Новосибирск 5.6 °C

Сибирская бабушка убедила питерского режиссера, что он на верном пути

08.10.2002 00:00:00

 В «Старом доме» премьера комедии «Картотека», по пьесе Тадеуша Ружевича.

Поставил спектакль режиссер из Петербурга Владимир Туманов, уже знакомый новосибирскому зрителю по двум работам в театре «Глобус» («Антигона» и «Бабьи сплетни»). Приглашение, полученное от директора театра Нэлли Новицкой, как признается режиссер, было для него «достаточно обескураживающим и неожиданным», однако «душа откликнулась согласием». После чего он две недели отсматривал спектакли «Старого дома» и предложил для постановки «Картотеку» Ружевича.

Театральные критики утверждают, что Ружевич - это «техника коллажа», пьесы, составленные монтажом свободных, не связанных друг с другом ситуаций, что и составляет основу его «абсурдного комизма». Что же увидит на сцене зритель - абсурд, сюр, бытовую пьесу или что-нибудь еще?

- Как сказать: бытовая пьеса или не бытовая? - говорит режиссер. - Я вот когда иду на работу, то недалеко от «Гагаринской» у вас всегда вижу бабушку, очень милую. И каждое утро она мне говорит, что кормит семь кошек и притом сетует, что «богатые живут, ничего кошкам не дают». А буквально вчера предложила мне персидскую кошку, и опять: «Ах, какие люди бессердечные!». Это что, бред или это жизнь? Так и в пьесе, она и эксцентричная, и смешная, и больная... Она всякая.

И вообще, считает Туманов, жанровые границы придуманы лишь для удобства классификации, а не для естественного художественного отражения реалий жизни. Так что в спектакле будет все перепутано - смешное, грустное, трогательное, страшное, земное, возвышенное...

***

В анналах критики Петербурга Туманов фигурирует как режиссер современной драматургии. В его послужном списке мы нашли и пьесы «нашей» Нины Садур. Мир, как говорится, тесен. (Писатели старшего поколения еще помнят времена, когда «странная Садур», приносила на литературные объединения при новосибирской писательской организации свои «сумасшедшие произведения», они с пристрастием разбирали их и говорили, что так писать нельзя. Она же вела себя вызывающе и реагировала неадекватно - рисовала на полях всякие виньетки и профили, чем бесила мэтров сибирской литературы безмерно, поскольку они находили, что «Нинка косит под Пушкина». Но это было очень давно, теперь она культовая, о ней с придыханием говорит сам Марк Захаров, и литераторы готовы признать, что были не совсем правы.) Первую пьесу Садур Туманов поставил, еще работая в Русском драматическом театре в городе Вильнюсе. Среди его последних работ - спектакли по ее пьесам «Ехай» и «Заря взойдет» (признан лучшим спектаклем сезона). И, что особенно интересно, недавно он поставил и пьесу дочери Нины Садур Катерины. Называется пьеса «Учитель ритмики», поставлена она в конце прошлого сезона в Ленинградском ТЮЗе и выдвинута на «Золотой софит» сразу в пяти номинациях.

- Есть заброшенный дом отдыха, где собираются странные театральные люди, гордые своим бывшим величием и нужностью, народ артистичный, но не очень привязанный к реалиям жизни... И, естественно, появляется купец этого «вишневого сада»... - рассказывает режиссер, «про что пьеса».

Однако чеховской дилеммы в пьесе нет. Потому что и купец там тоже странный:

- В большинстве своем купцы у нас странные - сначала революцию делают, потом в Ницце стреляются, как г-н Морозов, и вообще все достаточно по-русски, - ставит диагноз Туманов.

С Катериной и Ниной Садур режиссер очень дружен, обе обещали ему в скором времени еще по пьесе.

***

Работать с командой «Старого дома», по признанию режиссера, ему было интересно, хотя есть у «компактного» театра свои особенности.

- Этот дом живет в большой коммунальной квартире в смысле плотности жизни, плотности существования людей. Сказанное в одном углу отзывается через секунду в другом и в несколько искаженном варианте. Но в этом есть свое тепло.

Конечно, и в техническом оснащении «Старый дом» проигрывает «Глобусу», где прежде работал Туманов.

- Кое-что надо подтягивать, и подтягивать серьезно. Но не это главное. Что касается сути, сердца, то никогда еще материальная и техническая оснащенность не решала основного вопроса в русском театре, который все равно заключается, никуда от этого не денешься, в жизни человеческого духа. А это зависит прежде всего от артистов...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: