Новосибирск 5.6 °C

Когда работает земля

06.11.2002 00:00:00

По осени у нас всегда чествуют тружеников села. И каждую осень считают этот праздник своим и те, кто многие годы работал на земле.

 Жизнь порой преподносит человеку такие испытания, пройдя через которые становится ясно, чего он стоит. 1960 год, идет заседание Колыванского бюро райкома партии. В ряду вопросов и просьба председателя колхоза имени Кирова о направлении его на учебу. Все сидят на своих местах, в том числе и Андрей Степанович Громадский, второй секретарь райкома (о нем мы сегодня и расскажем). Против учебы председателя никто не возражает, только неясно, кем заменить, кого рекомендовать колхозникам избрать на этот пост. Хозяйство не очень-то уж сильное, откровенно говоря, даже слабое, и не всякому хотелось такую ношу взваливать на себя. И Громадский сказал: «А я возьмусь, если меня изберут!»

К тому времени Громадский уже четыре года работал в районе, отвечал за сельское хозяйство, причем делал это не из кабинета, а непосредственно на местах. Словом, всюду был своим. Избрали его единогласно. Хотя хозяйство и было запущенным, но, считал новый председатель, с перспективой. Начинать надо было с земли, вести дело по науке. Через областное управление сельского хозяйства, через Гипрозем создали план внедрения научно обоснованного севооборота. В течение седьмой пятилетки, что наметили, сделали. Уже к 67-му году получили урожай по 26 центнеров с гектара. За всю предшествующую историю колхоз не достигал такого результата. Но тогда, в первый год работы, понимал председатель, что из расположенного в самом райцентре и его окрестностях хозяйства люди уйдут, потому что оплаты труда никакой не было.

- Я пообещал колхозникам, - вспоминает Андрей Степанович, - что будем платить по тридцать копеек на трудодень.

Уборка подходила к концу, и все ждали: выполнит свое обещание председатель или нет? Пришлось пойти на риск. Обратились к заготовителям, которые работали в Колывани от города. И вот в намеченный день приезжает директор сибсельмашевской столовой и привозит в обычной хозяйственной сумке 80 тысяч рублей - столько, сколько требовалось для выплаты на трудодни. Тут же заключили договор, суть которого - до конца года колхоз расплатится продуктами. Что и было сделано: забили 80 бычков, поставили 100 тысяч штук яиц и три машины рыбы - у колхоза была своя рыболовецкая бригада.

- Люди увидели «живые» деньги и поверили, что мы дальше сможем нормально работать.

А работы впереди было ох как много! О земле уже сказано. Теперь о животноводстве. Скотные дворы были примитивные, соломой крыты, по весне ее животным скармливали. Дояркам приходилось вручную и поить, и доить полтысячи коров. Все построили заново. Производственные помещения и склады электрифицировали. В трех деревнях, где бригады располагались, Дома культуры построили, появились целые улицы жилых домов. В Колывани - двухэтажный интернат для своих школьников возвели. Всего не перечислить. Стал колхоз и хозяйством высокой культуры земледелия. На ВДНХ свой стенд был, памятное Знамя ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета, Совета Министров и ВЦСПС на вечное хранение вручили, а за успехи в девятой пятилетке - памятный Знак «Рубиновая Звезда». И, опять же, сказать об этом труда не составляет, а сделать?..

Кто постарше, помнит о такой практике, когда, например, сеять надо было, руководствуясь указаниями вышестоящих организаций. И сколько же надо было проявлять находчивости и хитрости, чтобы настоять на своем, поступить согласно своему убеждению.

- За тридцать лет моей работы в Колывани, в том числе почти четверть века в колхозе Кирова, - рассказывает Андрей Степанович, - сменилось шесть первых секретарей, пять председателей райисполкома, много начальников сельхозуправлений. И каждый руководитель по-своему требовал выполнения решений районных организаций. Я это воспринимал очень тяжело и вел дело по-своему. Ну вот один пример. Весна в том году выдалась поздняя. 18 мая на полевом стане провожу совещание по весеннему севу. Вдруг подъезжают первый секретарь райкома и работник обкома. Учиняют допрос: почему не сеем. Я говорю: весна затяжная, земля еще не работает. А вот в соседнем Кремлевском совхозе, говорят... Мы берем лопату и едем на полосу. Начинаем копать. Видите, говорю, земля холодная, в ней никакого движения. Колхоз и я, говорю, - мы работаем на государство. Когда мы будем сеять, когда убирать - это наше дело, но план поставок мы выполним. И потом, вас столько уже посменилось, что если бы я всех слушал, меня давно бы из колхоза убрали. Сеять начали 22 мая и получили высокий урожай, а у тех, кто поспешил, была сплошная сорная растительность...

В 1976 году Андрей Степанович Громадский был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением второго ордена Ленина (а был еще прежде первый) и ордена «Знак Почета», «Трудового Красного Знамени», «Октябрьской Революции». Есть и военные награды - орден Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», за Победу.

...Поросли травой поля, животноводство стало нерентабельным...

- Андрей Степанович, с чего бы вы начали сейчас, если бы..?

- С земли...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: