Новосибирск 8.9 °C

Посмертный юбилей джаза?

19.10.2002 00:00:00

Празднование юбилея российского джаза в Москве
прошло без особой помпы

 В начале октября в Москве прошли концерты, посвященные 80-летию российского джаза. Одним из представителей российских регионов был редактор джазового департамента Новосибирской городской филармонии Сергей Беличенко, у которого наш корреспондент взял интервью.

- Сергей Андреевич, об этом юбилее и связанных с ним мероприятиях много писала центральная пресса. В Новосибирске же - самом джазовом городе Зауралья - не было ни одного концерта, посвященного этому событию...

- Да и московские концерты нельзя было назвать феерическими. Если организаторы ставили себе целью показать некую ретроспективу российского джаза, то тогда они ее достигли. И мероприятие это честнее было бы назвать культурологическим, чем музыкальным.

Фестиваль посвящался 80-летию российского джаза. Именно российского, а не отечественного, как иногда писали журналисты. Отечество - понятие растяжимое и по времени, и по географии. Да и к тому же наш джаз начинался с Эксцентричного джаз-оркестра Валентина Парнаха, первый концерт которого состоялся в октябре 1922 года, и только через два месяца возник Советский Союз, так что джаз у нас был поначалу только российский.

Первый концерт, посвященный этому юбилею, состоялся в ГИТИСе (это и есть бывший Институт искусств), еще два концерта в Зале имени Чайковского, и последний - в Московской государственной консерватории. В первый день две трети зала пустовало, и только ко дню последнему публика стала появляться на концертах.

- Сибирский джаз там принимал участие?

- Нет, хотя ранее наше выступление предполагалось.

- А «бывшие соседи» были приглашены? Джазмены из Киргизии или Грузии, Армении в советские времена считались сильными музыкантами.

Новосибирский джазмен Сергей Беличенко и джазовый обозреватель ВВС Ефим Барбан
 - Нет, тюркских и кавказских представителей тоже не было. Да и никакого джаза в этих странах уже нет, потому что практически все более или менее значимые музыканты давным-давно оттуда уехали. Среди приглашенных были московские музыканты, некая кучка бедно, но чисто одетых людей со следами былой любви к Бахусу на лице и единичные «представители провинции». Современный пласт музыкантов, играющих в этом направлении, практически отсутствовал. Судите сами: играл оркестр Олега Лундстрема, оркестр Анатолия Кролла, питерский квартет Давида Голощекина, Уральский диксиленд и ретро-группа из Саратова. Вот и все. Во время этих концертов все пытались воспроизвести звучание джаз-банда Парнаха по восстановленным партитурам.

Из интересных событий - игра Бориса Матвеева, 73-летнего барабанщика из оркестра Леонида Утесова. 86-летнего Лундстрема, естественно, выводили на сцену под ручки, но дирижировал он сам. Выступил Игорь Бутман со своим квартетом, спела одну песню бывшая джазовая, а ныне эстрадная певица Лариса Долина. Хотела принять участие в концерте Елена Образцова, но вовремя отказалась, поняв характер мероприятия. В общем, все было бы хорошо, если бы не превалировавший акцент на «старые кадры».

- То есть творческих встреч не было?

- В творческом отношении эти встречи дали мне ноль информации. Но я доволен тем, что пообщался с критиками (например, с Ефимом Барбаном, обозревателем ВВС) и организаторами гастролей. Мы договорились об «обмене» музыкантами, о совместных гастролях, о выходе новых альбомов сибирских музыкантов. К примеру, у меня теперь есть лицензионное право на издание записей Станислава Григорьева, известного тенор-саксофониста, скончавшегося в прошлом году.

- Кого из живых новосибирская публика увидит и услышит в ближайшее время?

- Уже можно слушать недавно вышедший диск «Дни дефолта», выйдет диск с записями трубача Валерия Пономарева как раз к его гастролям; практически готов альбом перкуссиониста Петра Ржаницына. В общем, слушать есть что.

А что касается гастролей, то уже есть договоренность о том, что состоятся «Рождественские вечера нью-йоркского джаза в Сибири». А вот что на них будет, я пока не скажу. Рано.

Справка «ВН»

 Основатель российского джаза Валентин Яковлевич Парнах - не только музыкант, но и поэт, переводчик, историк, путешественник, а также танцор и балетмейстер. Родился в Таганроге. Еще до революции эмигрировал во Францию. Путешествовал по Аравии, Палестине, Испании, Египту и Сицилии, изучал древнюю и средневековую еврейскую культуру, заново открыл самостоятельный пласт поэзии, чуть не «похороненной» во времена испанской инквизиции. В 1922 году Парнах возвращается в Россию и сближается с поэтической группой «Московский Парнас», регулярно публикует новационные статьи, выступает с лекциями, ставит танцы в театре Мейерхольда - именно с его приездом у Мейерхольда начинается период биомеханики. Парнах стал первым человеком, познакомившим российскую публику с новым мировым музыкальным явлением - с джазом.

Однако дальнейшая жизнь Валентина Парнаха в России сложилась не так блестяще. Выпустив еще одну стихотворную книгу и работу по истории инквизиции, он постепенно выпадает из советского художественного контекста. В 1941 году, оказавшись в эвакуации в Чистополе вместе с Мариной Цветаевой, Парнах волею случая становится невольной причиной самоубийства Цветаевой. Они одновременно пытаются устроиться в литфондовскую столовую посудомойками за еду. И Парнаха берут, а Цветаеву нет. Умер Валентин Парнах практически забытым в 1951 году.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: