Новосибирск 2.9 °C

Диагноз: «От войны»

25.10.2002 00:00:00

В свои 80 лет Валентина Гуляева вновь оказалась
в рядах подразделений специального назначения

Фото Сергея ПЕРМИНА

 Валентина Егоровна Гуляева - «солдат войны»: так она называет свою воинскую специальность. И в красноармейской книжке ее записано: июнь, 1942 год, 109-я стрелковая дивизия 42-й армии, солдат. Последняя запись - май, 1945, ефрейтор. Но при этом еще и шутит: «у меня была бумажная работа». Не подобает младшим поправлять старших, и все же позволю себе: на войне «бумажной работы» не бывает.

...Когда в 1941-м мобилизовывали ленинградцев, она среди прочих девушек прошла положенные курсы и оказалась в бронетанковой... «жуковской» части. Того самого Жукова, с чьим портретом вывешивается полотнище в День Победы 9 Мая на здании Новосибирской мэрии - это для молодежи. Военачальника всех времен и народов.

- Я у него была секретарем недолго, месяца три-четыре, но получила неоценимый урок человечности, - говорит Валентина Егоровна. - В кинофильмах его образ зачастую несколько не тот...

А потом была «бумажная работа» на фронте.

- Я помню, как нас привезли с девчонками на предфронтовую полосу, - вспоминает она. - Снег, сугробы... «А где жить?» - спрашиваем. А нам отвечают: «Вон, дальше по снегу идите - увидите». Мы пошли... В ватных штанах, в ватниках - шагнешь, провалишься... Кто-то предложил: давайте кувыркаться - так и дойдем. Вот я раз кувыркнулась, другой, третий. И после третьего смотрю: в десяти-пятнадцати сантиметрах от меня - мина. Такое воспоминание - на всю жизнь. Мне это даже снится.

Не бывает на войне «бумажной работы»...

 - Переходы у нас бывали по двести километров, - продолжает Валентина Егоровна и вдруг веселеет. - А однажды был такой случай...

 Как-то во время такого вот перехода до нас на передовую отправляли какую-то часть. И в таких случаях при прощании играет духовой оркестр - вальсы, марши. Нам, девчонкам - связисткам, секретарям, - говорят: мол, девчонки, помогайте музыкантам! «В парках Чаир распускаются розы», «На сопках Манчжурии», «Дунайские волны» - мы без устали танцуем с ребятами: а вдруг воспоминания об этом потом кого-то всю войну согревать будут? А потом, когда пришел черед уже нашему маршу, я ног не чуяла: ребята меня буквально под руки вели. Это, если хотите, романтические моменты войны.

А вот будни

 - Однажды мы остановились где-то у леса. Мне приказали набрать на машинке какой-то документ. Я присела на пенек, набираю. Вдруг - вжик! - что-то свистнуло у уха. Я оглянулась, а за спиной на березе - след от пули!

Генерал-лейтенант Вячеслав Аксенов беседует с Валентиной Гуляевой. Фото Сергея ПЕРМИНА
 После того, как ефрейтор Гуляева демобилизовалась, война ее не оставляла. Прибыла в Ленинград, зашла к сестре, а дверь в комнату в коммунальной квартире - на замке. В домоуправлении сказали: сестра во время блокады умерла от голода. «А где ее дочь?» - спросила первым делом. «В детдоме».

- До этого детдома для детей-блокадников мы добирались несколько дней - сначала на поезде, потом на волах. Большой такой дом, а в каждом окошке - по нескольку детских личиков, все ждут - а вдруг это за ним? «Вы не моя мама?» - первым подбежал ко мне мальчишечка трех-четырех лет. «Нет, сынок, - отвечаю. - Я мама Гали». Она бросилась ко мне, ручонками-ножонками обхватила, прижалась: «Мама!».

Так всю жизнь и зовет дочь умершей от голода сестры Валентину Егоровну мамой. Потом Галина уехала с семьей в Минск. Встречались, перезванивались.., пока граница не разделила две республики.

- По-разному можно оценивать то, что произошло. Но я считаю, что когда-то родным людям не дают встретиться - это разве не война? Тихая, без стрельбы, слава Богу, но война.

Проклятая война не оставляет фронтовичку ни на год. Увы, не только в воспоминаниях и снах. Пришлось как-то обратиться к врачам с каким-то недугом, те ей назвали болезнь и говорят: «Это у вас от войны». Такой вот диагноз - «от войны».

Шесть лет назад у Валентины Егоровны пропал сын Анатолий, военнослужащий. В Баку. В одном из самых напряженных с некоторых пор регионе.

- А Чечня - это не война? - говорит Валентина Егоровна. - Думаю, что и Анатолий стал ее жертвой. Я уже и в телепередачу «Жди меня» писала, но ответа пока еще нет.

Встреча корреспондентов «ВН» с Валентиной Егоровной состоялась позавчера на ее квартире в присутствии бывшего замкомандующего СибВО генерал-лейтенанта Вячеслава Аксенова. Он представлял Общество ветеранов подразделений специального назначения и спецслужб. А Вячеслав Павлович, в свою очередь, приехал к Валентине Егоровне с миссией - вручил ей удостоверение почетного члена этой организации.

- Вы можете теперь рассчитывать на нашу помощь, - пообещал он Валентине Егоровне. - Во всем. По нашим каналам попробуем хоть что-то узнать и о судьбе вашего сына. Что получится - не знаю, но попробуем.

- Был бы Жуков, был бы Сталин - не было бы никакой Чечни, - вздохнула Валентина Егоровна.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: