Новосибирск 0.2 °C

Братья Кио без всяких иллюзий

19.10.2002 00:00:00

Из архива журналиста

Игорь Кио (слева) и автор этих заметок

 Хотя это давно было, но я с удовольствием вспоминаю гастроли заслуженного артиста России Эмиля Кио. С замиранием сердца зрители следили за ажурным каркасом, в котором Эмиль Кио «сжигал» одну из своих ассистенток. А через несколько секунд она появлялась на манеже живой и невредимой. И как весело становилось в зрительном зале, когда на тележке вывозили клоунов Альперова и Борисова, которых иллюзионист небрежным взмахом руки превращал в карликов. Все это он делал с юмором.

А аттракцион Эмиля Кио свидетельствовал о том, что знаменитый артист не только бережно сохранял, но и обогащал творческое наследие своего отца, народного артиста России Эмиля Теодоровича Кио. Этим стремлением пронизана была вся программа, с которой тогда знакомились новосибирские зрители.

Мне вспоминается, как после представления довелось встретиться с Эмилем Кио. Я попросил рассказать о его пути на арену цирка.

- Как вам известно, я рос в семье артиста цирка, - рассказывал он. - Впервые выступил перед публикой двух лет от роду. Произошло это случайно. Отец с матерью взяли меня в цирк за кулисы. Предоставленный себе, я спрятался в один из «бездонных» сундуков отца. Незаметно уснул. А когда ассистенты вынесли сундук на манеж и перевернули, потрясли, неожиданно оттуда выпал я с ревом на весь цирк и... сорвал первые в жизни аплодисменты. Это мне понравилось.

Поэтому в три года вышел на арену по собственной инициативе. Родители привели меня на утреннее представление, усадили в зале. Видел, как на манеже появились они. Мама забралась в ящик, который сразу же наглухо закрыли. Из него видна только ее голова. Это насторожило меня. Заметил, как отец взял большую пилу и начал вместе с каким-то дядей разрезать ящик пополам.

Видя это, я бросился на помощь маме с громким криком и со слезами на глазах. Аплодисменты на этот раз были также громкими...

Из рассказа Эмиля я узнал дальнейшую его судьбу. Она была удивительно интересна. В период учебы в школе он приезжал из Москвы к отцу на гастроли, следил за его выступлениями.

Позднее Кио-младший принимал активное участие в аттракционе отца. Был его ассистентом и помощником. Работая, учился у него мастерству иллюзиониста. На гастролях в Киеве после представления отцу стало плохо. Врачи сделали все возможное, чтобы спасти его, но это не удалось. На следующий вечер на манеже появился худощавый юноша. Трюк следовал за трюком, улыбка то и дело раздвигала крепко сжатые губы на побледневшем от горя лице. Но он знал: сын Кио не имел права на публике поддаваться горю. Это был старший сын Эмиль. Вскоре на манеже появился и младший - Игорь.

Сыновья Эмиля Теодоровича временно работали вместе. Братья были разные по характеру. У каждого из них был свой взгляд на искусство, и они решили выступать порознь. Об этом Эмиль Эмильевич рассказывал:

- Творческий коллектив, что работал с отцом, весь реквизит и аппаратура перешли к брату. Я, как старший, взял на себя все хлопоты по созданию новой программы. Искал сотрудников. И только через четыре месяца в Ялте дали первое представление.

... Это была одна из моих встреч с Эмилем Эмильевичем. А их было немало в последующие годы. Более десяти лет мы обменивались письмами. Последний раз я с ним встречался в январе 1990 года. Он тогда собирался на гастроли в Японию.

Рассказывая о Кио-старшем, не могу умолчать о встрече с его младшим братом Игорем. Это было летом 1983 года. Он со своим творческим коллективом выступал в нашем городе. Побывал на его представлении. Позднее довелось с ним поговорить. И он поведал мне историю своего брака с Галиной Брежневой. Этот факт своей биографии артист не скрывал, но рассказывал очень тактично.

- В шестьдесят первом году наш цирк выехал на гастроли в Японию, - вспоминал Игорь Эмильевич. - Там же оказалась и Галина Леонидовна Брежнева. Мне было восемнадцать, а ей тридцать два. Такой был возраст у меня, когда нравятся женщины значительно старше. Мы решили пожениться. После гастролей оформили брак и уехали в Сочи. Она оставила отцу записку, в которой об этом и сообщила. Первой реакцией Леонида Ильича была фраза: «Чтобы ноги ее дома не было!» Но спустя некоторое время он стал относиться к этому браку более лояльно. Увы, наш брак длился недолго: вмешался бывший муж Галины Леонидовны Евгений Милаев, и Брежнев потребовал от дочери прекратить наши отношения. Позднее брак был аннулирован. Но еще три года мы встречались. Она звонила мне по телефону, и я, где бы ни находился, вылетал к ней...

В завершение разговора иллюзионист оставил в моем журналистском блокноте такие строки: «Читателям газеты «Красное знамя» без всяких иллюзий! Игорь Кио».


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: