Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Зачем сибиряку бомбосарай?

26.10.2002
25 апреля 1941 года - грозного года, труднейшего года для нашего Отечества - день рождения того самого объекта N 73, известного сегодня всем новосибирцам как аэропорт Толмачево. Две толмачевские бетонные ВПП, способные принимать тогдашние самолеты любого класса в любую погоду, были построены всего за пять с половиной месяцев. Для наглядного сравнения - мы, их потомки, при всей нашей могучей сегодняшней технике не смогли построить вторую полосу в аэропорту Толмачево даже за пять с половиной лет. Понятно, что требования к полосам за шесть десятков лет немного изменились, но ведь и работаем мы сегодня уже не кирками и лопатами...

73 + 1741 = ?

Военный аэропорт Толмачево, 70-е годы

 Не стоит искать мистику в приведенных в подзаголовке цифрах. Хотя из них мог бы получиться прекрасный вопрос для какой-нибудь краеведческой игры: что и когда связало их воедино в истории нашего города? Ибо под каждым числом кроется знакомое каждому новосибирцу важнейшее для сибирской столицы сооружение. Какое именно - кто угадает?

1. Объект 73: год 1941.

Из акта приемки в эксплуатацию объекта N 73:

«Спецстроительство N 73 велось с 25 апреля по 8 октября 1941 года силами управления особого строительства НКВД СССР. Начальник строительства - т. Пяткин К. Ф., главный инженер - т. Выходцев. Начальник проектной группы объекта 73 - инженер ЦВПУ КЭУ ГИУ КА т. Володин Л. С. Объект расположен в районе станции Обь Томской ж. д. и связан с ней улучшенной грунтовой дорогой. Объект принят с оценкой «хорошо». При полной сметной стоимости строительства 15736 тыс. руб. за 1941 год освоено 15151 тыс. руб. Оставшаяся часть работ стоимостью 585 тыс. руб., не препятствующая эксплуатации объекта, будет выполнена в 1942 году».

Вряд ли кто сейчас помнит дату из этого документа - и, тем более, вряд ли кто ее празднует, даже из тех, кому это вроде бы положено по месту работы и долгу службы. А на самом деле 25 апреля 1941 года - грозного года, труднейшего года для нашего Отечества - день рождения того самого объекта N 73, известного сегодня всем новосибирцам как аэропорт Толмачево.

Несколько пыльных папок областного архива: все, что осталось от мощной организации - Управления аэродромного строительства НКВД по Новосибирской области, входившего в еще неизмеримо более могущественный Наркомат внутренних дел.

Год 1941, апрель. Мирное, в общем-то, время - целых два месяца до нападения Германии на СССР. Нападения, как нас учили, вероломного, то есть непредсказуемого. И именно в эти дни мира под Новосибирском начинается строительство крупного военного аэродрома.

Случайность? Предвидение? Если да, то любопытное, тем более, что для гражданских самолетов Толмачево поначалу не предназначалось в принципе - хотя бы по причине полного отсутствия сообщения с городом Новосибирском.

Трасса Новосибирск - Толмачево. На месте военных бараков и складов вырос город. 2000 г.
 Первый заместитель начальника Территориального управления автомобильных дорог Александр Пичугин: «Это сегодня проехать 23 километра по асфальту на «Волге» или «Тойоте» - не проблема... В следующем году намечен ввод в эксплуатацию новой, еще более короткой трассы Новосибирск - Толмачево - тогда от «объекта 73» до города можно будет добраться за считанные минуты.

Но я хорошо помню разбитые грунтовые дороги послевоенной поры. Даже в шестидесятые годы те же 23 километра по грунтовой жиже в любой дождик могли преодолеваться минимум несколько часов - а уж в военное время на телегах и истрепанных «полуторках» и тем более. Так что строилось Толмачево явно не для нужд города Новосибирска...»

Из акта приемки в эксплуатацию объекта N 73:

«На объекте имеются две бетонные ВПП (взлетно-посадочные полосы - С. К.), уширенные гравием: длина каждой 1200 м, ширина - 100 м. Рулежные дорожки бетонные и грунтощебеночные. Оборудованы 30 стоянок самолетов по 500 кв. м каждая: покрытие - булыжная мостовая. Имеются бензосклад на 166,5 тонн горючего и бомбосклад на 300 тонн бомб: два деревянных бомбосарая с расстоянием в 50 метров между ними...»

Не будем смеяться над термином «бомбосарай» - в годы Великой Отечественной войны на фронтовых аэродромах каменно-кирпичных хранилищ для бомб тоже не строили. А вот сам факт наличия бомбосараев на территории хоть и военного, но мирного аэродрома под Новосибирском интересен. Три сотни тонн бомб - это по тем временам немало: рвани случайно все это дело, и сибирской столице ни звука, ни осколков мало не показалось бы. Не говоря уж о будущем городе Обь, а в те времена обычной деревне Толмачево, - уцелевшим ее жителям впору было бы принимать соболезнования...

Самый же любопытный вопрос в другом - кого отсюда, с Толмачевского аэродрома, собирались бомбить взятыми из местных спецсараев бомбами?

Германию - за четыре с хвостиком тысячи километров в один конец? Несерьезно, однако... К тому же, когда проектировалось Толмачево, Германия как-никак была нашим союзником по пакту Молотова-Риббентропа.

Городской аэропорт. 2002 г.
 Японию? От Толмачева до ближайшего японского солдата в Маньчжурии - не меньше трех тысяч километров полета и столько же обратно. Для техники тех лет, даже для лучшей в мире советской дальней бомбардировочной авиации - нереально.

Пустынный северо-западный Китай? Дружественную Монголию? Братские республики Средней Азии? Может, хоть профессиональные историки подскажут возможную мишень для толмачевских воздушных асов с бомбами под крылом? У меня, право же, фантазии не хватает...

Важно и другое. Сразу после строительства Толмачевского аэродрома или почти одновременно с ним то же самое управление аэродромного строительства развернуло сооружение целой сети военных аэродромов Западной Сибири.

Барабинск, объект 1600. Строительство велось с октября 1941 года по октябрь 1942 года, хотя соответствующее постановление Государственного Комитета Обороны N 1412СС по возведению этого объекта датировано только 8 марта 1942 года (опять предвидение?). Как бы там ни было, но 24 октября 1942 года город Барабинск принял первые военные самолеты. Отметим, что автор проекта Барабинского аэродрома - «крестный отец» аэродрома Толмачево инженер Володин.

Барнаул, объект 1489. Строительство с нуля - всего за 5 месяцев, с июня по октябрь 1942 года. Принят в эксплуатацию 30 октября 1942 года. Еще не было водоснабжения (воду на аэродром возили бочками из Барнаула!), не было проезда до города - государственная комиссия констатировала, что 700 метров дороги от Барнаула до аэродрома даже в легкий дождик становятся полностью непроезжими! - но аэродром уже работал.

Мариинск, объект номер... Лебяжье, объект номер... Вот и выходит, что в дни, когда под Сталинградом решалась судьба страны, когда каждый рубль, каждый литр горючего, каждый потенциальный солдат был на счету, в сибирских степях спешно строились всепогодные аэродромы высшего по тем временам класса с бетонными ВПП, тогда как гражданская авиация тех лет для взлетов и посадок вполне обходилась грунтощебеночными или даже грунтовыми полосами.

Для обороны? Для контрнаступления? ДЛЯ ЧЕГО? Коллега мой, историк-профессионал - сможешь ответить на этот вопрос? Ибо лишних аэродромов, как и лишних дорог, в стране не бывает - просто так, про запас, такие объекты не сооружаются.

О самом спецстроительстве-73 архив сохранил очень скупые свидетельства. Строили наше Толмачево почти вручную - не хватало топлива для машин. Вручную раскатывали асфальт и мостили места стоянки самолетов булыжниками. Грузовики ЗИС-5 были на 90% «парка третьей категории», иначе говоря, развалюшный металлолом, безбожно жравший расхлябанными двигателями драгоценный бензин и масло. Но других просто не было - автомобили получше давно были отправлены из Новосибирска в помощь фронту. Комары, клещи и сибирская хлябь болотная с неба - так, мелочь не в счет.

И в этих условиях - снимем головной убор перед безымянными земляками! - две толмачевские бетонные ВПП, способные принимать тогдашние самолеты любого класса в любую погоду, были построены всего за пять с половиной месяцев. Для наглядного сравнения - мы, их потомки, при всей нашей могучей сегодняшней технике не смогли построить вторую полосу в аэропорту Толмачево даже за пять с половиной лет. Понятно, что требования к полосам за шесть десятков лет немного изменились, но ведь и работаем мы сегодня уже не кирками и лопатами, а бетоноукладочными комплексами...

К тому же это был отнюдь не конец аэродромного строительства в Новосибирске, а только лишь первая его серия: продолжение последовало через полтора года.

2. Объект 1741 - год 1943.

Из приказа командующего ВВС СибВО генерал-майора авиации Шелухина N 185 от 28 июня 1943 года:

«В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны от 11.06.1943 г. и шифротелеграммы наркома НКВД Л. П. Берия N 221 о строительстве объекта 1741 (г. Новосибирск) комиссии по выбору направления ВПП с искусственным покрытием приступить к работе на объекте 30.06.1943 года. Материалы на утверждение представить к 05.07.1943 года».

Бывшее здание штаба авиачасти. 2002 г.
 Это по-военному четкое распоряжение - первое в судьбе того самого объекта номер 1741, о котором шла речь в начале этой статьи. Но дату приказа, увы, днем его рождения считать нельзя: в отличие от Толмачева, 1741-й к тому времени был новосибирцам уже хорошо известен.

Год основания - 1935-й. Точная дата не сохранилась. Площадь - 293,13 га. Расстояние от центра города - 6 километров на север. С городом связан мощеной каменной дорогой. Описание - действующий аэродром ГВФ второго класса с грунтощебеночной полосой и грунтовым покрытием. Ныне эта точка известна как новосибирский аэропорт Северный.

Вплоть до 1943 года здесь мирно паслись коровы и время от времени прилетали маленькие гражданские самолетики. В ливень, да и просто в распутицу воздушное судно с легкостью превращалось в речное или озерное - в зависимости от того, стояло ли оно в бурном потоке воды или в огромной луже. Словом, полная деревенская идиллия. А рухнула она в одночасье - с созданием легендарной линии перегона самолетов от чукотского села Уэлькаль до Москвы.

Многие наши пилоты Великой Отечественной воевали на американских машинах - если не ошибаюсь, и наш знаменитый земляк Александр Покрышкин тоже. Помощь союзников в те годы вспоминалась весьма добрыми словами. «Холодная война» наступила позже, а в самые суровые военные годы сотни самолетов перегонялись своим ходом с заводов США через лютые Аляску, Колыму и Чукотку и суровую Сибирь прямо на фронт. Каторжный это был путь, отмеченный десятками погибших в экстремальных условиях нашего севера летных экипажей и не долетевших до Европы крылатых машин, но его вклад в Победу, по большому счету, неоценим.

Из проекта постановления Военного совета СибВО «О строительстве бетонной ВПП на аэродроме Новосибирского аэропорта (объект 1741) для воздушной трассы Москва-Уэлькаль»:

«Утвердить место строительства бетонной ВПП 1200х100 метров со сроком окончания 01.11.1943 г. Для обеспечения строительства в сжатые сроки возложить строительство на Главное Управление аэродромного строительства НКВД СССР (начальник строительства т. Позняк Я. К.). Обязать НКВД СССР к 25.07.1943 г. открыть отдельный лагерный пункт на 1800 з/к на территории аэропорта. Обязать НКПС СССР организовать три вертушки с постоянными паровозами (90 вагонов) для подвоза материалов из ближайших карьеров. Просить Новосибирский обком ВКП(б) и облисполком выделить к 25.07.1943 г. в порядке мобилизации 1500 человек с учреждений и заводов Новосибирска, 150 подвод с возчиками из ближайших районов...»

И так далее - по длинному списку. В нем не забыта и основная строительная техника: «лопат штыковых - 3000, совковых - 1000, топоров - 150...»

Так что строил 1741-й объект, без преувеличения, весь Новосибирск. Срочно усиливался водопровод - до этого воды здесь практически не было. Менялись трансформаторы на более мощные, ибо с электроэнергией тоже возникали проблемы: аэропорт получал ее аж от ТЭЦ Левобережья. Ближайшая к нему автозаводская ТЭЦ-4 начала строиться только после войны...

Но, увы - не все шло так гладко, как с Толмачево. Причина была одна: 1943 год - не 1941-й. Мужиков, способных держать топор или лопату, в городе и области оставалось все меньше - все уходили на фронт. Не случайно, в отличие от Толмачева, основной рабочей силой на строительстве объекта 1741 стали «забайкальские комсомольцы» - только этих кадров в нашем отечестве хватало во все времена.

Из постановления Новосибирского облисполкома и бюро обкома ВКП(б), 1943 год (без даты):

«Перенести срок окончания строительства объекта 1741 на 01.08.1944 года. Мобилизовать в порядке трудгужповинности под личную ответственность первых секретарей райкомов ВКП(б) и председателей райисполкомов подводы с возчиками и упряжью с 10.09.1943 по 01.08.1944 - по 25 подвод от Новосибирского, Мошковского, Искитимского, Коченевского, Черепановского и Ояшинского сельсоветов. Для строительства ж/д ветки от аэропорта к Мочищенскому карьеру (4,5 км) разобрать 2 км трамвайных путей в г. Новосибирске (маршруты трамвая N 5 и N 7) и 2 км Томской ж. д. из карьерных хозяйств. Передать на баланс объекта 1741 подсобное хозяйство УАС НКВД (г. Бердск), где организовать откормочную базу свинопоголовья и заготовку топлива для автомашин...»

Не стоит удивляться последнему пункту - это отнюдь не означало выход бердчан на барнаульскую трассу с целью слива топлива из проезжающих мимо бензобаков. Третий год войны оставил Новосибирск почти без транспорта и без горючего (все - для фронта!), поэтому в бой за аэропорт был брошен последний резерв: вконец разбитые газогенераторные грузовики, еле ползавшие на «березовом топливе» - древесных чурках. Бесстрастная статистика НКВД 1741-го объекта неумолимо фиксировала: «а/м ЗИС - 30 штук из необходимых 41, из них 14 в ремонте; а/м ГАЗ - 21 из 38, из них 6 в ремонте; тракторов гусеничных - 8 из 8, из них 5 восстановлению не подлежат...»

Друг мой читатель, представь картинку: достаточной лютости сибирская зима с 1942 года на 1943-й. Полторы сотни мобилизованных деревенских мужиков в неотапливаемых землянках! Это сегодня можно хоть каждый вечер в родное Черепаново на электричке возвращаться, а тогда... Несколько сотен мобилизованных горожан там же. Около тысячи зэков в промерзших старых деревянных аэропортовских ангарах, на скорую руку переоборудованных в лагерь. Техника: все, что технически сложнее лопаты, «восстановлению не подлежит...» Спецодежды нет. Спецобуви нет. Постельного белья нет.

И в этих адовых по нынешним меркам условиях работа по сооружению аэропорта идет полным ходом. За зиму были построены все основные помещения, включая кухню-столовую на 1000 мест, маленькую больничку и необходимое жилье. К весне можно было разворачивать и основное строительство.

Из решения обкома ВКП (б) от 22.04.1944:

«Для восполнения потребности в рабочей силе объекта 1741 обязать УНКВД Новосибирской области до 15.05.1944 г. перебазировать лагерь из с. Колпашево Нарымского округа в количестве 500 человек. Отмобилизовать из сельскохозяйственных районов Новосибирской области на строительство 900 человек ссыльнопоселенцев...»

Суровое решение: призвать человека, приписанного к селу, на все лето в город - значит оставить его без огорода и, соответственно, без продуктов на зиму. Но иных строительных кадров в области и в Новосибирске к тому времени уже не оставалось - война выгребла всех, кого могла...

И они не подвели - не могли подвести, и отнюдь не только из-за всевластного НКВД. Ибо мыслью о Победе жили тогда все. И первого августа 1944 года, день в день по графику, новая взлетно-посадочная полоса аэропорта Новосибирск приняла первый краснозвездный американский самолет, следующий в сторону фронта.

До победы над Германией оставалось чуть больше 9 месяцев. До окончания Второй мировой войны - чуть больше года. До начала российских реформ, в ходе которых наши господа реформаторы почти исполнили мечту господина Гитлера о поголовном истреблении российской авиации, - чуть меньше пяти десятилетий...


Резонанс
Новости
Какого числа отмечают День матери-2018 в России, что принято дарить в этот день, а также оригинальные и трогательные поздравления в стихах и прозе – в материале VN.ru.
Очередная коммунальная авария произошла в Бердске Новосибирской области. Зловонная жидкость затопила остановку «Дом ветеранов» на улице Рогачева. Местные жители задолго чувствовали неприятный запах и предполагали, что «тут что-то потечет».
У 41-й армии новый командующий. Президент Владимир Путин подписал указ о назначении на эту должность генерала-майора Якова Резанцева.
19.11.2018 Видео
Последний рабочий день прошлой недели, 16 ноября, тысячи новосибирцев встретили в пробках. Результат ночного снегопада - заторы и аварии. Осадки прекратились только к обеду, когда на проезжей части снега был уже не один десяток сантиметров. К вечеру ситуация на дорогах только осложнилась.
Губернатор Андрей Травников сообщил на оперативном совещании 19 ноября о переизбрании на должность главы Каргатского района Новосибирской области Валерия Флека. Губернатор поздравил главу района с переизбранием.

«Беспредел, ощущение было, что попал в 90-е», – говорит директор частного детского сада, в который в субботу утром ворвались неизвестные мужчины с оружием в руках. Они выкинули охранника на улицу, а здание обвесили замками и цепями. Директор детсада смогла войти в здание только к вечеру, но забрать документацию и компьютеры ей не удалось.