Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Дорога его жизни

17.10.2002
Анатолий Иванович Московских отдал железной дороге 43 года. Это удивительно обаятельный человек. Он был таким в молодости, таким остается и сейчас. И, несмотря на тяжкое детство, непростую напряженную трудовую жизнь, в нем и сейчас, на восьмом десятке, сохранилось нечто, отличающее его от многих даже молодых людей: он очень любит жизнь. Во всех ее проявлениях.
Анатолий Московских

 Это удивительно обаятельный человек. Он был таким в молодости, таким остается и сейчас. И, несмотря на тяжкое детство, непростую напряженную трудовую жизнь, в нем и сейчас, на восьмом десятке, сохранилось нечто, отличающее его от многих даже молодых людей: он очень любит жизнь. Во всех ее проявлениях.

На одном из фотоснимков из семейного альбома, а у Анатолия Ивановича Московских их множество, он с юной дочкой запечатлен в купе деревьев с дурашливым криком восторга на устах: он счастлив - вот он, вот дочь, а вот деревья...

Или: вот он восседает на коне в черкеске с кинжалом...

Или в группе участников кросса спортивного клуба «Локомотив». У него, кстати, сохранилось множество спортивных наград, потому как он всю жизнь в спорте, и сейчас каждую зиму регулярно встает на лыжи...

Его поколение, да и он сам, очень трудно воспринимают нынешние перемены. Иные сломались. Он - нет. Он бодр, подтянут. С интересом присматривается к внуку: тот учится в техническом университете и одновременно работает программистом. К внучке, которая преподает иностранные языки в частной фирме. И размышляет: кто она, современная молодежь? Что отличает ее от людей его поколения? Почему одни из них делают успешную, как сейчас говорят, карьеру, а другие живут промыслом ночных бабочек на его родном вокзале? А то и просто стреляют сигарету или на бутылку на привокзальной площади? Для него нет ответа на эти вопросы. Потому что сам он прожил удивительную по цельности жизнь.

...С тринадцати лет на приисках в Красноярском крае он работал рядом с отцом коновозчиком. В 42-м, несмотря на то, что в семье было пятеро детей, отца призвали на фронт. А через три месяца пришла похоронка.

В 86-м Анатолий Иванович с женой поехали искать могилу отца. С первого раза не получилось. Поехали на другой год и в Смоленской области нашли братскую могилу, где на обелиске было запечатлено имя Ивана Московских, а в Мурманской области отыскали братскую могилу, где лежит старший брат его жены.

А в войну ну и хлебнули же они без отца! Сестрам пришлось бросить учебу и пойти на работу. Старшая вскоре умерла от туберкулеза. Она достраивала на Севере Норильский комбинат, заболела и приехала домой уже умирать.

Но старшие все-таки дали возможность учиться ему и младшей сестренке. Анатолий закончил школу очень хорошо и вместе с группой ребят поехал в Томск поступать в институт и стал студентом Томского электромеханического института железнодорожного транспорта, который в начале тридцатых прошлого века отпочковался от политехнического. А сам знаменитый томский «политех» родился еще на рубеже прошлого и позапрошлого веков как институт именно при дороге. Вуз назывался политехническим, но по сути в нем уже тогда готовили специалистов именно для Великого Сибирского пути.

Сейчас ему смешно вспоминать, как на экзаменах в соседний вуз его уговорили сдать экзамены «за того парня», земляка. Он был силен в математике. Взял экзаменационный лист и пошел. Вопросов на десять ответил спокойно. Преподаватель смотрит на него вопросительно: в чем дело? У тебя в аттестате одни тройки. А ведь ты знаешь математику очень хорошо. В чем же дело? Смекнул что-то и махнул рукой: иди с Богом! С тех пор никогда в жизни он не перекладывал ответственность за свои дела и поступки на кого-либо и тяжко страдал, когда видел, что это делают другие.

Любопытно: профессорско-преподавательский состав старейшего сибирского вуза набирал студентов с двойным-тройным запасом. Через семестр-два в группах оставалась треть - сильнейшие. Он остался и закончил институт с «красным» дипломом.

Сын коновозчика и сам в прошлом коновозчик до сих пор не может понять, почему в нем с юности гнездилась тяга к сложной технике. Ведь, кроме драги на приисках, он ничего раньше не видел. И сейчас Анатолий Иванович старается не пропустить новые издания по электротехнике: какие в последнее время появились в этой среде новшества?

Когда в Томске они под руководством опытнейших специалистов постигали основы своей профессии, на железной дороге царствовали паровозы. Но в начале пятидесятых, когда он приехал в Новосибирск, Анатолий Иванович поспел к самому началу электрификации железной дороги.

Вряд ли есть смысл в газетной статье перечислять должности его, в общем-то, незамысловатой служебной карьеры. Сначала мастерская, где он научился на ощупь распознавать изъяны в электродвигателях и других электроузлах, несколько инженерных должностей, когда он на собственном опыте постигал основы начинающейся электрификации. Это уже конец 50-х. Начальник тяговой подстанции, с коллективом которой его до сих пор связывают узы товарищества. Позже - заместитель начальника дистанции электротяги. В начале электрификации они все делали сами. Монтировали подстанции, прокладывали кабели, собирали пульты управления... А так как настоящих специалистов было крайне мало, приходилось самому влезать в чрево какого-либо электросооружения и собственными руками доводить дело до ума, а потом нести полную ответственность за его исправную работу.

Вот характерный пример. При монтаже тяговых подстанций в то время употреблялись ртутные выпрямители. Шли они с Урала, для ускорения работ их сразу же ставили в дело. Выпрямители безбожно барахлили, и движение приходилось то и дело приостанавливать. Для ремонта нужно было вскрывать днище выпрямителя, сливать в тазик горячую ртуть, отыскивать неисправность, а потом снова заправлять выпрямитель ртутью... Все знали, насколько это было вредно. Но делали. Правда, медицинский осмотр был очень строгим, и пробы крови на ртуть брали регулярно. Малейшее подозрение - и отстраняли от работы.

Когда Анатолию Ивановичу предложили руководящую работу, должность начальника отдела электроснабжения Новосибирского отделения железной дороги, он отказался: да нет у меня никакого для этого опыта!

Но была в ту пору сакраментальная фраза: ты же коммунист! Начальник отделения дороги Петр Филиппович Мысик ему об этом напомнил: ты нужен здесь! И семнадцать лет он исправно тянул эту нелегкую лямку. Специалистов было немного, поскольку один за другим уходили в «оборонку», где в ту пору и платили больше, и снабжение было на зависть другим. Но за всю свою жизнь, а он отдал дороге 43 года, у него и в мыслях ни разу не было куда-то уйти.

Автору этих строк уже не раз приходилось задумываться: а почему именно на железной дороге столь устойчивы традиции, почему именно здесь так долго сохраняется подлинная дружба между людьми? И почему руководство при всей сложности современной экономической жизни видит большой смысл в заботе о ветеранах? Один из ответов, наверное, заключается в том, что без традиций и неподдельного внимания к людям, в том числе и немолодого возраста, нет коллектива вообще.

...Зимой он берет лыжи, отправляется в Заельцовский парк. И - пятнадцать километров до Мочище. Там растет 300-летняя реликтовая сосна. Усталый, он прислоняется к ней: «Милая ты моя, дай сил и здоровья для этой трудной и прекрасной жизни!»


Резонанс
Новости
ЧП произошло в школе №13 Новосибирска – локоть ученицы 5-го класса застрял между секциями батареи отопления. Прибывшие спасатели боялись ошпарить девочку кипятком.
В избиении учеников обвиняют директора сельской школы под Колыванью. Адвокат бывшего директора утверждает, что в деле есть обратная сторона: его подзащитный, назначенный «варягом» в сельскую школу, сам стал жертвой интриг в женском педагогическом коллективе. Бывшему директору, недавно награжденному медалью ГУФСИН, теперь грозит внушительный срок.
Показательный снос незаконных построек устроили в Новосибирске. Как показывает практика, автомойки и шиномонтажки в частном секторе организуют сами жильцы, возводят целые предприятия, только ни с кем не согласовывают.
Максим Галкин назвал размер пенсии своей супруги, Аллы Пугачевой. Пенсия певицы была в несколько раз ниже пенсии коллеги по цеху Валерия Леонтьева.
На 25% увеличат размер страховой пенсии неработающим гражданам, живущим в сельской местности и имеющим сельскохозяйственный стаж не менее 30 лет. Новый закон предусматривает перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности неработающим пенсионерам. Об этом сообщает ОПФР по Новосибирской области.
Любой работающий россиянин может взять дополнительный оплачиваемый выходной день, и в том числе жители Новосибирской области, на вполне законных основаниях. Новый закон обязывает работодателя предоставлять сотруднику выходной для прохождения диспансеризации раз в три года. Но придется немного подождать - закон вступает в силу с 1 января 2019 года.