Новосибирск 1.1 °C

Школьники «голосуют ногами» против образовательной «угробиловки»

09.10.2002 00:00:00

А педагоги думают, как учить «на полную катушку»
без ущерба для здоровья детей

Окружной семинар-совещание по совершенствованию структуры и содержания общего образования прошел в Новосибирске. По этому случаю в столицу Сибири приехали заместитель руководителя департамента общего образования Минобраза Светлана Иванова, заместитель директора Института общего средного образования Российской академии образования Михаил Рыжаков и много других специалистов из Москвы.

 Одной из главных тем, обсуждавшихся на семинаре, была организация профильного обучения. Как объяснил Михаил Рыжаков, необходимость введения профильного обучения назрела, потому что ученики старшей школы сейчас «голосуют ногами» против единообразной системы обучения, которая, по мнению самих школьников, навязывает много ненужной информации и в то же время недодает знаний, необходимых для поступления в тот или иной вуз. Согласно статистическим исследованиям, к девятому классу 90 процентов учащихся уже имеют четко выраженные интересы и склонности, а 80 процентов определились относительно того, в какой сфере деятельности они будут работать. Все представители этого подавляющего большинства хотели бы заниматься в старших классах школы по индивидуальному учебному плану, а не изучать усредненную программу.

В среде обывателей бытует мнение, что профильная школа - форма подготовки к вузу и не более того. Собственно, в «продвинутых» провинциальных школах профильные классы, направленные на «натаскивание» старшеклассников перед вступительными экзаменами, уже действуют. Однако идея настоящей профильной школы намного шире. «Цель подготовить школьника к поступлению в вуз, конечно, присутствует, - говорит Михаил Рыжаков. - Но, кроме нее, есть другие: создать условия для дифференциации обучения с учетом склонностей и интересов каждого ученика, обеспечить равный доступ к образованию вне зависимости от места жительства. Сейчас сельские ученики находятся в неравных условиях с городскими. Во многих сельских школах нет иностранного языка, не говоря уже о спецпредметах, таких как мировая культура и тому подобные. Дистанционная система профильного обучения могла бы это исправить».

Главная же задача профильного обучения - снизить нагрузку на учащихся посредством формирования такого учебного плана, который сочетал бы федеральный и региональный компонент в контексте избранного профиля. «Раньше в школах было 14-15 предметов. Сейчас в основной школе количество предметов достигает 29. А в «продвинутых» школах - еще больше. Таким образом, в смысле угробления детей мы работаем на полную катушку», - констатировал Михаил Викторович.

Сотрудники Института общего образования РАО изучили опыт зарубежных школ, где профильное обучение существует более ста лет. Длится оно три года - на протяжении всего обучения в старшей школе. Скорее всего, так будет и у нас. «Все равно мы придем к 12-летке, - уверен Михаил Рыжаков. - Деваться некуда, так как иначе наши аттестаты нигде не будут котироваться, и наши дети не смогут учиться за границей».

За последние 40-50 лет доля учащихся в старшей школе постоянно растет. Сейчас 70 процентов российских школьников предпочитают получать полное среднее образование, а не его усеченный 9-летний вариант. Во Франции таковых - 90 процентов. Количество профилей тоже увеличивается. В германских и французских школах оно достигает 25-30. Иногда бывает так, что количество профилей равно количеству учащихся. При этом - вот где собака зарыта - учебная нагрузка ни в одной стране мира не превышает 30 часов в неделю. В то время как у нас при шестидневной учебной неделе она составляет как минимум 36 часов, не считая факультативов и домашних заданий.

По мнению Михаила Рыжакова, разграничение базисного учебного плана по профилям может существенно снизить индивидуальную нагрузку на каждого ученика. Например, старшеклассник выбирает естественно-математический профиль. В этом случае математику, физику и химию он изучает как основные предметы, и учебная нагрузка, предусмотренная федеральной школьной программой, поглощается профилем. Остаются три базовых курса: история, иностранный язык, словесность. На этих предметах, может быть, будущим математикам и не стоит заучивать наизусть все исторические даты и отрывки из романов Толстого.

 По большому счету, идея профильной школы, разработанная в Институте общего образования РАО, всем хороша. За исключением одного нюанса: профильная школа предусматривает отбор учащихся. Это больше всего пугает родителей, убежденных, что те, кого не отберут, будут вынуждены идти в ПТУ. «Надо отработать процедуру приема учеников в эти школы, чтобы не нарушать Конституцию, согласно которой каждый имеет право на полное среднее образование», - считает Михаил Рыжаков.

Эксперимент по организации профильных школ начинается в 2002-2003 учебном году. В качестве экспериментальной площадки будут использованы 20 базовых школ Академии образования. Но этого мало. Необходимо, чтобы эксперимент прошел во всей стране. Сейчас научные сотрудники Института общего образования ведут отбор тех школ, которые готовы добровольно взяться за апробацию 1-го варианта базисного плана для профильных школ, разработанного Рыжаковым с коллегами.

Но основной упор, подчеркнул Михаил Викторович, будет делаться на дистанционные формы профильного обучения, чтобы таким образом дать возможность углубленного изучения предметов сельским школьникам.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: