Новосибирск 3 °C

Преступность в белых воротничках

31.10.2002 00:00:00

Управление по борьбе с экономическим криминалом
проверит все новосибирские предприятия-банкроты

 Банковский бум мы пережили в первой половине девяностых. С такими потерями, что, казалось бы, возврата нет. Теперь даже у человека, и не помышляющего куда-нибудь с пользой пристроить свои кровные, на слуху названия нескольких банков, основательных, так сказать, прошедших жестокий отбор временем. А другие как бы под подозрением. Но тем не менее жулье российское все еще пытается ловить рыбку в банковских запрудах, причем так нагло, будто и не было того обвала. Что интересно, жулью это удается, и находятся доверчивые, до сих пор. И не просто Марьиванна со своей пенсией, а государственные мужи.

Администрация небольшого, но значимого города вниз по течению нашей реки сильно пострадала от банка с длинным иностранным названием, в русской транскрипции «Европингдэкредит», якобы зарегистрированного где-то во Франции. На след мошенников вышли сотрудники управления по борьбе с преступлениями в сфере экономики ГУВД Новосибирской области. Работал этот самый «Европинг» в Сибирском регионе вообще без лицензии о банковской деятельности, все учредительные и иные документы элементарно были сняты с Интернета. И эта стопроцентно липовая контора сумела нанести честным партнерам многомиллиардный ущерб. Фальшивые авизо, связанные с реализацией ГСМ, - лишь один способ обмана. Изъяты фальшивые акции, векселя на десятки миллионов долларов. Размах! Можно подумать, аферу проворачивала группа ловкачей. Но на вопросы следствия отвечает дружная парочка: он арестован, она под подпиской о невыезде. И сумели же облапошить людей на государственной службе!

Экономическое мошенничество суеты и многолюдья не терпит. Не бандюганы - люди солидные, с головой на плечах. По фальшивым документам одинокий жулик уводит товару на сотни миллионов. Хоть чему-то научились, учатся новоиспеченные российские коммерсанты и бизнесмены, ведь жулье по пятам идет все эти годы? Это первое, что спросила у начальника управления по борьбе с экономическим криминалом Евгения Бородкина.

- Учатся, на своих ошибках. Быстрее хотят деньги крутить, прибыль получить и попадаются. Сейчас для многих, кто уже нажился, проблема, куда средства вложить. Потому московские капиталы перекачиваются в Сибирь, особенно в пищевую и перерабатывающую промышленность, а налоги, как понимаете, остаются в столице, ведь там зарегистрирована головная фирма.

- А вы и эти процессы отслеживаете?

- Если они незаконны. Сейчас и со своими предприятиями проблем немало. С конца прошлого года начали возбуждать дела по статье Уголовного кодекса «Преднамеренное банкротство». То есть умышленное создание неплатежеспособности руководителем или собственником. Делит директор предприятие, например - мебельную фабрику, на несколько фирм и фирмочек, везде свои люди - родня, приятели. Да еще печатает ничем не обеспеченные векселя. (У нас сейчас это просто, никакого контроля. Зарегистрировал юридическое лицо, и можно выпускать векселя, их обеспечение никто не проверяет.) Проходит процедура банкротства, а предприятие «голое» - ничего, одни долги, никаких активов, уведены в неизвестном направлении. Конечно, система сбора доказательств довольно сложная. В нашей области около семидесяти предприятий прошли процедуру банкротства, проверять будем все.

- Бюджетные деньги - тот огромный неиссякаемый пирог, от которого каждый хотел бы, мягко говоря, отщипнуть...

- И отщипывают. Потому что частную собственность хозяева уже научились хоть как-то защищать - охранные структуры, службы безопасности. А бюджетные деньги - вот они... Потому наше подразделение теперь работает системно - в соответствии с целевыми программами области, на которые идут бюджетные деньги. Таких программ не один десяток, но мы выделили семь, наиболее важных. Поддержка занятости населения, энергосбережение, лекарственное обеспечение, дети области, социальная защита, помощь инвалидам, поддержка малого предпринимательства. Криминал внедряется в социально значимые сферы. По центрам занятости возбуждено в этом году больше ста дел, в основном, по фактам, когда граждане ухитрялись и работать, и получать пособие по безработице. Анекдотичный случай: сотрудник Центра занятости по месту жительства получал пособие... как безработный. Директор одной из школ умудрилась указать в документах, что на летней площадке отдыхает чуть не полтысячи детей, на всех получала средства на питание. А всего-то ребятишек было двести. Так что сумма получилась под сто девяносто тысяч. По соцзащите немало злоупотреблений. В Краснозерке не все талоны на продукты попадали к действительно бедствующим. Детский сад в ужасном состоянии, а куда делись деньги на ремонт? Мы вплотную занялись страховой медициной. Сразу выделилась женская сфера. Например, обезболивание при абортах должно быть бесплатным. Но в действительности стало чуть не клондайком для медиков, массовое явление.

Еще примеры из практики УБЭПа - «хозяйского» отношения к вверенным средствам, что подпадает под соответствующую статью Уголовного кодекса. Директор Центра дошкольного образования со спортивным уклоном за два года допустила нецелевое использование бюджетных средств на шестьсот тысяч рублей. Выдавалась зарплата несуществующим сотрудникам, по фиктивным документам списывались деньги на оплату горючего, содержание автотранспорта. Истины ради надо сказать, что дело для директора закончилось малой кровью - нынешней амнистией для женщин и несовершеннолетних. Пожалуй, для руководительницы одного из центров соцзащиты прощения не будет - «мертвые души» в штате приносили ей стабильный доход. Не называю фамилий, так как дела свежие, идет следствие, точки поставит суд. А у нас ныне часто точки зрения следствия и суда заметно разнятся, хотя те и другие руководствуются одними законами. Особенно в этом году, начиная с июля, когда вступили в действие новый УПК и Административный кодекс. Практика нарабатывается, идет осмысление... Но это к слову. Еще вопрос полковнику Бородкину.

- Чиновников в России, как известно, всегда было очень много, не брать они не могут. Какие-то положительные изменения в чиновничьей среде намечаются?

- А какие для этого предпосылки? Новые законы? Или их содержание государством повышено так, что брать стало невыгодно? СМИ сообщили о недавнем факте, когда мы арестовали заведующего отделением военного госпиталя, который брал взятки, чтобы объявить солдат-срочников психически больными и освободить от дальнейшей службы. Заведующая амбулаторией крупного вуза выдавала справки о болезни для оформления академического отпуска, услуга оценивалась в тысячу рублей и двести долларов.

- Понятно, что крупного мздоимца труднее схватить за руку. Но эти примеры как раз свидетельствуют о массовости самого явления. Коммерческий подкуп - та же мзда, но берущий не является должностным лицом.

- Таких фактов тоже стало больше, количество дел возросло наполовину. Недавнее: женщина, директор кафе - муниципального предприятия была задержана с поличным при получении пятидесяти тысяч рублей. Председатель Межрегионального фонда помощи детям пытался арендовать у кафе помещение. Так вот, только за заключение договора директриса запросила такую сумму, чем возмутила председателя фонда. Он пришел к нам. Возбуждено уголовное дело.

- Экономическая преступность становится все более многоликой, что понятно. Контрабандой сейчас занимается и таможня, и подразделения по борьбе с организованной преступностью. Вообще криминал во внешнеэкономической сфере - тема отдельного разговора. Но знаю, вы вплотную занялись тем, что официально называется вывоз валюты за границу. А попросту - касается россиян, которые нелегально провозят весьма немалые суммы, не декларируя их. Обычных туристов, кажется, среди них как раз немного...

- Действительно, мы, может быть, первыми, по крайней мере в Сибирском округе, возбудили несколько уголовных дел по фактам контрабандного перемещения валюты через границу. Касается это в первую очередь «челноков». Ездит он за товаром раз в месяц: чаще, реже, но регулярно. Везет, самое малое, несколько тысяч долларов. Каждый раз заполнять декларацию, платить сбор - с государством делиться не хочется. Но и без справки о покупке валюты не обойтись. Найдут незадекларированную - можно всего капитала лишиться и под суд загреметь. Справочка все равно нужна. А как ее сделать без кассира обменного пункта? Опять же и в базе данных банка сведения остаются: чем больше покупаешь долларов, тем выше, значит, у тебя доход, с него надо налоги платить. Выходит, надо вступать в контакт с кассиром, понятно, что не за красивые глаза тебе кассир услугу сделает. Так вот, разработан механизм, к которому мы подобрались. Кассир делает две справки для одного лица. В первой сумма купленных долларов минимальная - допустим, сто. Эти данные и вводятся в компьютер банка. В другой, которую покупатель получает на руки, реальные тысячи, провозимые за границу. Эта справка предъявляется на таможне. Налицо несколько преступлений: контрабанда, уклонение от уплаты налогов, подделка документов... И кассиров будем стараться в свидетелях не оставлять, будем и их вину доказывать. Возбуждены первые пять дел, но материалов десятки.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: