Новосибирск 3 °C

Нет дорожной одежки - протягивай ножки

11.11.2002 00:00:00

Как мы въедем в 2003 год?

 Что греха таить - есть пока еще в отечественной жизни определенные недостатки. Но чего у нее не отнимешь - достоинства тоже есть. И главное среди них - лучшая в мире школа выживания в экстремальных финансовых условиях.

И вечный экономический бой - покой, как говаривал классик, нам только снится. Одни выплывают наверх из глубин финансовых кризисов - усталой, ободранной, но живой подлодкой. Другие плавают и не тонут - как та самая субстанция, которой положено плавать и не тонуть. А третьи или идут на экономическое дно, или любой ценой пытаются с него всплыть...

Дорожно-строительный комплекс России вообще и нашей области в частности, с легкого языка Государственной думы, сегодня перекочевал из первых в третьи. Изменения налоговой базы, принятые нашими законодательными верхами, и прежде всего отмена налога на пользователей автомобильных дорог, уменьшили финансово-дорожные потоки в несколько раз. Властная вертикаль стала жестче, деньги пошли через казначейство - это можно было бы только приветствовать. Но стало существенно меньше самого главного - самих денег.

Начальник Территориального управления автомобильных дорог Сергей Полещук: «Самые тяжелые для российской экономики годы реформ дорожная отрасль прожила благодаря внебюджетному финансированию через систему дорожных фондов. Благодаря этому в условиях почти всеобщего развала дорожникам удалось сохранить самое главное - потенциал и кадры. Но сегодня уже с полной серьезностью встает вопрос о сохранении всего этого...»

Дорожный бюджет Новосибирской области 2002 года - 2,6 миллиарда рублей. С учетом состояния наших трасс и магистралей - сумма, отнюдь не запредельная. А вот реальная перспектива на год 2003 - в лучшем случае 1,6-1,8 миллиарда рублей. Что называется, сравнить, обнять колесо любимого грейдера и плакать...

На Руси, как известно, многое, в том числе и реформы, делается через ту часть организма, которую медики деликатно именуют «пятой точкой». Так что есть шанс, что столь лихое падение дорожного финансирования в перспективе каждый новосибирец и гость нашей области сможет оценить именно этим местом при прыжках машины с ухаба на ухаб. Вплоть, что называется, до мозолей - ибо однажды построенная дорога имеет пренеприятное свойство просто разрушаться без надлежащего за ней ухода. А уход - он тоже живой казначейский рубль стоит, и немалый...

Сергей Полещук: «Очевидно одно - необходимо срочно вырабатывать своего рода стратегию выживания отрасли. И это должно быть не чем-то декларативным типа нынешних грефовских программ - дескать, через пять лет все дорожники будут счастливы, а жестким и реальным. Сегодня есть данные, что Госдума готова вернуться к рассмотрению вопроса о налоговой базе для дорожной отрасли, но даже если это произойдет, то уже очевидно, что будущий год придется прожить на урезанном пайке. Как конкретно - это главный вопрос...»

Как это ни странно, ответ на этот вопрос уже был дан раньше. Ибо ничто не ново под луной: уже был в нашей истории момент, когда финансовая подпитка дорожников области резко обмелела...

«Сегодня и в ближайшем будущем дорожникам надо направлять больше сил и средств на ремонт и содержание имеющихся дорог и искусственных сооружений, чем на строительство новых...»

Строчки взяты из обзора состояния хозяйства Новосибирской области на 1942 год. Можно возразить - то было военное время. А сейчас оно мирное? Увы... Тогда все деньги из области шли на запад - и сегодня они движутся в том же направлении...

Сергей Полещук: «Для экстремальных финансовых условий наши отцы и деды были правы: важно не столько строить, сколько хранить уже построенное. Поэтому в 2003 году основные средства будут выделены на сохранение дорожной сети области: проведение восстановительных работ, поверхностной обработки, позволяющей продлить срок службы дорожного покрытия. А что касается нового строительства, то сейчас, как никогда, важно сконцентрировать силы и средства на главных задачах, которые могут быть решены в ближайшие год-два: это в первую очередь новые томская и толмачевская трассы - их ввод в строй намечен на следующий год».

Но прежде чем расходовать наши невеликие финансы-2003, необходимо определиться еще с одним вопросом: какие дороги нужны области? Бережливые скандинавы, к примеру, в местах небольшого транспортного потока строят дороги шириной 4-5 метров, тогда как наша широкая русская натура в тех же условиях прокладывает какую-нибудь трассу Ивановка - Петровка с движением две телеги в сутки шириной аж метров в 8-9. В итоге получается отечественное сооружение типа «два ноля»: и денег - ноль, и перспектива - ноль.

Сергей Полещук: «2003 год в этой связи - год пересмотра всей технической дорожной документации. Не растет население и количество транспорта - значит, в этом месте достаточно и скромной, но проезжей в любую непогоду дороги. Сегодня у нас 40% дорожной сети - дороги низших категорий. Специально для них разработаны новые проектные решения, уже опробованные на территориях Омской и Томской областей. Они плюс новая техника для них - это все будет и у нас».

Две разбегающиеся в разные стороны задачи - жить подешевле и сохранять качество. И кадры - подготовка профессионального дорожника, от специалиста до рабочего, дело долгое. Разогнать их ничего не стоит, а собрать потом уже, как правило, невозможно. Рухнула, по сути дела, такая мощная дорожно-строительная подрядная организация, как ОАО «Сибаэродромдорстрой», строившее еще федеральную трассу Омск-Новосибирск. В процедуре банкротства находится некогда могучее ОАО «Сибирская дорога».

Выход, однако, нашелся и здесь - на базе этих организаций в этом году создана новая структура ОАО «Дороги Сибири», сразу, и не без успеха, взявшаяся за две серьезнейшие трассы: дороги Новосибирск-Томск и Новосибирск-Толмачево. Теперь главное, чтобы новорожденный подрядчик пережил свой младенческий возраст - самое трудное время становления, пришедшееся аккурат на «финансовую зиму»...

Правила игры для подрядчиков тоже станут жестче. Самая серьезная дорожно-областная реформа этого года - переход с ноября на сметное содержание дорог: дается задание и его стоимость, а дальше как хочешь, так и крутись. Тут уж лишней копейки на себя не истратишь - чревато, однако...

Сегодня в областной администрации обсуждается еще одна идея - создание государственного унитарного дорожно-строительного предприятия в противовес ныне существующим акционерным обществам. Идея небесспорная, но есть в ней и плюсы: полная подконтрольность перед законом, возможность создания экспериментальной базы по опробованию новых технологий... Да и конкуренция, как-никак, не последний фактор для экономии денег.

Тем более что альтернативы этой самой экономии нет. Иначе Госдуме придется вернуться к рассмотрению проекта, внесенного несколькими депутатами-законодателями несколько лет назад, когда резко поперли вверх цены на бензин. Как тогда сообщалось в прессе, этот обширный документ назывался «Национальная программа возрождения гужевого транспорта в России»...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: