Новосибирск 12.1 °C

Толмачево как оплот антитерроризма

02.11.2002 00:00:00

Служба безопасности аэропорта на каждом рейсе
изымает до 9 предметов, запрещенных к перевозке

 Первые службы авиационной безопасности были созданы 30 лет назад. Впрочем, к 1972 году относится и дата рождения спецназа и многих других подобных подразделений, отвечающих за безопасность граждан. Необходимость в создании подобных служб возникла после самого первого в современном понимании этого слова теракта, когда на Олимпиаде в Мюнхене палестинскими террористами были взяты в заложники, а потом и уничтожены спортсмены израильской команды.

В последнее время о превентивных мерах по предотвращению терактов в местах массового скопления людей говорят нередко. Вопросам авиационной безопасности была посвящена и вчерашняя встреча руководства аэропорта Толмачево с городской прессой.

Генеральный директор аэропорта Толмачево Вячеслав Шаталин говорил о том, что в последнее время именно авиаперевозкам, как грузовым, так и пассажирским уделяется особое внимание. В первую очередь потому, что это самый удобный и быстрый способ пересечения границ между государствами. К сожалению, террористами в том числе. В 70-е годы прошлого века начались первые захваты воздушных судов, а в начале 90-х резко возросло количество взрывов самолетов. Поэтому еще 15 лет назад и были приняты международные нормы по единой системе безопасности в аэропортах: охрана объектов, видеонаблюдение, введение пропускной системы и т.д.

В Толмачево построен современный контрольно-пропускной пункт. Приобретены установки досмотра грузов. Приняты меры для усиления охраны складов. Сейчас там проходят испытания приборы, разработанные в СО РАН. Они определяют наличие взрывчатых веществ по испарениям. Причем импортные аналоги стоят очень дорого - до 800-900 тысяч долларов, «наши» же - на пару порядков дешевле. Также введена стикерная система маркировки каждого груза. И теперь о хозяине, перемещении и характере груза можно судить по первому взгляду на сопроводительные документы и специальные наклейки на контейнерах.

После недавних событий в Москве увеличился численный состав смены. Теперь охраняются не только подъезды к аэропорту, но и зона посадки-высадки пассажиров, склады ГСМ и др.

Помимо уже отработанных мероприятий, и сотрудники милиции помогают работникам аэропортов в выявлении предметов, опасных в перевозке.

С перечнем этих предметов можно ознакомиться в каждом аэропорту в зале ожидания и основные его пункты мало чем отличаются от международных правил: запрещены к перевозке ручной кладью все колющие и режущие предметы, огнестрельное оружие, легковоспламеняющиеся и взрывоопасные предметы и так далее. Сейчас этот список пополнился, и к колющим-режущим пришлось добавить и пластиковые ножи для разрезания бумаги, предметы маникюрного набора, аэрозольные дезодоранты, новогодние хлопушки и петарды.

- Сразу оговорюсь, - заметил Вячесла Шаталин, - что практически всегда есть возможность перевезти тот или иной запрещенный предмет. Например, если на ношение огнестрельного оружия есть разрешение, то оно просто перекочевывает из ручной клади в багажное отделение. Если, например, охотничий нож дорог владельцу, то его оставляют на хранение либо у нас, в службе безопасности, и владелец после возвращения из рейса получает его обратно, либо вручается командиру экипажа и уже после приземления опять же возвращается владельцу.

Но пассажиры бывают разные, поэтому регулярно приходится объяснять, казалось бы, прописные истины. Буквально на прошлых выходных в зале ожидания был замечен подозрительный сверток возле мусорной урны. На многократные объявления владелец свертка не объявился. Пришлось выставить пост и вызывать специалистов. В свертке оказалась картонная коробка с протухшей рыбой. Видимо, перед сдачей в багаж пассажир убедился в том, что рыба «не доедет» и оставил возле урны коробку.

Несколько иную сторону работы служб аэропотра затронул начальник линейного отдела милиции Виктор Кошелев:

- В аэропорту случаются те же преступления, что и в обычной жизни: начиная от нарушения паспортного режима и заканчивая кражами и даже убийствами. А мы много сил личного состава и технических средств тратим на поиски забывчивых пассажиров, оставляющих свои вещи, отлавливаем людей со странным чувством юмора, предупреждающих нас о якобы заложенных взрывных устройствах. И при этом каждый день от граждан слышим много упреков, переходящих в оскорбления.

Его поддержал Владимир Масютин, заместитель генерального директора по безопасности аэропорта Толмачево, и был более эмоционален в своих оценках происходящего: «В последнее время к нам поступает много жалоб на «жесткость» со стороны работников аэропорта и милиции. Мол, в здание пропускают только тех, у кого на руках есть билет, а провожающим и встречающим приходится оставаться на улице. На самом деле все не так мрачно. Как мы можем не пропустить в здание человека без билета, если он приехал этот билет покупать?! Мы всего лишь просим предъявлять документы, а нас обвиняют в притеснениях. Откуда эти обиды? Во многих крупных аэропортах мира не просто проверку документов, а тщательный личный досмотр проходит каждый входящий в аэропорт. В той же Турции без такой процедуры в здание аэропорта не попадет никто, а мы лишь настаиваем на наличии любого удостоверения личности, будь то паспорт, водительские права, студенческий билет или пропуск. Да, нам тоже неприятна эта процедура, и тщательному досмотру подвергаются сейчас не только пассажиры, но и экипаж, но что делать? Других более приятных способов пока нет.

Но даже с такими мерами на каждом рейсе изымаем 5-9 предметов, запрещенных к перевозке. При этом только законно провезенного оружия за год накапливается до 5 тонн! За 9 месяцев этого года - 16000 объектов! Причем уже не раз замечали такую закономерность - как только в какой-то части страны начинается увеличение активности по торговле автомобилями, так тут же на этих направлениях резко возрастает количество попыток провезти незаконное оружие. Так, несколько лет назад таким направлением были Дальний Восток и Приморье, а сейчас волжское направление.

Конечно, без курьезов не обходится. Однажды 72-летняя бабуля сильно переживала, когда мы изъяли у нее из ручной клади маникюрные ножницы. Она сильно сокрушалась, что больше их никогда не увидит, так как в Новосибирск она возвращаться не собиралась. Поэтому мы просто отправили ей их по почте. Сделали приятное...»

В заключение на вопрос журналистов, когда будут сняты усиленные меры безопасности, Вячеслав Шаталин ответил весьма «оптимистично»: «Когда будет побежден терроризм в России».


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: