Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Много актов, хороших и разных, а главное - творческих

12.10.2002
Фестиваль галерей «Арт-Новосибирск-2002» проходил в городе в течение двух недель и представлял негосударственные галереи, творческие объединения и центры современного искусства.Кстати, если вас что возмутило, оскорбило или еще как, считайте, что время актуальные художники не потратили зря. Достать вас и было основной задачей этого замечательного искусства. Любой ценой спровоцировать на диалог, пусть даже в режиме скандала.

Послесловие к фестивалю галерей «Арт-Новосибирск-2002»

«Искусство по-прежнему делается
в пределах Садового кольца?»

 Писателю Бабелю (точнее, одному из его героев) жизнь виделась зеленым полем, «по которому бродят женщины и кони». А вспомнилось о Бабеле потому, что новосибирский художник Александр Шуриц в пылу фестивальной полемики с московским радикальным искусствоведом Андреем Ерофеевым сравнил современное искусство с лужайкой:

- Есть лужайка, есть млекопитающие, они там пасутся. Есть художники, которые рисуют масляной красочкой на холсте, есть люди, которые создают не картинки, а проекты, есть еще кто-то... И те хорошие художники, и эти. Все они имеют право там пастись, и давайте им в этом праве не отказывать.

Вопрос о «лужайке» и «праве пастись» возник, когда московский искусствовед, представляя группу своих художников, объявил их носителями самых актуальных на сегодняшний день тенденций в искусстве. На что ему было резонно замечено: «Утверждать, что лишь актуальные художники современны, а остальные нет - полный бред». Но «монополист» Ерофеев настаивал, что хотя в любой культуре есть несколько культур, лишь одна из них берет на себя основную ответственность, является «дежурным по классу»... То есть по классу у нас опять дежурит Москва. Как она считает.

О тенденциях

 Что же представляла из себя выставка москвичей?

Прежде всего обращало на себя внимание полное отсутствие того, что раньше считалось обязательным инструментарием художника - кисть, перо, карандаш и проч., не было и столь модных прежде, а ныне морально устаревших перфомансов, политических акций и пластических действ:

- Фотоаппарат, видеокамера и компьютерные программы коллажа, - определяет нынешнее положение дел Ерофеев, - своеобразные виртуальные ножницы, которыми художник в буквальном смысле режет по живому. Реальность кромсается и переиначивается...

«Реальность кромсается» (или намеренно портится, размывается, как на баннере Анатолия Осмоловского, где картинка рекламного плаката намеренно разъедена и размыта, и ядовитые краски довершают иллюзию распада), поскольку нынешнего творца искусства она не устраивает абсолютно. Речь идет о реальности, испорченной масскультом. (Кажется, с масскультом у нас не борется только ленивый.)

- Эта реальность соблазняет потоками образов, льющихся с телеэкранов, рекламных билбордов, со страниц журналов и газет. Она соблазняет своей красотой и бесстыдством, она вызывает желания, возбуждает страсти, программирует форму поведения и образ мысли...

Борясь с масскультом, искусство вовсе не отрицает его языка. Напротив, пользуется им по полной программе, только перекодирует и нагружает иными смыслами. То есть «актуальщики» полностью перешли на язык цитирования. Цитируют и «стебаются» по поводу процитированного, цитируют и стебаются...

А что касается отказа от рисования:

- Мне это нравится, - утверждает новосибирский авангардист Криспинус (Костя Скотников), - по крайней мере, не надо больше соревноваться, кто из нас лучше рисовальщик.

Признаться, от многообразия коллажей и монтажей пахнуло до боли знакомым воздухом старичка поп-арта, только технологии тогда были разве что попроще... Это к вопросу о новизне идеи.

О фобиях и Фрейде

 Разворачивались дискурсы об актуальном искусстве, что весьма симптоматично, на фоне большого баннера уральского художника Александра Шабурова «Разве я похож на неудачника?». Где был изображен сам г-н Шабуров и местный авангардист Вячеслав Мизин. Оба в образах ассоциальных типов, без определенного вида занятий и места жительства, в бомжеватых костюмах и с пакетами «Мальборо».

Радикальный Ерофеев тут же вписал провинциальных бомжей-авангардистов в свой концепт. Вот, дескать, наглядный пример - в пику образам супергероев и прочей «голливудской белиберде» масскульта есть наши доморощенные антисупергерои. Художники в тему доверительно поделились своими комплексами и фобиями: «Вот с девушкам не везет...». Ухаживаешь-ухаживаешь, а положительного результата никакого. И душу не понимают, и взаимностью не отвечают, и вообще девушки пошли не те. А придашься творческому акту, и все нормально - и девушку домыслишь, и себя кем надо представишь. Такой вот интересный посыл к творчеству. А небезызвестный г-н Фрейд, между прочим, говорил: «Нет оргазма? - 150 сеансов на кушетке». Так, может, нашим творцам, простите, не к холсту (баннеру, плакату, билборду), а к психотерапевту или сексопатологу? (А в прежние времена, между прочим, Фрейда совсем по иному поводу беспокоили. Тогда среди художников теория сублимации была более актуальна - это когда от девушки «заводишься», а потом не к койке, а к холсту бежишь, и работаешь-работаешь... трансформируешь сексуальную энергию в творческую. Как, право, меняются времена и мужчины!)

О замочной скважине и сиамских близнецах

 И еще о мужчинах.

На дефиле авангардной моды (проект Ерофеева совместно с Обществом коллекционеров современного искусства) можно было увидеть «интересное кино». Кино показывалось тут же, на простыне-экране. (Кстати, само дефиле было достаточно забавным. Смотреть, как модели дефилируют в домашних байковых халатах самой не авангардной расцветки или по двое засовываются в одну юбку и семенят по подиуму сиамскими близнецами (все при полном соблюдении подиумного ритуала), было занятно). Так вот, о кино. Называлось оно «В раздевалке» и снималось на одном из московских кастингов - камера установлена в раздевалке, микрофон выведен к членам жюри. Переодевающиеся девчоночки, не ведая того, служат объектом пристального рассматривания и смачного обсуждения г-д жюрителей: «Ой, смотри, та в трусах запуталась...», «А эта страшная, как сама себя испугалась...», а «У этой только лифчик красивый, тебе такой надень, и ты будешь красивый»...

Не знаем, как там с точки зрения уголовной наказуемости за такую «замочную скважину», а вот с точки зрения морали, кодекса чести, так сказать, как там у господ актуальных художников и радикальных искусствоведов с этим? Или в пределах Садового кольца это более не актуально?

Достали?

 Кстати, если вас что возмутило, оскорбило или еще как, считайте, что время актуальные художники не потратили зря. Достать вас и было основной задачей этого замечательного искусства. Любой ценой спровоцировать на диалог, пусть даже в режиме скандала.

- Художник должен непременно завязать диалог со зрителем, - аккуратненько объясняет задачу Ерофеев, - пусть даже в обход искусства.

Допустим, с «интересным кино» диалог завязался, а как с собственно произведениями творцов? Как нам представляется, без объяснений г-на Ерофеева, детище того же г-на Осмоловского? увы! всего лишь зрелищная большая картинка с диковатым фломастерным окрасом. А вот когда радикальный Ерофеев все доходчиво объяснил, все сразу стало понятно. Но не приставишь же, в конце концов, к каждому актуальному художнику по искусствоведу? И вообще, в том, что касается концепции Ерофеева, что было вначале - курица или яйцо, - в недрах художественных практик художников обозначились некие тенденции, и он их зафиксировал, или, напротив, сначала придумалась его красивая концепция, а уже потом под нее была ангажирована группа художников? Или это неважно? Как бы то ни было, но если бы при наших художниках был бы столь же энергичный и легкий на раскрутку Ерофеев, жить бы им было проще, лучше и веселее. Ан нет, наших искусствоведов влекут другие дали.

А может, диалога нет потому, что искусство элитарное, и, если не поняли, отойдите в сторону, не застите свет более высоколобым? Ан нет! Оказывается, сами актуальные художники себя элитарными не считают, тот же Шабуров прямым текстом говорит, что творит для народа, а не «для группки извращенцев», и хочет, чтобы его любили и бабушки, и дети...

О наших

Миани. «Просто живопись» на «просто холсте»

 Теперь о «провинциальной» (провинциальность как понятие географическое, а не культурное) части фестивальной программы.

- Мне лично нравится рисовать кисточкой, красочкой и на холсте, - обозначил свою позицию Александр Шуриц.

И не ему одному. Поэтому, несколько подустав от утомительного единообразия коллажей, составленных с помощью компьютерных программ, гостям фестиваля можно было отдохнуть на «лужайке», с искусством «ручной работы».

Новосибирских графиков и живописцев представляли сразу четыре частные галереи - «Модерн», «Альт-галерея», «Le Vall» и «Антураж». Вокруг каждой есть свой круг художников.

«Антураж» - это Бухаров, Омбыш-Кузнецов, Иванкин и Третьяков.

«Модерн» и «Альт-галерея» - Сергей и Даниил Меньшиковы, Александр Шуриц, Тамара Грицюк, Михаил Казаковцев и Сергей Мосиенко. Благодаря «Модерну» мы в скором времени будем иметь наиболее полный каталог Николая Грицюка, по изданию которого ведется научная работа.

«В лицо» новосибирских графиков и живописцев можно было увидеть не только в выставочных залах фестиваля, но и на выставке фотопортретов независимой новокузнецкой галереи «100 художников Сибири». Готовится к выпуску каталог с информацией о ведущих сибирских галереях и музеях.

Уральчане запомнились проектом «Простое дело» сообщества художников «Галерейная позиция». Марина Ражева (объект «Ряба») пересказала свой вариант детской сказочки с сакральным смыслом, Лена Шарова (фильм «Год зайца») внесла в общее фестивальное настроение немного сюра и «сумасшедшинки» в духе «Библиотеки безумия» Даниила Хармса. Впрочем, «сумасшедшинки», как это обычно бывает на подобных форумах, было предостаточно.

А уральский художник Миани, не мудрствуя лукаво, представил «просто живопись» и «почти реализм». «Не сегодняшний «академический», как сказано в аннотации, а глубоко древний и потому «волнующий» (видите на снимке).

И заметим, что «просто живопись» или «просто графика», прикрепленные «просто к стене» обычным методом навеса, бывают очень даже ничего и в сопроводительных шоу не нуждаются.

 Фестиваль галерей «Арт-Новосибирск-2002» проходил в городе в течение двух недель и представлял негосударственные галереи, творческие объединения и центры современного искусства. Среди участников - Британский Совет с выставкой современной графики, Третьяковская галерея (отдел новейших течений), общество художников-путешественников «ПИК», частные галереи Новосибирска и других городов Сибири, а также Екатеринбурга, Алма-Аты и Бишкека. Программа также включала просмотры документальных фильмов, видеопрограмму фестивалей сверхкороткого фильма ESF, дефиле авангардной моды, музыкальные выступления и проч. Подобный форум искусств проходит в городе во второй раз. Первый «имел место быть» два года назад.


Резонанс
Новости
Номерные знаки по новому ГОСТу начнут выдавать в России с 1 января 2019 года, говорится в приказе Росстандарта. Изменения в первую очередь затронут мотоциклетные номера – они станут меньше в размерах. Знаки для праворульных авто примут форму, приближенную к квадрату.
Незаконные действия при переезде в Австрию стали поводом для возбуждения уголовного дела в отношении Натальи Юрченко – супруги бывшего губернатора Новосибирской области Василия Юрченко, который ранее также получил приговор.
Лягушку с необычайно ярко-желтым окрасом встретили на улице жители Новосибирска.   Специалисты предположили, что земноводное мимикрировало под цвет осенних листьев.
На Михайловской набережной Оби появится «Комната запахов». Так архитекторы проекта называют небольшую площадку под открытым небом, которая находится в парке «Городское начало». Вокруг нее высадили ароматные растения.
Новосибирская команда рискует установить антирекорд КХЛ. За восемь первых матчей команда не набрала ни очка. В клубе поменяли главного тренера, расстались с несколькими игроками, однако все тщетно. В чем причины ужасного старта – в материале VN.ru.

Отец шестерых малолетних детей ненадлежащим образом исполнял возложенные на него обязанности по их воспитанию, не заботился и часто избивал. Именно горе-родитель признан виновником пожара, который унес жизни его детей. После трагедии циничный папаша сбежал в Москву для участия у телешоу.