Новосибирск 0.5 °C

Точку поставит суд

06.11.2002 00:00:00

Руководитель сети АЗС «Беркут» Михаил Сенчук
комментирует очередной «бензиновый» кризис

Фото Сергея ПЕРМИНА

 Все смешалось на бензиновом рынке Новосибирска. Добропорядочному гражданину, регулярно читающему газеты и слушающему радио, впору посочувствовать - такого обилия негативной информации о том, что на этом самом рынке происходит, не бывало давно. А наслушавшись и начитавшись, можно задуматься: не пора ли ставить своего «железного коня» в гараж, потому как, если верить тому, о чем вещают, жить этому самому «коню» в полном здравии недолго из-за гнусных владельцев АЗС, которые чего только не вытворяют! Но вот что любопытно: виновны, согласно целой серии публикаций, отнюдь не все предприятия, а вполне конкретные. В числе последних - известное, наверное, всем водителям Новосибирска своими автозаправочными станциями предприятие «Беркут». Оно и его руководитель Михаил Сенчук стали героями публикаций «Новой Сибири». Особенно большой резонанс вызвала статья «Бензиновые трейдеры накрылись ЖПП». Из текста следовало, что в Новосибирске зафиксирована крупная афера с торговлей суррогатным горючим. Прокуратура возбудила уголовное дело, и уже есть обвинительное заключение. Особо отмечалось, что «в обвинительном заключении фигурирует руководитель сети заправок «Беркут» Михаил Сенчук». За разъяснениями мы обратились к самому Михаилу Сенчуку, и в результате вырисовывается любопытная картина, совсем непохожая на ту, что была нарисована в скандальной статье.

Что такое ЖПП?

 ЖПП - это жидкий продукт пиролиза. И, как отмечалось в статье о бензиновых трейдерах, «эта субстанция используется в резиновой промышленности». На АЗС же его используют по той простой причине, что он действительно похож по некоторым характеристикам на АИ-92. Вывод автора статьи был однозначным: «жидкий продукт пиролиза недопустимо использовать в качестве автомобильного топлива», а далее сообщалось следующее: «На банальном разбавлении одного другим мелкорозничные бензиновые трейдеры и наваривают свои сверхприбыли».

Ужас да и только. Но взглянем на выписку из паспорта на ЖПП, где говорится о том, что он используется «в качестве сырья для выделения сольвентной фракции, в качестве растворителя, добавки к моторным топливам, для улучшения детонационных свойств». В Новосибирск поступает фракция, которая используется как добавка к моторному топливу для стабилизации октанового числа в бензине.

Купил - продам

 Возникает естественный вопрос: а есть ли экономический смысл торговать ЖПП? оказывается, есть: именно продавать через свою сеть АЗС другому лицу оптом. И дело это выгодное.

- Продавать ЖПП выгодно, потому что можно получить прибыль. Я - предприниматель, и я должен зарабатывать деньги. И не то что должен, а просто обязан, потому что необходимо развивать бизнес и платить людям заработную плату. При этом все почему-то забывают, что если «Беркут» перепродал ЖПП, то он ведь еще в обязательном порядке заплатил государству налоги!

История, в которой Михаила Сенчука хотят сделать крайним, случилась примерно полтора месяца назад, когда в Новосибирск пришли полторы тысячи тонн ЖПП. Получателем груза «Беркут», кстати, не был. Но когда поступило предложение приобрести двести тонн для последующей перепродажи, Михаил Сенчук со сделкой согласился, поскольку она, безусловно, была выгодной. Интересующимся он готов показать документы: 200 тонн прибыли в хранилище «Беркута» и 200 тонн было перепродано. Более того, нисколько не сомневаясь в том, что сделка является законной и не наносит ущерба предприятию, руководитель «Беркута» дал добро на еще одну подобную операцию.

Между тем события разворачивались. Был снят на видео весь путь бензовоза от железнодорожного тупика, где стояли цистерны с ЖПП, до хранилища. А потом, как гром среди ясного неба, - новость о том, что анализ горючего, сделанный в лаборатории нефтебазы «Красный Яр», показал, что ни октановое число, ни содержание бензола не соответствуют установленному стандарту на АИ-92. Содержание бензола составило аж 18,8%! Но...

Проверка проверке - рознь

 Иосиф Виссарионович Сталин, говорят, сказал когда-то интересную фразу: «Важно не как выбирать - важно как считать». Здесь та же ситуация: важно, кто и как проверяет. Можно, конечно, исследовать содержание бака автомобиля, только что заправившегося на АЗС, но при этом нужно отдавать себе отчет в том, что неизвестно, какой именно продукт находился в баке до заправки. Между тем все давно определено: проверять должны те органы, которые занимаются конкретным расследованием, а сама проверка проводится согласно строго определенным правилам. На АЗС привозится опечатанная канистра, в присутствии двух понятых на автозаправочной станции в нее заливается бензин из колонки, после чего цистерна снова опечатывается и отправляется в лабораторию.

Надо сказать, что проверяют новосибирские АЗС достаточно часто. Вот что говорит об этом Михаил Сенчук:

- Честно скажу, что транспортная инспекция появляется всегда неожиданно, и на разных автозаправочных станциях. Мы сами кровно заинтересованы в объективной оценке. Мы продаем бензин и, конечно же, нам нужно знать, какого качества наш продукт. Логика очень простая: если «Беркут» будет продавать некачественный продукт, то потребитель от нас тут же уйдет, и будет, конечно, прав. Что характерно: проверяют нас прямо на месте, и мы тут же узнаем результаты. То есть никаких подтасовок быть не может. Кстати, в тот самый день, когда вышла эта статья, проверили сразу три наших АЗС. Могу вам сообщить, что никаких проблем не было - все получилось не так, как кому-то очень хочется представить.

Без прокуратуры никуда

 23 октября прокуратура Центрального района Новосибирска действительно возбудила уголовное дело в отношении руководства ООО «Фойл», арендующего четыре АЗС «Сибинтертех». Суть - обман потребителей. «Новая Сибирь» сообщила также о том, что Михаил Сенчук фигурирует в «обвинительном заключении». И вот тут-то возникает целый ряд вопросов.

Во-первых, дело возбуждено 23-го числа. Но каким образом уже 25-го могло появиться обвинительное заключение, ведь на расследование требуется 25 дней?! Времена «революционной законности» давно прошли. Тогда в чем же дело? А дело в том, что никакого обвинительного заключения еще и нет, поскольку расследование продолжается. Прокуратура Центрального района заинтересовалась этой ситуацией - ведь давать информацию вправе только тот прокурор, который непосредственно надзирает за данным уголовным делом. Прокурор информации не давал, поэтому сейчас в прокуратуре Центрального района решается вопрос о проведении служебной проверки.

Прокурор Юрий Кондратьев заявил, что в отношении конкретных лиц прокуратурой Центрального района дело не возбуждалось.

И, кстати, попытка обратиться с этим же делом в областную прокуратуру закончилась ничем - в возбуждении уголовного дела было отказано.

Дальше - суд

 Как видим, аргументы оппонентов Михаила Сенчука не выдерживают критики. А сам руководитель предприятия не собирается молчать и уже обратился с двумя исками в суд. Первый подан на журналиста «Новой Сибири» Андрея Кузнецова. Михаил Сенчук считает необходимым возбудить уголовное дело за клевету на него лично и на предприятие, им возглавляемое. Кроме того, подан иск в Арбитражный суд на газету «Новая Сибирь». Почему нельзя обойтись без суда? Михаил Сенчук дает лаконичный комментарий:

- А что здесь много говорить? Это - грязь, но я не собираюсь молча утираться, а буду защищать свою честь и достоинство, равно как и честь и достоинство людей, с которыми работаю, в суде. Суд разберется! А я уверен в своей правоте, потому что судья будет оперировать не домыслами, а фактами.

Бывает ли конкуренция честной?

 Вопрос во многом риторический. Наверное, где-то бывает, а где-то - увы.

- В любом бизнесе - будь это бензиновый бизнес, которым занимается «Беркут», или, скажем, продажа бытовой техники или продуктов питания, - всегда есть конкурентная борьба. Понятно, что если у тебя меньше конкурентов и они ослаблены, то твое предприятие будет больше зарабатывать. Конкурентная борьба идет всегда и везде, идет во всем мире, и наша страна исключением не является. И она объективно, конечно, выгодна всем - и обществу, и потребителям, потому что исключает ситуацию монополизма, негативные последствия которой нам хорошо известны.

Но - и в этом я глубоко убежден - конкурировать нужно по правилам. Есть закон, но есть еще и, если хотите, правила игры, некий кодекс поведения. Тот, кто работает честно, эти правила соблюдает. «Беркут» работает по правилам. Об этом вам могут сказать пять тысяч водителей, которые в течение суток заправляют свои автомобили на наших АЗС. На нашу работу никто не жаловался...

Нынешний эпизод явно не последний в серии скандалов, потрясающих бензиновый рынок столицы Сибири. Ясно, что инициаторами их являются люди, исповедующие принцип «цель оправдывает средства». Когда поставлена цель обеспечить себе монополию на бензиновом рынке, когда есть большой аппетит, как-то недосуг думать о правилах игры. Но такой, с позволения сказать, стиль поведения, который отличает помимо неразборчивости в средствах еще и агрессивность, рикошетом ударит по тем, кто затевает на бензиновом рынке войны - и ценовые, и информационные. Сегодня не те времена, что, скажем, десять лет назад, и потребитель сегодня другой - ему нужны стабильность и качество. Когда вместо этого ему предлагают бесконечные разоблачения, которые на поверку оказываются мыльными пузырями, потребитель теряет доверие к тем, кто эту информацию предлагает. По той простой причине, что он в нее не верит. Поэтому любой следующий скандал - а нет никаких оснований полагать, что они на этом закончились, - его инициаторам лавров не принесет.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: