Новосибирск 3.8 °C

Засохшая кукуруза пробудила в Людмиле Алексеевой творческий дар

24.10.2002 00:00:00

Людмила Алексеева и ее работы. Фото Сергея ПЕРМИНА

 Кризис жанра для художника - дело обычное и даже считается признаком хорошего тона. То он импрессионист, то пейзажист, то маслом пишет, то углем. В свое время, еще в XVI веке, подобные муки творчества испытал некий Джузеппе Арчимбольдо и сменил манеру письма. Предвосхищая сюрреалистов, он начал писать овощные портреты, превращая придворных и рыцарей в фантасмагорические конструкции из даров природы. Груши у него превращались в носы, персики - в щеки, вишни - в бородавки, а тыквы - в рыцарские доспехи. Арчимбольдо умер в почете, обласканный императором и современниками.

С того времени его метод трансляции действительности с помощью разнокалиберной флоры всплывал в творчестве десятков разных художников, а к двадцатому столетию измельчал и обрел, плюс ко всему, иную фактуру, так появилось искусство crop art - создание произведений из злаков. Жанр этот неплохо прижился в Америке, там каждый год даже проходит специальный большой фестиваль «злаковиков». У нас он «осел» по кабинетам труда в школах и кружках декоративно-прикладного искусства: считается, что работа с мелкой формой, такой как зерно, у маленьких ребятишек хорошо развивает моторику. Вот они и клеят горох на альбомные листы.

Фото Сергея ПЕРМИНА
 К настоящему искусству это, понятно, отношения не имеет. Не то что работы Людмилы Алексеевой, с которыми совсем недавно познакомились новосибирцы. Бывают поэты «от сохи», а Людмила, получается, - художник «от плиты»: вдохновившие ее гречка, рис и прочие семечки сохраняются в ящиках кухонного стола. Правда, никакого кризиса жанра Людмила Алексеева не испытывала. Просто потому, что никогда ничего не рисовала и вообще к художникам никакого отношения не имеет: когда-то закончила авиационный техникум, а сейчас занимается домашним хозяйством. С него, а не с «Золотого теленка» и диалектического станковиста Мухина, про которых Людмила, в общем-то, даже и не вспомнила, и началось необычное увлечение.

У любого значимого события, как правило, есть причины, а есть поводы. С поводами проще: первую картину Людмила Алексеева решила «посеять» после ремонта в квартире. На ее взгляд, стены выглядели слишком пусто, а дом - неуютно. Тем более сама, не зная зачем, Людмила уже давно не выкидывала засохшие зернышки.

Фото Сергея ПЕРМИНА
 - Однажды на глаза попалась засохшая кукуруза, и так мне стало жалко ее выкидывать, мне показалось, что она как-то необычно выглядит, приятная на ощупь. Сложила в мешочек и оставила. Потом таких мешочков с орехами, со злаками появилось много. Муж удивлялся: зачем тебе? А мне хочется, чтобы люди, приходя в наш дом, разглядывали не обстановку, а картины. Они сразу привлекают к себе внимание. Многие мои знакомые не раз говорили, что на мои работы хочется смотреть подолгу, оставаться рядом. Когда я принимала участие в духовной выставке на «Сибирской ярмарке», ко мне подходили священнослужители, глубоко верующие люди, рассматривали картины. В них ведь нет специфически религиозного сюжета, но все равно мне говорили, что от картин исходит своеобразная положительная энергетика.

 В этой энергетике, по мнению Людмилы Алексеевой, и заключается основная причина ее творчества.

- Мне кажется, это было похоже на то, что называют озарением. Как будто что-то зрело, росло во мне, а потом выплеснулось. С началом моего творчества связан почти мистический эпизод. В 99-м году мы с мужем и сыном ездили в Германию и там фотографировались возле одной церкви на вершине холма. Когда сделали фотографию, так получилось, что они как будто в стороне, а я - в круге света. Думали, что дефект пленки, проверили, оказалось - нет. И то же самое повторилось несколько позже, в том же году. Только фотографировались дома, сначала в кадре стояла моя подруга, потом я. Ее снимок - нормальный, а надо мной снова пятно света.

 Первая картина Людмилы так и называлась - «Вдохновения». Потом сюжеты стали рождаться сами собой - чаще всего совершенно абстрактные. Для иных Людмила даже не рисует основу, сразу начинает выкладывать зерна. Четкого рабочего расписания нет, идея может не появиться полгода, зато потом хоть ночью вставай и беги к столу. Зерна тоже как по волшебству просятся в руки: тут фасоль, тут фисташки, тут рис. Рис, кстати, нравится автору больше всего - самый теплый материал.

Издалека картины Людмилы Алексеевой кажутся сделанными из чего угодно: из камней, смальты, вытканными на махровом полотенце. И только подойдя ближе, присмотревшись, видна их живая основа. Как будто скрытая, но она есть.

Фото Сергея ПЕРМИНА


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: