Новосибирск 8.6 °C

Зачем сибиряку бомбосарай?

26.10.2002 00:00:00

73 + 1741 = ?

Военный аэропорт Толмачево, 70-е годы

 Не стоит искать мистику в приведенных в подзаголовке цифрах. Хотя из них мог бы получиться прекрасный вопрос для какой-нибудь краеведческой игры: что и когда связало их воедино в истории нашего города? Ибо под каждым числом кроется знакомое каждому новосибирцу важнейшее для сибирской столицы сооружение. Какое именно - кто угадает?

1. Объект 73: год 1941.

Из акта приемки в эксплуатацию объекта N 73:

«Спецстроительство N 73 велось с 25 апреля по 8 октября 1941 года силами управления особого строительства НКВД СССР. Начальник строительства - т. Пяткин К. Ф., главный инженер - т. Выходцев. Начальник проектной группы объекта 73 - инженер ЦВПУ КЭУ ГИУ КА т. Володин Л. С. Объект расположен в районе станции Обь Томской ж. д. и связан с ней улучшенной грунтовой дорогой. Объект принят с оценкой «хорошо». При полной сметной стоимости строительства 15736 тыс. руб. за 1941 год освоено 15151 тыс. руб. Оставшаяся часть работ стоимостью 585 тыс. руб., не препятствующая эксплуатации объекта, будет выполнена в 1942 году».

Вряд ли кто сейчас помнит дату из этого документа - и, тем более, вряд ли кто ее празднует, даже из тех, кому это вроде бы положено по месту работы и долгу службы. А на самом деле 25 апреля 1941 года - грозного года, труднейшего года для нашего Отечества - день рождения того самого объекта N 73, известного сегодня всем новосибирцам как аэропорт Толмачево.

Несколько пыльных папок областного архива: все, что осталось от мощной организации - Управления аэродромного строительства НКВД по Новосибирской области, входившего в еще неизмеримо более могущественный Наркомат внутренних дел.

Год 1941, апрель. Мирное, в общем-то, время - целых два месяца до нападения Германии на СССР. Нападения, как нас учили, вероломного, то есть непредсказуемого. И именно в эти дни мира под Новосибирском начинается строительство крупного военного аэродрома.

Случайность? Предвидение? Если да, то любопытное, тем более, что для гражданских самолетов Толмачево поначалу не предназначалось в принципе - хотя бы по причине полного отсутствия сообщения с городом Новосибирском.

Трасса Новосибирск - Толмачево. На месте военных бараков и складов вырос город. 2000 г.
 Первый заместитель начальника Территориального управления автомобильных дорог Александр Пичугин: «Это сегодня проехать 23 километра по асфальту на «Волге» или «Тойоте» - не проблема... В следующем году намечен ввод в эксплуатацию новой, еще более короткой трассы Новосибирск - Толмачево - тогда от «объекта 73» до города можно будет добраться за считанные минуты.

Но я хорошо помню разбитые грунтовые дороги послевоенной поры. Даже в шестидесятые годы те же 23 километра по грунтовой жиже в любой дождик могли преодолеваться минимум несколько часов - а уж в военное время на телегах и истрепанных «полуторках» и тем более. Так что строилось Толмачево явно не для нужд города Новосибирска...»

Из акта приемки в эксплуатацию объекта N 73:

«На объекте имеются две бетонные ВПП (взлетно-посадочные полосы - С. К.), уширенные гравием: длина каждой 1200 м, ширина - 100 м. Рулежные дорожки бетонные и грунтощебеночные. Оборудованы 30 стоянок самолетов по 500 кв. м каждая: покрытие - булыжная мостовая. Имеются бензосклад на 166,5 тонн горючего и бомбосклад на 300 тонн бомб: два деревянных бомбосарая с расстоянием в 50 метров между ними...»

Не будем смеяться над термином «бомбосарай» - в годы Великой Отечественной войны на фронтовых аэродромах каменно-кирпичных хранилищ для бомб тоже не строили. А вот сам факт наличия бомбосараев на территории хоть и военного, но мирного аэродрома под Новосибирском интересен. Три сотни тонн бомб - это по тем временам немало: рвани случайно все это дело, и сибирской столице ни звука, ни осколков мало не показалось бы. Не говоря уж о будущем городе Обь, а в те времена обычной деревне Толмачево, - уцелевшим ее жителям впору было бы принимать соболезнования...

Самый же любопытный вопрос в другом - кого отсюда, с Толмачевского аэродрома, собирались бомбить взятыми из местных спецсараев бомбами?

Германию - за четыре с хвостиком тысячи километров в один конец? Несерьезно, однако... К тому же, когда проектировалось Толмачево, Германия как-никак была нашим союзником по пакту Молотова-Риббентропа.

Городской аэропорт. 2002 г.
 Японию? От Толмачева до ближайшего японского солдата в Маньчжурии - не меньше трех тысяч километров полета и столько же обратно. Для техники тех лет, даже для лучшей в мире советской дальней бомбардировочной авиации - нереально.

Пустынный северо-западный Китай? Дружественную Монголию? Братские республики Средней Азии? Может, хоть профессиональные историки подскажут возможную мишень для толмачевских воздушных асов с бомбами под крылом? У меня, право же, фантазии не хватает...

Важно и другое. Сразу после строительства Толмачевского аэродрома или почти одновременно с ним то же самое управление аэродромного строительства развернуло сооружение целой сети военных аэродромов Западной Сибири.

Барабинск, объект 1600. Строительство велось с октября 1941 года по октябрь 1942 года, хотя соответствующее постановление Государственного Комитета Обороны N 1412СС по возведению этого объекта датировано только 8 марта 1942 года (опять предвидение?). Как бы там ни было, но 24 октября 1942 года город Барабинск принял первые военные самолеты. Отметим, что автор проекта Барабинского аэродрома - «крестный отец» аэродрома Толмачево инженер Володин.

Барнаул, объект 1489. Строительство с нуля - всего за 5 месяцев, с июня по октябрь 1942 года. Принят в эксплуатацию 30 октября 1942 года. Еще не было водоснабжения (воду на аэродром возили бочками из Барнаула!), не было проезда до города - государственная комиссия констатировала, что 700 метров дороги от Барнаула до аэродрома даже в легкий дождик становятся полностью непроезжими! - но аэродром уже работал.

Мариинск, объект номер... Лебяжье, объект номер... Вот и выходит, что в дни, когда под Сталинградом решалась судьба страны, когда каждый рубль, каждый литр горючего, каждый потенциальный солдат был на счету, в сибирских степях спешно строились всепогодные аэродромы высшего по тем временам класса с бетонными ВПП, тогда как гражданская авиация тех лет для взлетов и посадок вполне обходилась грунтощебеночными или даже грунтовыми полосами.

Для обороны? Для контрнаступления? ДЛЯ ЧЕГО? Коллега мой, историк-профессионал - сможешь ответить на этот вопрос? Ибо лишних аэродромов, как и лишних дорог, в стране не бывает - просто так, про запас, такие объекты не сооружаются.

О самом спецстроительстве-73 архив сохранил очень скупые свидетельства. Строили наше Толмачево почти вручную - не хватало топлива для машин. Вручную раскатывали асфальт и мостили места стоянки самолетов булыжниками. Грузовики ЗИС-5 были на 90% «парка третьей категории», иначе говоря, развалюшный металлолом, безбожно жравший расхлябанными двигателями драгоценный бензин и масло. Но других просто не было - автомобили получше давно были отправлены из Новосибирска в помощь фронту. Комары, клещи и сибирская хлябь болотная с неба - так, мелочь не в счет.

И в этих условиях - снимем головной убор перед безымянными земляками! - две толмачевские бетонные ВПП, способные принимать тогдашние самолеты любого класса в любую погоду, были построены всего за пять с половиной месяцев. Для наглядного сравнения - мы, их потомки, при всей нашей могучей сегодняшней технике не смогли построить вторую полосу в аэропорту Толмачево даже за пять с половиной лет. Понятно, что требования к полосам за шесть десятков лет немного изменились, но ведь и работаем мы сегодня уже не кирками и лопатами, а бетоноукладочными комплексами...

К тому же это был отнюдь не конец аэродромного строительства в Новосибирске, а только лишь первая его серия: продолжение последовало через полтора года.

2. Объект 1741 - год 1943.

Из приказа командующего ВВС СибВО генерал-майора авиации Шелухина N 185 от 28 июня 1943 года:

«В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны от 11.06.1943 г. и шифротелеграммы наркома НКВД Л. П. Берия N 221 о строительстве объекта 1741 (г. Новосибирск) комиссии по выбору направления ВПП с искусственным покрытием приступить к работе на объекте 30.06.1943 года. Материалы на утверждение представить к 05.07.1943 года».

Бывшее здание штаба авиачасти. 2002 г.
 Это по-военному четкое распоряжение - первое в судьбе того самого объекта номер 1741, о котором шла речь в начале этой статьи. Но дату приказа, увы, днем его рождения считать нельзя: в отличие от Толмачева, 1741-й к тому времени был новосибирцам уже хорошо известен.

Год основания - 1935-й. Точная дата не сохранилась. Площадь - 293,13 га. Расстояние от центра города - 6 километров на север. С городом связан мощеной каменной дорогой. Описание - действующий аэродром ГВФ второго класса с грунтощебеночной полосой и грунтовым покрытием. Ныне эта точка известна как новосибирский аэропорт Северный.

Вплоть до 1943 года здесь мирно паслись коровы и время от времени прилетали маленькие гражданские самолетики. В ливень, да и просто в распутицу воздушное судно с легкостью превращалось в речное или озерное - в зависимости от того, стояло ли оно в бурном потоке воды или в огромной луже. Словом, полная деревенская идиллия. А рухнула она в одночасье - с созданием легендарной линии перегона самолетов от чукотского села Уэлькаль до Москвы.

Многие наши пилоты Великой Отечественной воевали на американских машинах - если не ошибаюсь, и наш знаменитый земляк Александр Покрышкин тоже. Помощь союзников в те годы вспоминалась весьма добрыми словами. «Холодная война» наступила позже, а в самые суровые военные годы сотни самолетов перегонялись своим ходом с заводов США через лютые Аляску, Колыму и Чукотку и суровую Сибирь прямо на фронт. Каторжный это был путь, отмеченный десятками погибших в экстремальных условиях нашего севера летных экипажей и не долетевших до Европы крылатых машин, но его вклад в Победу, по большому счету, неоценим.

Из проекта постановления Военного совета СибВО «О строительстве бетонной ВПП на аэродроме Новосибирского аэропорта (объект 1741) для воздушной трассы Москва-Уэлькаль»:

«Утвердить место строительства бетонной ВПП 1200х100 метров со сроком окончания 01.11.1943 г. Для обеспечения строительства в сжатые сроки возложить строительство на Главное Управление аэродромного строительства НКВД СССР (начальник строительства т. Позняк Я. К.). Обязать НКВД СССР к 25.07.1943 г. открыть отдельный лагерный пункт на 1800 з/к на территории аэропорта. Обязать НКПС СССР организовать три вертушки с постоянными паровозами (90 вагонов) для подвоза материалов из ближайших карьеров. Просить Новосибирский обком ВКП(б) и облисполком выделить к 25.07.1943 г. в порядке мобилизации 1500 человек с учреждений и заводов Новосибирска, 150 подвод с возчиками из ближайших районов...»

И так далее - по длинному списку. В нем не забыта и основная строительная техника: «лопат штыковых - 3000, совковых - 1000, топоров - 150...»

Так что строил 1741-й объект, без преувеличения, весь Новосибирск. Срочно усиливался водопровод - до этого воды здесь практически не было. Менялись трансформаторы на более мощные, ибо с электроэнергией тоже возникали проблемы: аэропорт получал ее аж от ТЭЦ Левобережья. Ближайшая к нему автозаводская ТЭЦ-4 начала строиться только после войны...

Но, увы - не все шло так гладко, как с Толмачево. Причина была одна: 1943 год - не 1941-й. Мужиков, способных держать топор или лопату, в городе и области оставалось все меньше - все уходили на фронт. Не случайно, в отличие от Толмачева, основной рабочей силой на строительстве объекта 1741 стали «забайкальские комсомольцы» - только этих кадров в нашем отечестве хватало во все времена.

Из постановления Новосибирского облисполкома и бюро обкома ВКП(б), 1943 год (без даты):

«Перенести срок окончания строительства объекта 1741 на 01.08.1944 года. Мобилизовать в порядке трудгужповинности под личную ответственность первых секретарей райкомов ВКП(б) и председателей райисполкомов подводы с возчиками и упряжью с 10.09.1943 по 01.08.1944 - по 25 подвод от Новосибирского, Мошковского, Искитимского, Коченевского, Черепановского и Ояшинского сельсоветов. Для строительства ж/д ветки от аэропорта к Мочищенскому карьеру (4,5 км) разобрать 2 км трамвайных путей в г. Новосибирске (маршруты трамвая N 5 и N 7) и 2 км Томской ж. д. из карьерных хозяйств. Передать на баланс объекта 1741 подсобное хозяйство УАС НКВД (г. Бердск), где организовать откормочную базу свинопоголовья и заготовку топлива для автомашин...»

Не стоит удивляться последнему пункту - это отнюдь не означало выход бердчан на барнаульскую трассу с целью слива топлива из проезжающих мимо бензобаков. Третий год войны оставил Новосибирск почти без транспорта и без горючего (все - для фронта!), поэтому в бой за аэропорт был брошен последний резерв: вконец разбитые газогенераторные грузовики, еле ползавшие на «березовом топливе» - древесных чурках. Бесстрастная статистика НКВД 1741-го объекта неумолимо фиксировала: «а/м ЗИС - 30 штук из необходимых 41, из них 14 в ремонте; а/м ГАЗ - 21 из 38, из них 6 в ремонте; тракторов гусеничных - 8 из 8, из них 5 восстановлению не подлежат...»

Друг мой читатель, представь картинку: достаточной лютости сибирская зима с 1942 года на 1943-й. Полторы сотни мобилизованных деревенских мужиков в неотапливаемых землянках! Это сегодня можно хоть каждый вечер в родное Черепаново на электричке возвращаться, а тогда... Несколько сотен мобилизованных горожан там же. Около тысячи зэков в промерзших старых деревянных аэропортовских ангарах, на скорую руку переоборудованных в лагерь. Техника: все, что технически сложнее лопаты, «восстановлению не подлежит...» Спецодежды нет. Спецобуви нет. Постельного белья нет.

И в этих адовых по нынешним меркам условиях работа по сооружению аэропорта идет полным ходом. За зиму были построены все основные помещения, включая кухню-столовую на 1000 мест, маленькую больничку и необходимое жилье. К весне можно было разворачивать и основное строительство.

Из решения обкома ВКП (б) от 22.04.1944:

«Для восполнения потребности в рабочей силе объекта 1741 обязать УНКВД Новосибирской области до 15.05.1944 г. перебазировать лагерь из с. Колпашево Нарымского округа в количестве 500 человек. Отмобилизовать из сельскохозяйственных районов Новосибирской области на строительство 900 человек ссыльнопоселенцев...»

Суровое решение: призвать человека, приписанного к селу, на все лето в город - значит оставить его без огорода и, соответственно, без продуктов на зиму. Но иных строительных кадров в области и в Новосибирске к тому времени уже не оставалось - война выгребла всех, кого могла...

И они не подвели - не могли подвести, и отнюдь не только из-за всевластного НКВД. Ибо мыслью о Победе жили тогда все. И первого августа 1944 года, день в день по графику, новая взлетно-посадочная полоса аэропорта Новосибирск приняла первый краснозвездный американский самолет, следующий в сторону фронта.

До победы над Германией оставалось чуть больше 9 месяцев. До окончания Второй мировой войны - чуть больше года. До начала российских реформ, в ходе которых наши господа реформаторы почти исполнили мечту господина Гитлера о поголовном истреблении российской авиации, - чуть меньше пяти десятилетий...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: