Новосибирск -5.3 °C

Из всех видов искусства самым цифровым для нас является кино

01.11.2002 00:00:00

 У кого из нас не захватывает дух от разнообразнейших спецэффектов в современных киношедеврах? Они настолько зрелищны и реалистичны, что мы восхищаемся ими подетски непосредственно, не задумываясь, как они были созданы. А ведь большинство из нынешних находок кинематографа появились на свет благодаря компьютерным технологиям. "Звездные войны: эпизод II - атака клонов", "Люди в черном - 2", "Особое мнение" - одним из авторов этих кинокартин впору назвать... рабочую станцию на базе процессора Intel Pentium 4. Точнее - 600 рабочих станций: именно такое количество мощных цифровых машин летом 2002 г. установила у себя компания Industrial Light & Magic (ILM), являющаяся подразделением Lucas Digital Ltd. Сегодня эти системы активно используются ILM в производстве лент "Звездные войны: эпизод III", "Гарри Поттер и тайная комната", "Великан" и "Терминатор-3: восстание машин".

Intel и кинематограф... Вы удивлены? А ведь в этом нет ничего необычного. Еще пять лет назад жюри Каннского кинофестиваля отметило одного из основателей корпорации Intel Энди Гроува специально учрежденной наградой за выдающийся вклад Intel в развитие современного кинематографа.

Историческое отступление

 Если обратиться к истории кинематографа, то окажется, что на всем ее протяжении этот вид искусства и технологии развивались рука об руку. Примеров тому - масса.

"Броненосец Потемкин" Сергея Эйзенштейна, снятый в 1925 г., стал одной из культовых картин именно благодаря новаторскому использованию технологии монтажа - вспомните сцену с детской коляской на знаменитой одесской лестнице.

На рубеже тридцатых годов ХХ века в кинопроизводство начали проникать звук и цвет. В снятой в 1929 г. Рубеном Мамуляном картине "Аплодисменты" впервые удалось применить революционную для того времени технологию озвучивания - двухканальную звуковую дорожку, позволившую записывать несколько диалогов одновременно. Первой трехцветной картиной стал короткий мультипликационный фильм Уолта Диснея "Цветы и деревья" (1932 г.) из серии "Тихая симфония". В 1933 г. Дисней выпустил еще один цветной мультфильм - "Три поросенка", а год спустя был снят первый короткий полноцветный игровой фильм "Кукарача". Наконец, первым полнометражным художественным фильмом, полностью снятым в трех цветах, стал "Бекки Шарп" Рубена Мамуляна (1935 г.).

К сожалению, сегодня лишь знатоки немого кинематографа вспомнят фильм Чарли Чаплина "Новые времена" (1936 г.), в одном из эпизодов которого маленький смешной человечек в буквальном смысле слова попадает между шестеренок заводских станков. Снятый тремя годами позже фильм Виктора Флемминга "Унесенные ветром" удостоился сразу двух "технических" наград: художнику Уильяму Камерону Мензису "за использование цвета для усиления драматического настроя" и техническому проекту Дона Мусграве "за новаторское использование скоординированного оборудования".

В пятидесятые годы прошлого века у кинематографа появился серьезный конкурент - телевидение, широкое распространение которого привело к снижению доходов кинотеатров. Киностудиям пришлось напрячь всю свою изобретательность, дабы изыскать достойный ответ. В итоге на свет появилась система цветопередачи "Техниколор", с использованием которой в середине 50-х годов было снято более половины голливудских фильмов. Появились и другие новинки, которые позволили снять, например, трехмерную картину Джека Арнольда "Пришелец из космоса" (1953 г.)

Примерно в то же время из основного потока кинематографической продукции выделилась альтернативная школа, ярким представителем которой стал французский режиссер Жак Тати. Главной темой его картин (например, "Мой дядя", снятой в 1958 г.) стали технологические достижения человечества и комическая сторона их влияния на жизнь людей.

В шестидесятые годы авиакомпания TWA Airlines приступила к демонстрации фильмов пассажирам во время полетов. Делалось это с помощью подвесного экрана и направленного на него кинопроектора. Тогда же с появлением видеокамер формата Super- 8 родилось "домашнее видео". Интересно, что вполне приемлемое качество изображения позволило этим видеокамерам сохранить популярность и по сей день. Самым удачным из фильмов того времени - разумеется, не только с точки зрения использованных спецэффектов и технологических новшеств - стала снятая в 1968 г. Стэнли Кубриком "Космическая одиссея 2001 года". Потрясающие зрительные эффекты в сочетании с запоминающейся симфонической музыкой сделали ее одной из лучших лент того времени.

Во второй половине семидесятых годов были сняты два фильма, совершившие настоящую революцию в сфере использования технологий при кинопроизводстве: "Челюсти" Стивена Спилберга (1975 г.) и "Звездные войны" Джорджа Лукаса (1977 г.). В обоих фильмах для достижения невиданных ранее зрительских эффектов разные технологии использовались по-разному, но обе картины получили широчайшее признание у зрителей и породили многочисленные продолжения и подражания. На съемках "Звездных войн" впервые была использована управляемая компьютером камера, с помощью которой на сцене уменьшенного масштаба снимался полет Звезды смерти. В "Челюстях" была применена специальная механическая акула (съемочная группа дала ей прозвище Брюс), сочетание которой с натурными съемками настоящих акул заставляло зрителей вжиматься в кресла от страха.

В восьмидесятые годы было создано еще несколько картин, продолживших технологическое развитие кинопроизводства. Например, в фильме Стивена Линдберга "Трон" у зрителей создавалось ощущение, что актеры находятся внутри компьютерной игры: в картине использовались фоновые декорации, полностью созданные компьютером. В конце 70-х - начале 80-х появилась многодорожечная стереозапись звука по технологии Dolby, звуковая система ТНХ и технология так называемой "спектральной" записи Dolby SR. Все эти новинки были разработаны для повышения качества звука, подавления шумов, создания эффекта "звук вокруг" и других спецэффектов.

Девяностые годы стали эрой расцвета цифровых технологий: в Европе компакт-диски по объему продаж значительно опередили виниловые пластинки и магнитофонные кассеты, бытовые видеомагнитофоны научились делать высококачественную запись изображения и звука. Режиссеры получили возможность полностью изменять "внешний вид" фильма по разумной цене. Благодаря технологии генерируемых компьютером изображений отпала необходимость в наборе сотен дополнительных актеров для съемки массовых сцен. Стало возможным с помощью компьютера превращать десяток актеров в многотысячную толпу, как это сделал, например, в 1998 г. режиссер Шекар Капур в фильме "Елизавета".

Лента Джона Лэссетера "История игрушек", снятая в 1995 г., стала первым полнометражным мультипликационным фильмом, от начала и до конца созданным при помощи компьютера. На прорисовку каждого кадра, занимавшего около 300 МБ памяти, уходило от 2 до 15 часов, так что создание фильма стало нелегкой задачей. Зато полностью себя оправдало: до сих пор "История игрушек" и ее продолжение - "История игрушек-2" находятся в списке самых доходных кинохитов конца прошлого века.

Кстати о доходах. Фильм "Динозавр", полностью снятый при помощи компьютера, в 2000 г. установил рекорд сборов: 38,6 млн долл. за один уикэнд. Чтобы фильм вышел на экраны, понадобилось 3,2 млн часов работы компьютеров. "Отснятый" материал занял 45 терабайтов, или 70.000 CD-ROM со 100 млн файлов.

Настал XXI век. Почти все крупные центры по производству кинопродукции в той или иной форме начали активно использовать генерируемые компьютером изображения. Такие компании, как Dreamworks Стивена Спилберга, благодаря использованию компьютерных технологий заняли уникальное положение в индустрии кинопроизводства. Резко увеличившие вычислительную мощь компьютеров технологические достижения, осуществленные такими компаниями, как Intel, привели к тому, что прорисовка сложных сцен, которая раньше требовала непрерывной работы многих участников процесса в течение нескольких дней, теперь выполняется на недорогих рабочих станциях за несколько часов. Технологические новшества помогли еще шире раздвинуть рамки кинопроизводства.

Цифровое оборудование для съемок, монтажа и воспроизведения постепенно вытесняет традиционное, подтверждение тому - новый фильм "Звездные войны: атака клонов". В Великобритании этот фильм вошел в историю как первая кинолента, полученная демонстрировавшим ее кинотеатром через космический спутник. Это стало возможным благодаря тому, что Джордж Лукас снял всю картину "в цифре".

Еще один любопытный пример - нашумевший фильм "Ведьма из Блэр: курсовая с того света" (1999 г., режиссер Дэниэл Мирик). Бюджет картины составил всего 31 тыс. долл. - смехотворную по нынешним масштабам кинопроизводства сумму. При съемках и монтаже его создатели пользовались программами Adobe Premier и Adobe Photoshop, которые сегодня доступны каждому пользователю, а также не менее доступным обычному кинолюбителю аппаратным комплексом Media 100XR.

Не менее интересен фильм Ридли Скотта "Гладиатор" (2000 г.). Он был снят с использованием самых современных технологий и является прекрасным примером сочетания традиционных методов кинопроизводства и новейших компьютерных технологий. Сгенерированные компьютером изображения использовались для съемок жестоких сцен в потрясающем своей реалистичностью Колизее, заполненном алчущей крови толпой.

Покорение Голливуда

 Путь цифровых технологий на широкий экран был не так прост и безоблачен, как может показаться из нашего обзора. Как рассказывает Грант Бучер - человек, работавший над спецэффектами в "Титанике", "Большом папе" и "Догме", - "семь лет назад те, кто работал со мной в Голливуде, смеялись надо мной и называли меня сумасшедшим, а сегодня те же люди восхваляют меня и считают провидцем". При этом Грант не изменил свои убеждения, скорее наоборот - его убеждения изменили Голливуд. Просто Грант предвидел день, когда настольные системы и серверы на базе процессоров Intel будут широко использоваться в Голливуде для создания цифровых эффектов.

Будучи человеком творческим, энергичным и изобретательным, Грант долгие годы работал над созданием зрительских спецэффектов. При этом он часто становился объектом насмешек за "ребячество с этими игрушками" и подвергался острой критике со стороны голливудских консерваторов. Однако Грант не сдавался и по-прежнему утверждал, что будущее - за цифровой прорисовкой изображения с помощью настольных вычислительных систем. Его коллеги лишь недовольно морщились от такой, по их мнению, наивности - они не верили Гранту, глядя на дорогие, огромные и не совместимые с прочими системы визуализации. "Я не сумасшедший, - настаивал Грант. - Будущее - за настольными технологиями!" Теперь он может с полным правом утверждать, что будущее наконец-то стало настоящим.

Более того, уже раздаются голоса, сомневающиеся в жизнеспособности Голливуда: все больше появляется малобюджетных фильмов, снятых независимыми студиями при помощи настольных систем на базе процессоров класса high-end - таких, как Intel Pentium 4. Процесс "цифровизации" Голливуда ускоряется.

Компания ILM присоединилась к множеству студий, внедривших у себя технологии Intel и за счет этого поднявших кинопроизводство на качественно новый уровень. Сегодня без технологий Intel не обходятся съемки практически ни одного кинохита на голливудских студиях.

Так, DreamWorks, использовавшая системы на базе процессоров Intel для создания фильма "Шрек" (получил одного из Оскаров) и картины "Спирит - повелитель прерий", в настоящее время тестирует системы на базе процессора Intel Itanium 2. Weta Digital Ltd. недавно сообщила о применении сотен серверов на базе процессора Intel Xeon при съемках трилогии "Властелин колец". Первый фильм этой трилогии - "Властелин колец: братство кольца" - был удостоен четырех наград Американской киноакадемии, в том числе и за лучшие спецэффекты. Студия Walt Disney Pictures недавно сообщила о планах по использованию рабочих станций и серверов Hewlett-Packard на базе процессоров Intel в своем анимационном подразделении. Digital Revelations - голливудская студия, принадлежащая актеру Моргану Фриману, - использует системы на основе архитектуры Intel для создания фильма "Свидание с Рамой", которой выйдет на экраны в 2003 г. Sony Pictures Imageworks задействовала системы на базе более 600 процессоров Intel для создания спецэффектов и анимации к блокбастерам "Человек-паук" и "Стюарт Литтл-2", а сейчас эта студия рассматривает возможность использования систем на базе процессоров семейства Intel Itanium.

Кинематографисты высоко оценивают возможности и эффективность систем на базе платформы Intel. "До сих пор в индустрии спецэффектов традиционно использовались разрабатываемые на заказ, несовместимые между собой аппаратные и программные средства, - говорит Клифф Пламер, главный директор по технологиям компании ILM. - Наша же студия все активнее переходит на системы на базе процессоров Intel, что позволяет расширять ассортимент программных средств, которые мы можем использовать для создания анимации и наложения изображений. На практике наличие в наших настольных системах процессоров Intel обеспечивает более высокую производительность и качество нашей работы, поскольку лежащая в их основе технология позволяет выполнять большее количество итераций с более высокой частотой. Кроме того, теперь мы можем работать в любой нужной нам операционной среде".

Популярность технологий Intel в Голливуде стремительно растет, что объясняется четырьмя ключевыми факторами. Во-первых, в течение последних двух лет системы на базе процессоров Intel постоянно превосходили по производительности разрабатываемые на заказ и несовместимые между собой "фирменные" системы, при этом стоимость систем на основе платформы Intel постоянно снижается, обеспечивая киностудиям весьма существенную экономию.

Во-вторых, сегодня крупные студии для разработки спецэффектов все чаще прибегают к услугам сторонних компаний, располагающих собственными системами средств визуализации, которые состоят из большого количества малых серверов. При таком "разделении труда" платформа Intel, неоспоримыми достоинствами которой являются большие объемы производства, высокая производительность, низкая себестоимость и возможность использовать любое программное обеспечение, становится особенно эффективной.

В-третьих, современные киностудии, как правило, используют несколько операционных систем, и в этом отношении платформа Intel обладает наибольшей гибкостью. Наконец, в- четвертых, принесли плоды многолетние усилия корпорации, направленные на то, чтобы состыковать с платформой Intel популярные программные пакеты для производства фильмов - приложения таких компаний, как Adobe, Alias/Wavefront, Digital Domain, Discreet, Macromedia и Softimage.

Итак, компьютер становится не только полноправным участником процесса кинопроизводства, но и неотъемлемой его частью. Все больше удовольствия зрителям доставляют созданные им искусственные персонажи с совершенно реальными переживаниями вроде Шрека из одноименного фильма или Джа-Джа-Бинкса из "Звездных войн". Кино становится цифровой реальностью, и к ее поистине бесконечным возможностям мы только-только начинаем прикасаться.

Информационный бюллетень для СМИ Intel.Ru


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: