Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Нет дорожной одежки - протягивай ножки

11.11.2002
На Руси, как известно, многое, в том числе и реформы, делается через ту часть организма, которую медики деликатно именуют «пятой точкой». Так что есть шанс, что лихое падение дорожного финансирования в перспективе каждый новосибирец и гость нашей области сможет оценить именно этим местом при прыжках машины с ухаба на ухаб. Вплоть, что называется, до мозолей - ибо однажды построенная дорога имеет пренеприятное свойство просто разрушаться без надлежащего за ней ухода...

Как мы въедем в 2003 год?

 Что греха таить - есть пока еще в отечественной жизни определенные недостатки. Но чего у нее не отнимешь - достоинства тоже есть. И главное среди них - лучшая в мире школа выживания в экстремальных финансовых условиях.

И вечный экономический бой - покой, как говаривал классик, нам только снится. Одни выплывают наверх из глубин финансовых кризисов - усталой, ободранной, но живой подлодкой. Другие плавают и не тонут - как та самая субстанция, которой положено плавать и не тонуть. А третьи или идут на экономическое дно, или любой ценой пытаются с него всплыть...

Дорожно-строительный комплекс России вообще и нашей области в частности, с легкого языка Государственной думы, сегодня перекочевал из первых в третьи. Изменения налоговой базы, принятые нашими законодательными верхами, и прежде всего отмена налога на пользователей автомобильных дорог, уменьшили финансово-дорожные потоки в несколько раз. Властная вертикаль стала жестче, деньги пошли через казначейство - это можно было бы только приветствовать. Но стало существенно меньше самого главного - самих денег.

Начальник Территориального управления автомобильных дорог Сергей Полещук: «Самые тяжелые для российской экономики годы реформ дорожная отрасль прожила благодаря внебюджетному финансированию через систему дорожных фондов. Благодаря этому в условиях почти всеобщего развала дорожникам удалось сохранить самое главное - потенциал и кадры. Но сегодня уже с полной серьезностью встает вопрос о сохранении всего этого...»

Дорожный бюджет Новосибирской области 2002 года - 2,6 миллиарда рублей. С учетом состояния наших трасс и магистралей - сумма, отнюдь не запредельная. А вот реальная перспектива на год 2003 - в лучшем случае 1,6-1,8 миллиарда рублей. Что называется, сравнить, обнять колесо любимого грейдера и плакать...

На Руси, как известно, многое, в том числе и реформы, делается через ту часть организма, которую медики деликатно именуют «пятой точкой». Так что есть шанс, что столь лихое падение дорожного финансирования в перспективе каждый новосибирец и гость нашей области сможет оценить именно этим местом при прыжках машины с ухаба на ухаб. Вплоть, что называется, до мозолей - ибо однажды построенная дорога имеет пренеприятное свойство просто разрушаться без надлежащего за ней ухода. А уход - он тоже живой казначейский рубль стоит, и немалый...

Сергей Полещук: «Очевидно одно - необходимо срочно вырабатывать своего рода стратегию выживания отрасли. И это должно быть не чем-то декларативным типа нынешних грефовских программ - дескать, через пять лет все дорожники будут счастливы, а жестким и реальным. Сегодня есть данные, что Госдума готова вернуться к рассмотрению вопроса о налоговой базе для дорожной отрасли, но даже если это произойдет, то уже очевидно, что будущий год придется прожить на урезанном пайке. Как конкретно - это главный вопрос...»

Как это ни странно, ответ на этот вопрос уже был дан раньше. Ибо ничто не ново под луной: уже был в нашей истории момент, когда финансовая подпитка дорожников области резко обмелела...

«Сегодня и в ближайшем будущем дорожникам надо направлять больше сил и средств на ремонт и содержание имеющихся дорог и искусственных сооружений, чем на строительство новых...»

Строчки взяты из обзора состояния хозяйства Новосибирской области на 1942 год. Можно возразить - то было военное время. А сейчас оно мирное? Увы... Тогда все деньги из области шли на запад - и сегодня они движутся в том же направлении...

Сергей Полещук: «Для экстремальных финансовых условий наши отцы и деды были правы: важно не столько строить, сколько хранить уже построенное. Поэтому в 2003 году основные средства будут выделены на сохранение дорожной сети области: проведение восстановительных работ, поверхностной обработки, позволяющей продлить срок службы дорожного покрытия. А что касается нового строительства, то сейчас, как никогда, важно сконцентрировать силы и средства на главных задачах, которые могут быть решены в ближайшие год-два: это в первую очередь новые томская и толмачевская трассы - их ввод в строй намечен на следующий год».

Но прежде чем расходовать наши невеликие финансы-2003, необходимо определиться еще с одним вопросом: какие дороги нужны области? Бережливые скандинавы, к примеру, в местах небольшого транспортного потока строят дороги шириной 4-5 метров, тогда как наша широкая русская натура в тех же условиях прокладывает какую-нибудь трассу Ивановка - Петровка с движением две телеги в сутки шириной аж метров в 8-9. В итоге получается отечественное сооружение типа «два ноля»: и денег - ноль, и перспектива - ноль.

Сергей Полещук: «2003 год в этой связи - год пересмотра всей технической дорожной документации. Не растет население и количество транспорта - значит, в этом месте достаточно и скромной, но проезжей в любую непогоду дороги. Сегодня у нас 40% дорожной сети - дороги низших категорий. Специально для них разработаны новые проектные решения, уже опробованные на территориях Омской и Томской областей. Они плюс новая техника для них - это все будет и у нас».

Две разбегающиеся в разные стороны задачи - жить подешевле и сохранять качество. И кадры - подготовка профессионального дорожника, от специалиста до рабочего, дело долгое. Разогнать их ничего не стоит, а собрать потом уже, как правило, невозможно. Рухнула, по сути дела, такая мощная дорожно-строительная подрядная организация, как ОАО «Сибаэродромдорстрой», строившее еще федеральную трассу Омск-Новосибирск. В процедуре банкротства находится некогда могучее ОАО «Сибирская дорога».

Выход, однако, нашелся и здесь - на базе этих организаций в этом году создана новая структура ОАО «Дороги Сибири», сразу, и не без успеха, взявшаяся за две серьезнейшие трассы: дороги Новосибирск-Томск и Новосибирск-Толмачево. Теперь главное, чтобы новорожденный подрядчик пережил свой младенческий возраст - самое трудное время становления, пришедшееся аккурат на «финансовую зиму»...

Правила игры для подрядчиков тоже станут жестче. Самая серьезная дорожно-областная реформа этого года - переход с ноября на сметное содержание дорог: дается задание и его стоимость, а дальше как хочешь, так и крутись. Тут уж лишней копейки на себя не истратишь - чревато, однако...

Сегодня в областной администрации обсуждается еще одна идея - создание государственного унитарного дорожно-строительного предприятия в противовес ныне существующим акционерным обществам. Идея небесспорная, но есть в ней и плюсы: полная подконтрольность перед законом, возможность создания экспериментальной базы по опробованию новых технологий... Да и конкуренция, как-никак, не последний фактор для экономии денег.

Тем более что альтернативы этой самой экономии нет. Иначе Госдуме придется вернуться к рассмотрению проекта, внесенного несколькими депутатами-законодателями несколько лет назад, когда резко поперли вверх цены на бензин. Как тогда сообщалось в прессе, этот обширный документ назывался «Национальная программа возрождения гужевого транспорта в России»...


Резонанс
Новости
Первый построенный в Новосибирской области кирпичный храм объявили памятником культурного наследия. В Легостаево Искитимского района по этому поводу устроили массовое ликование. После закрытия церкви в храме были склад зерна, мельница, хотели даже сделать кинотеатр или вовсе разобрать на кирпичи.
Почти на 10% больше преступлений было совершено в Новосибирской области в первые десять месяцев 2018 года. Повысилось и количество тяжких и особо тяжких преступлений. Однако есть и позитивные моменты – так, из 151 убийства пока нераскрытыми остаются два эпизода.
Формулировку «за совершением порочащего проступка» экс-начальник ГИБДД Новосибирской области попросил поменять на «в связи с выслугой лет, дающей право на пенсию». С такой просьбой уволенный Сергей Штельмах обратился в Новосибирский суд.
9 баллов: город стоит в пробках. Автомобилисты Новосибирска негодуют – пятничный вечер испорчен. Много аварий. Только на Большевистской улице произошло четыре ДТП. Красный проспект превратился в гигантскую пробку от площади Калинина до ул. Фабричной.
Потерял зуб воспитанник новосибирского хоккея Владимир Тарасенко в матче НХЛ «Сент-Луис» – «Чикаго». Несмотря на боль, бывший игрок «Сибири» воспринял инцидент с улыбкой. Он подобрал зуб и передал его доктору своей команды.
Наконец-то получили свои квартиры в доме №5/3 по улице Вертковская обманутые дольщики. Дом должны были сдать еще 15 лет назад. За прошедшие годы у многих родились и выросли дети, другие отчаялись получить вожделенные метры и купили квартиры в других домах. Но вот 16 ноября была перерезана красная ленточка на последнем подъезде дома.