Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Хорошей музыки создано так много, что не хватит нескольких жизней, чтобы ее послушать

18.10.2002
Новосибирский академический симфонический оркестр открыл сезон 2002-2003 года концертом, посвященным выдающемуся дирижеру Евгению Федоровичу Светланову. Как-то неловко произносить «концерт памяти Светланова», так как кажется, будто еще вчера он стоял за дирижерским пультом...

Новосибирский академический симфонический оркестр открыл сезон 2002-2003 года концертом, посвященным выдающемуся дирижеру Евгению Федоровичу Светланову. Как-то неловко произносить «концерт памяти Светланова», так как кажется, будто еще вчера он стоял за дирижерским пультом, и трудно смириться, что отныне мы можем только помнить замечательного советского музыканта.

 Я не случайно решил назвать Е. Светланова советским музыкантом, а не российским, как это нынче в основном принято. И дело не в том, что большую часть своей жизни сам Евгений Федорович считал себя таковым. Речь идет о том, что советские музыканты в лучших, выдающихся своих проявлениях сформировались как особый «музыкально-антропологический» тип. Е. Светланов не раз приводил молодым музыкантам в пример певца Александра Пирогова: «Знаменитый артист за две недели перед исполнением Бориса Годунова накапливал свои душевные и физические силы. Зато и результат был соответствующий!»

Серьезное и ответственное отношение к своей профессии самому Светланову было свойственно с самого начала его творческого пути. Однажды на вопрос своего педагога Александра Гаука: «Что побудило вас заняться дирижированием?» - только что поступивший на дирижерский факультет Светланов ответил: «Меня побудило заняться дирижированием твердое намерение возродить к жизни незаслуженно забытые произведения, и в первую очередь русской классики». Эту «программу» Евгений Федорович реализовывал на протяжении всей своей жизни.

В своих публицистических выступлениях, посвященных гениальным музыкантам нашей страны - Рихтеру, Ойстраху, Гауку и др., - Светланов не стеснялся повторять, чтобы еще и еще раз «раскрыть секрет» их творчества: одаренность и титанический труд. Это, несомненно, и формула творчества самого Светланова. Масштаб и значение его деятельности в качестве главного дирижера Большого театра и особенно на посту главного дирижера Государственного академического симфонического оркестра СССР нам трудно себе представить и невозможно преувеличить. Результат этой деятельности - не только огромное количество концертных программ и выступлений. Это еще и создание уникального музыкального коллектива. Не Светланов организовал Госоркестр, но в те десятилетия, что он провел за его дирижерским пультом, он создал свой оркестр. Оркестр, который достигал высочайших вершин в музыке и которому заслуженно рукоплескали слушатели всех континентов Земли (кроме, пожалуй, Антарктиды).

Известно, что Светланов был поразительно многогранной личностью - великолепным пианистом, крупным композитором, ярким музыкальным критиком и публицистом. Его очень беспокоило засилье - не легкой, нет, - засилье низкопробной музыки на телевидении, радио, в концертных залах. И в этом проявлялось не одиозное «брюзжание отцов», которые не понимают музыки своих детей. Светланов вполне мог разделить иронию Ортеги-и-Гассета, предполагавшего, что при сохранении подобных тенденций высшими жанрами искусства скоро придется считать щекотку и алкоголь.

Очень огорчал Светланова упадок, происходивший в его любимой - дирижерской - профессии. Для Светланова дирижер - это, в первую очередь, толкователь музыки и, что не менее важно, педагог и воспитатель для музыкантов.

Написав последнюю фразу, ловлю себя на мысли, что слышал это неоднократно. Не от Е. Светланова - с ним я знаком не был, но от другого выдающегося дирижера (который как раз знает Евгения Федоровича очень хорошо). Этот дирижер - Арнольд Кац. Именно по его инициативе и под его руководством состоялся этот концерт-посвящение в день открытия сезона.

Подумал также, что практически все, что написал выше о советских музыкантах вообще и о Евгении Светланове в частности, относится и к Арнольду Михайловичу Кацу. Будучи организатором, лидером, педагогом, воспитателем, А. Кац создал Новосибирский симфонический оркестр, привил ему высокие стандарты профессионализма и вывел его в число лучших симфонических оркестров нашей страны.

Выбранная А. Кацем для вечера памяти Светланова программа отличалась продуманностью и благородством. Исполненные в первом отделении Увертюра к опере «Тангейзер» Вагнера и Десятая симфония Малера (не законченная композитором) обозначили как бы два полюса, в напряжении между которыми разворачивается жизнь человека. С одной стороны (Увертюра к «Тангейзеру»), это внешнее существование, стремление к жизненным успехам, радостям, упоенность славой и мирскими благами. С другой (симфония Малера) - это внутреннее бытие, глубокие и тонкие движения души, безостановочные искания мысли, скрытая от глаз работа сердца и ума, ставящих под сомнение прежние ценности.

...В глубоком знанье
жизни нет -
Я проклял знаний
ложный свет,
А слава... луч ее случайный
Неуловим. Мирская честь
Бессмысленна, как сон...

 К сожалению (а может быть, к счастью), подобная мудрость приходит к нам тогда, когда большая часть жизни уже прожита. И в тихой кульминации малеровского adagio слушатели явственно услышали последний вздох и почти зримо восприняли последнее движение тела в тот момент, когда его душа воспарила к заоблачным высотам. А. Кац сыграл эту «сцену» с замечательным актерским мастерством. И оркестр, следуя за дирижером, сумел осторожно прикоснуться к этой вечной тайне жизни и смерти.

Отмечу, что игра оркестра в этот вечер отличалась очень хорошим качеством звучания: и струнная, и духовая группы проявили себя достойно. Особенно радует заметный рост уровня духовых ансамблей. В «Тангейзере» их роль огромна: от первого приглушенного и благородного хора до мощной кульминации, когда в меднотрубном tutti оркестра соединяются восторг души и величавость мироздания. Уже на протяжении ряда лет А. Кац как главный дирижер целенаправленно и упорно приглашает на работу новых и новых (молодых и опытных) музыкантов-духовиков, ставит перед ними серьезные задачи, несколько лет руководит духовым оркестром, существующим в рамках оркестра симфонического. Эти усилия не пропадают, и мне представляется, что сегодня духовой состав, да и оркестр в целом, поднимается еще на одну, более высокую ступень своего мастерства.

Во втором отделении прозвучал Концерт для скрипки с оркестром П.И. Чайковского. Солировал народный артист России Максим Федотов. Он прочно вошел в число скрипачей, активно и постоянно выступающих как в нашей стране, так и за рубежом. Максим Федотов обладает большим репертуаром и замечательной артистической мобильностью, позволившей ему буквально за несколько дней заменить заболевшего Вадима Репина, который, по плану, должен был солировать в концерте.

М. Федотов прекрасно владеет инструментом, что проявляется как в узковиртуозной беглости и силе звучания, так и в многообразной красочности звуковой палитры. Трудные в технологическом отношении Каденция первой части или сыгранный «на бис» 13-й Каприс Паганини были превосходны.

 Максим Федотов - артист, отличающийся ярко выраженной индивидуальной манерой. Для него первичной задачей всегда остается творческое самовыражение. Поэтому традиционную дилемму «композитор - исполнитель» он решает в пользу исполнителя. Его искусство строится по формуле «Я и искусство», «Я и музыка». Положительной стороной такого подхода оказываются оригинальность, новизна звучания, изобретательность. Отрицательной - опасность - нет, не искажения, конечно, но обеднения музыки и, как это ни парадоксально, опасность однообразия творчества самого исполнителя. Очень быстрые темпы или утрированно «выразительное» интонирование отдельных звуков хороши, но, на мой взгляд, не все интересные сами по себе задумки артиста сочетались с естественной красотой музыки Чайковского.

Выступление Максима Федотова имело очень большой успех: ему долго аплодировали, вызывали «на бис», а после концерта много восторженных поклонников дожидались своей очереди для получения автографа.

Без сомнения, праздник музыки и в своей «симфонической», и в своей «концертной» частях удался. Думается, что удач у оркестра в новом сезоне будет еще немало. Как писал Евгений Светланов: «Хорошей музыки создано так много, что не хватит и нескольких жизней, чтобы сыграть ее или послушать».


Резонанс
Новости
Самой красивой девочке России, которая живет в Новосибирске, сломали нос на уроке физкультуры. Мать ребенка возмутил тот факт, что ее дочери не оказали никакой помощи.
В избиении учеников обвиняют директора сельской школы под Колыванью. Адвокат бывшего директора утверждает, что в деле есть обратная сторона: его подзащитный, назначенный «варягом» в сельскую школу, сам стал жертвой интриг в женском педагогическом коллективе. Бывшему директору, недавно награжденному медалью ГУФСИН, теперь грозит внушительный срок.
Показательный снос незаконных построек устроили в Новосибирске. Как показывает практика, автомойки и шиномонтажки в частном секторе организуют сами жильцы, возводят целые предприятия, только ни с кем не согласовывают.
Этот район можно назвать особенным: на карте области трудно найти другое такое место, которое бы привлекало столько туристов. Но, по словам главы Сузунского района Лилии Некрасовой, живут здесь не только туризмом, хотя эта отрасль весьма перспективна. В районе производят зерно и молоко, перерабатывают сельхозпродукцию, развивают социальную сферу и верят в будущее.
На 25% увеличат размер страховой пенсии неработающим гражданам, живущим в сельской местности и имеющим сельскохозяйственный стаж не менее 30 лет. Новый закон предусматривает перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности неработающим пенсионерам. Об этом сообщает ОПФР по Новосибирской области.
Значительно вырастает количество аварий и травмированных на улицах новосибирцев во время сильного гололеда. В связи с этим МЧС рекомендует тщательно выбирать маршрут следования, брать с собой все необходимое на случай непредвиденной ситуации и выбирать правильную обувь.