Новосибирск 0 °C

Много актов, хороших и разных, а главное - творческих

12.10.2002 00:00:00

Послесловие к фестивалю галерей «Арт-Новосибирск-2002»

«Искусство по-прежнему делается
в пределах Садового кольца?»

 Писателю Бабелю (точнее, одному из его героев) жизнь виделась зеленым полем, «по которому бродят женщины и кони». А вспомнилось о Бабеле потому, что новосибирский художник Александр Шуриц в пылу фестивальной полемики с московским радикальным искусствоведом Андреем Ерофеевым сравнил современное искусство с лужайкой:

- Есть лужайка, есть млекопитающие, они там пасутся. Есть художники, которые рисуют масляной красочкой на холсте, есть люди, которые создают не картинки, а проекты, есть еще кто-то... И те хорошие художники, и эти. Все они имеют право там пастись, и давайте им в этом праве не отказывать.

Вопрос о «лужайке» и «праве пастись» возник, когда московский искусствовед, представляя группу своих художников, объявил их носителями самых актуальных на сегодняшний день тенденций в искусстве. На что ему было резонно замечено: «Утверждать, что лишь актуальные художники современны, а остальные нет - полный бред». Но «монополист» Ерофеев настаивал, что хотя в любой культуре есть несколько культур, лишь одна из них берет на себя основную ответственность, является «дежурным по классу»... То есть по классу у нас опять дежурит Москва. Как она считает.

О тенденциях

 Что же представляла из себя выставка москвичей?

Прежде всего обращало на себя внимание полное отсутствие того, что раньше считалось обязательным инструментарием художника - кисть, перо, карандаш и проч., не было и столь модных прежде, а ныне морально устаревших перфомансов, политических акций и пластических действ:

- Фотоаппарат, видеокамера и компьютерные программы коллажа, - определяет нынешнее положение дел Ерофеев, - своеобразные виртуальные ножницы, которыми художник в буквальном смысле режет по живому. Реальность кромсается и переиначивается...

«Реальность кромсается» (или намеренно портится, размывается, как на баннере Анатолия Осмоловского, где картинка рекламного плаката намеренно разъедена и размыта, и ядовитые краски довершают иллюзию распада), поскольку нынешнего творца искусства она не устраивает абсолютно. Речь идет о реальности, испорченной масскультом. (Кажется, с масскультом у нас не борется только ленивый.)

- Эта реальность соблазняет потоками образов, льющихся с телеэкранов, рекламных билбордов, со страниц журналов и газет. Она соблазняет своей красотой и бесстыдством, она вызывает желания, возбуждает страсти, программирует форму поведения и образ мысли...

Борясь с масскультом, искусство вовсе не отрицает его языка. Напротив, пользуется им по полной программе, только перекодирует и нагружает иными смыслами. То есть «актуальщики» полностью перешли на язык цитирования. Цитируют и «стебаются» по поводу процитированного, цитируют и стебаются...

А что касается отказа от рисования:

- Мне это нравится, - утверждает новосибирский авангардист Криспинус (Костя Скотников), - по крайней мере, не надо больше соревноваться, кто из нас лучше рисовальщик.

Признаться, от многообразия коллажей и монтажей пахнуло до боли знакомым воздухом старичка поп-арта, только технологии тогда были разве что попроще... Это к вопросу о новизне идеи.

О фобиях и Фрейде

 Разворачивались дискурсы об актуальном искусстве, что весьма симптоматично, на фоне большого баннера уральского художника Александра Шабурова «Разве я похож на неудачника?». Где был изображен сам г-н Шабуров и местный авангардист Вячеслав Мизин. Оба в образах ассоциальных типов, без определенного вида занятий и места жительства, в бомжеватых костюмах и с пакетами «Мальборо».

Радикальный Ерофеев тут же вписал провинциальных бомжей-авангардистов в свой концепт. Вот, дескать, наглядный пример - в пику образам супергероев и прочей «голливудской белиберде» масскульта есть наши доморощенные антисупергерои. Художники в тему доверительно поделились своими комплексами и фобиями: «Вот с девушкам не везет...». Ухаживаешь-ухаживаешь, а положительного результата никакого. И душу не понимают, и взаимностью не отвечают, и вообще девушки пошли не те. А придашься творческому акту, и все нормально - и девушку домыслишь, и себя кем надо представишь. Такой вот интересный посыл к творчеству. А небезызвестный г-н Фрейд, между прочим, говорил: «Нет оргазма? - 150 сеансов на кушетке». Так, может, нашим творцам, простите, не к холсту (баннеру, плакату, билборду), а к психотерапевту или сексопатологу? (А в прежние времена, между прочим, Фрейда совсем по иному поводу беспокоили. Тогда среди художников теория сублимации была более актуальна - это когда от девушки «заводишься», а потом не к койке, а к холсту бежишь, и работаешь-работаешь... трансформируешь сексуальную энергию в творческую. Как, право, меняются времена и мужчины!)

О замочной скважине и сиамских близнецах

 И еще о мужчинах.

На дефиле авангардной моды (проект Ерофеева совместно с Обществом коллекционеров современного искусства) можно было увидеть «интересное кино». Кино показывалось тут же, на простыне-экране. (Кстати, само дефиле было достаточно забавным. Смотреть, как модели дефилируют в домашних байковых халатах самой не авангардной расцветки или по двое засовываются в одну юбку и семенят по подиуму сиамскими близнецами (все при полном соблюдении подиумного ритуала), было занятно). Так вот, о кино. Называлось оно «В раздевалке» и снималось на одном из московских кастингов - камера установлена в раздевалке, микрофон выведен к членам жюри. Переодевающиеся девчоночки, не ведая того, служат объектом пристального рассматривания и смачного обсуждения г-д жюрителей: «Ой, смотри, та в трусах запуталась...», «А эта страшная, как сама себя испугалась...», а «У этой только лифчик красивый, тебе такой надень, и ты будешь красивый»...

Не знаем, как там с точки зрения уголовной наказуемости за такую «замочную скважину», а вот с точки зрения морали, кодекса чести, так сказать, как там у господ актуальных художников и радикальных искусствоведов с этим? Или в пределах Садового кольца это более не актуально?

Достали?

 Кстати, если вас что возмутило, оскорбило или еще как, считайте, что время актуальные художники не потратили зря. Достать вас и было основной задачей этого замечательного искусства. Любой ценой спровоцировать на диалог, пусть даже в режиме скандала.

- Художник должен непременно завязать диалог со зрителем, - аккуратненько объясняет задачу Ерофеев, - пусть даже в обход искусства.

Допустим, с «интересным кино» диалог завязался, а как с собственно произведениями творцов? Как нам представляется, без объяснений г-на Ерофеева, детище того же г-на Осмоловского? увы! всего лишь зрелищная большая картинка с диковатым фломастерным окрасом. А вот когда радикальный Ерофеев все доходчиво объяснил, все сразу стало понятно. Но не приставишь же, в конце концов, к каждому актуальному художнику по искусствоведу? И вообще, в том, что касается концепции Ерофеева, что было вначале - курица или яйцо, - в недрах художественных практик художников обозначились некие тенденции, и он их зафиксировал, или, напротив, сначала придумалась его красивая концепция, а уже потом под нее была ангажирована группа художников? Или это неважно? Как бы то ни было, но если бы при наших художниках был бы столь же энергичный и легкий на раскрутку Ерофеев, жить бы им было проще, лучше и веселее. Ан нет, наших искусствоведов влекут другие дали.

А может, диалога нет потому, что искусство элитарное, и, если не поняли, отойдите в сторону, не застите свет более высоколобым? Ан нет! Оказывается, сами актуальные художники себя элитарными не считают, тот же Шабуров прямым текстом говорит, что творит для народа, а не «для группки извращенцев», и хочет, чтобы его любили и бабушки, и дети...

О наших

Миани. «Просто живопись» на «просто холсте»

 Теперь о «провинциальной» (провинциальность как понятие географическое, а не культурное) части фестивальной программы.

- Мне лично нравится рисовать кисточкой, красочкой и на холсте, - обозначил свою позицию Александр Шуриц.

И не ему одному. Поэтому, несколько подустав от утомительного единообразия коллажей, составленных с помощью компьютерных программ, гостям фестиваля можно было отдохнуть на «лужайке», с искусством «ручной работы».

Новосибирских графиков и живописцев представляли сразу четыре частные галереи - «Модерн», «Альт-галерея», «Le Vall» и «Антураж». Вокруг каждой есть свой круг художников.

«Антураж» - это Бухаров, Омбыш-Кузнецов, Иванкин и Третьяков.

«Модерн» и «Альт-галерея» - Сергей и Даниил Меньшиковы, Александр Шуриц, Тамара Грицюк, Михаил Казаковцев и Сергей Мосиенко. Благодаря «Модерну» мы в скором времени будем иметь наиболее полный каталог Николая Грицюка, по изданию которого ведется научная работа.

«В лицо» новосибирских графиков и живописцев можно было увидеть не только в выставочных залах фестиваля, но и на выставке фотопортретов независимой новокузнецкой галереи «100 художников Сибири». Готовится к выпуску каталог с информацией о ведущих сибирских галереях и музеях.

Уральчане запомнились проектом «Простое дело» сообщества художников «Галерейная позиция». Марина Ражева (объект «Ряба») пересказала свой вариант детской сказочки с сакральным смыслом, Лена Шарова (фильм «Год зайца») внесла в общее фестивальное настроение немного сюра и «сумасшедшинки» в духе «Библиотеки безумия» Даниила Хармса. Впрочем, «сумасшедшинки», как это обычно бывает на подобных форумах, было предостаточно.

А уральский художник Миани, не мудрствуя лукаво, представил «просто живопись» и «почти реализм». «Не сегодняшний «академический», как сказано в аннотации, а глубоко древний и потому «волнующий» (видите на снимке).

И заметим, что «просто живопись» или «просто графика», прикрепленные «просто к стене» обычным методом навеса, бывают очень даже ничего и в сопроводительных шоу не нуждаются.

 Фестиваль галерей «Арт-Новосибирск-2002» проходил в городе в течение двух недель и представлял негосударственные галереи, творческие объединения и центры современного искусства. Среди участников - Британский Совет с выставкой современной графики, Третьяковская галерея (отдел новейших течений), общество художников-путешественников «ПИК», частные галереи Новосибирска и других городов Сибири, а также Екатеринбурга, Алма-Аты и Бишкека. Программа также включала просмотры документальных фильмов, видеопрограмму фестивалей сверхкороткого фильма ESF, дефиле авангардной моды, музыкальные выступления и проч. Подобный форум искусств проходит в городе во второй раз. Первый «имел место быть» два года назад.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: