских аулов и не более того. Оттого и качество соответствующее: одна узенькая дверь, на иных автобусах к тому же еле-еле открываемая вручную, высоко расположенный центр тяжести... Боковой удар лихой иномарки на городском перекрестке, и по всем законам физики опрокидывание «Таджику» гарантировано, причем без шансов выбраться для пассажиров.

Даже в советские времена «Таджиков-СБ» в Сибири закупали только особо бедные предприятия для перевозки нескольких рабочих на работу и обратно. И, конечно же, трудолюбивым ремонтникам солнечного Таджикистана в самых розовых снах не снилось, что этот «ишак» будет использован как полноценный маршрутный автобус в полуторамиллионном городе.

Придираюсь? Отнюдь.

Из сообщений российских информационных агентств от 18 июня 2001 года: «Решением ГИБДД с 1 июля 2001 года в Томске запрещаются пассажирские перевозки автобусами КАВЗ, «Таджик» и ряда других моделей. Согласно соответствующему ГОСТу и решению Европейской экономической комиссии, основным условием для пассажирского автобуса является наличие двух дверей в салоне, открывающихся с места водителя. Поводом для ужесточения требований к предпринимателям - владельцам маршрутных автобусов стала авария, происшедшая 29 мая этого года, когда в результате лобового столкновения двух частных автобусов пострадали около 30 человек. Кроме того, ГИБДД Томской области намерена внести некоторые пункты в областной закон о транспорте. В частности, вносится требование, что после 10 лет эксплуатации автобус подлежит списанию или в обязательном порядке должен пройти капитальный ремонт в условиях авторемонтной мастерской, которая имеет на это лицензию».

Вот так думают и поступают настоящие специалисты по организации дорожного движения. Правда, понадобилась авария с тремя десятками пострадавших, чтобы соседи- томичи больше года назад сделали то, что мы не можем сделать по сей день - убрали рухлядь сомнительного происхождения с городских маршрутов.

Новосибирску же Европейская экономическая комиссия не указ: азиаты мы, однако. ГОСТ для нас - не руководство к действию. Сегодня новосибирские улицы лихо бороздят те самые запрещенные однодверные «кавзики»: не дай бог, случись что - из салона не выберешься, разве что нижними конечностями вперед. Более того, на линиях сибирской столицы без проблем трудятся несколько десятков старых частных ПАЗ-672, самовольно переделанных владельцами из двухдверных в однодверные! Нормальная ГИБДД, как в Томске, должна такие машины вышвыривать с маршрутов пинком под заднее колесо как абсолютно не соответствующие требованиям безопасности пассажиров - наша, однако, безмолвствует и бездействует. Чего ждем, уважаемые товарищи в погонах?

Чувашия, причина номер три: «авария вызвана грубыми ошибками водителя «пазика», прежде всего движением с выключенной передачей на спуске. При попытке запустить двигатель в условиях перегрузки произошел отрыв карданного вала, и автобус потерял управление...»

Одна из главных мыслей, вбиваемая инструктором по вождению самому зеленому курсанту автошколы, - на спуске тормози двигателем! Движение с горы накатом запрещено категорически - то, что от тебя потом останется, с лопатой не соберут! Что и произошло в Чувашии - бедолага-автобус летел с обрыва в свободном полете больше двадцати метров, как истребитель Су-27. Жуткий водительский ляп с не менее жуткими последствиями - а у нас-то он возможен?

Галина Гриненко, водитель Дзержинского троллейбусного депо с многолетним стажем: «Нередко езжу на коммерческих «пазиках» и довольно часто профессионально замечаю, с какими рывками и толчками водитель ведет автобус. А это первый признак того, что опыта работы на маршруте у такого человека за рулем нет совсем: ему еще учиться и учиться, а он уже людей везет. Да нас бы за такую езду на троллейбусе давно бы сняли с линии, и возмущенные пассажиры быстро довели бы это дело до начальства. А тут все спокойно...»

То-то и оно - до поры, до времени. А вот наученные горьким опытом томичи значение водительской подготовки уже оценили.

Из того же сообщения от 18 июня 2001 года: «Еще одно требование Томской ГИБДД для пассажирских перевозок: водитель автобуса или «маршрутки» должен иметь стаж не менее 2 лет, а также за последние три года не должен быть виновником ДТП или задержанным за управление в нетрезвом состоянии. Поэтому все кандидатуры водителей должны согласовываться с ГИБДД. Прежде чем сесть за руль автобуса, водитель должен пройти стажировку на будущем маршруте».

Молодцы томские «гаишники», что и говорить. Только вот интересно мне как пассажиру: много ли у нас в Новосибирске на маршрутах таких водителей? Сомневаюсь - особенно с учетом полного нейтралитета нашей ГИБДД по этому поводу...

В общем, остается невесело констатировать факт: трагедия в Чувашии, произошедшая по вине разгильдяя-водителя развалюхи-автобуса, нам пока не пример. А посему вопрос на засыпку: сколько новосибирцев и гостей нашего города должно погибнуть в какой-нибудь автобусной мышеловке на колесах при дорожно-транспортном происшествии, чтобы власти начали, наконец, наводить порядок на городских маршрутах?

Согласен - звучит резковато. Но лучше спросить это сейчас, чем объявлять траур потом, как в Чебоксарах...


Резонанс
Новости
Номерные знаки по новому ГОСТу начнут выдавать в России с 1 января 2019 года, говорится в приказе Росстандарта. Изменения в первую очередь затронут мотоциклетные номера – они станут меньше в размерах. Знаки для праворульных авто примут форму, приближенную к квадрату.
Незаконные действия при переезде в Австрию стали поводом для возбуждения уголовного дела в отношении Натальи Юрченко – супруги бывшего губернатора Новосибирской области Василия Юрченко, который ранее также получил приговор.
Лягушку с необычайно ярко-желтым окрасом встретили на улице жители Новосибирска.   Специалисты предположили, что земноводное мимикрировало под цвет осенних листьев.
На Михайловской набережной Оби появится «Комната запахов». Так архитекторы проекта называют небольшую площадку под открытым небом, которая находится в парке «Городское начало». Вокруг нее высадили ароматные растения.
20.09.2018
Количество вариантов квартир стоимостью от 0,9 до 1,1 миллиона рублей в Новосибирске за год выросло на 30%  – с 863 до 1119 объектов. Такие данные получили аналитики портала по выбору недвижимости N1.RU.
Отец шестерых малолетних детей ненадлежащим образом исполнял возложенные на него обязанности по их воспитанию, не заботился и часто избивал. Именно горе-родитель признан виновником пожара, который унес жизни его детей. После трагедии циничный папаша сбежал в Москву для участия у телешоу.