Новосибирск 6.6 °C

Менялся номер, но...

12.11.2002 00:00:00

За 75 лет качество образования
в образцовой школе N 8 никогда не падало

Школа N 8 сегодня

 Ансамбль из двух зданий, выстроенных в стиле раннего конструктивизма, господствовавшего в 20-х, и сталинского ампира 50-х, заметно выделяется среди невыразительных частных домов и неказистых пятиэтажек на улице Владимировской. Здания необычной архитектуры, выкрашенные в яркий, но приятный глазу зеленый цвет, хорошо видны уже с переходного моста железнодорожного вокзала. Железнодорожная школа N 8, располагающаяся в этих зданиях, является одной из визитных карточек города после самого вокзала, оперного театра, стоквартирного дома и памятников деревянного зодчества. Снаружи - массивные двери, огромные окна, на фронтоне трехэтажного здания - лепнина в виде нескольких скрещенных знамен, внутри - трехметровые потолки и широкие лестницы с сохранившимися до сих пор «ушками» для ковровых дорожек. Школа N 8 - одна из старейших в городе. Седьмого декабря ей исполнится 75 лет.

За 75 лет школа много раз меняла свой номер и название. До 1927 года она была железнодорожной школой N 3. В анкете от 14 ноября 1930-31 года третья железнодорожная школа уже значится как «36-я Совшкола». В 32-м году ей был дан статус образцовой. В 36-м железнодорожные школы были переданы в ведение Управления Томской железной дороги. Учебное заведение стало называться средней школой N 1 станции Новосибирск Томской железной дороги. С января 1961 года 11-летняя средняя школа N 1 Томской железной дороги передана Железнодорожному району города с присвоением ей номера «семь». Нынешний номер школа получила в 1967-68 годах. Тогда она называлась «Средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа N 8 ст. Новосибирск» Западно-Сибирской железной дороги.

В школьном музее хранятся документы первых выпускников. Сейчас несколько странно видеть на истрепанных по краям пожелтевших листочках лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». И свидетельства об окончании школы назывались не аттестатами, как сейчас, а удостоверениями. Руководитель школьного музея рассказывает: «В те годы большое значение придавалось общественной деятельности, поэтому в удостоверениях отражались не только отметки по предметам, но указывались все занимаемые общественные должности. К тому же это был период индустриализации. В школах, кроме общеобразовательных дисциплин, преподавали различные спецкурсы, их называли «уклонами».

Вот один из экземпляров школьного музея - удостоверение Чибриковой Клавдии Гавриловны, 1910 года рождения. Клавдия Чибрикова училась «с технико-эксплуатационным и коммерческо-экономическим уклоном железнодорожного транспорта». Кроме того, Клавдия была членом бюро РКСМ, членом библиотечного кружка, секретарем участкового бюро комсомола, участвовала в переписи населения.

Черно-белые фотографии, нерезкие, покрытые крапинами, как кадры старой кинохроники, сохранили изображения тогдашних школьников. Вот они на ноябрьской демонстрации, несут лозунги, наивные, не всегда грамотные, зато старательно выведенные на кумачовых полотнищах детской рукой: «Через физкультуру к полноценной личности», «Через критику - к здоровой стране социализма».

Несмотря на разруху и голод - первые годы после гражданской войны - в школе лежали ковровые дорожки на лестницах и висели картины на стенах, а кабинеты физики и химии были оборудованы всем необходимым для проведения лабораторных работ. И дети с удовольствием шли сюда.

Из воспоминаний выпускницы 1936 года Тамары Бесединой: «Карточная система. Дома пусто. Заведующая столовой Елена Пальчевская подкармливала нас божественной пшенной кашей и божественным киселем»...

Такой была школа N 8 в 80-ые
 В 1929 году Управление Омской железной дороги в условиях острой нехватки квалифицированных кадров приняло беспрецедентное решение - организовать на базе железнодорожной школы N 3 два десятых класса. В то время, как в стране полным средним образованием считалась девятилетка, в школе N 3 был предпринят эксперимент. В 10-м классе была расширена программа по общеобразовательным предметам. Обширной была и программа «железнодорожного уклона». Школа готовила дежурных по станции, багажных кассиров, телеграфистов, билетных кассиров, составителей поездов, телефонистов. Выпускник 1930 года Константин Алексеев, ставший потом кинооператором на «Мосфильме», считал себя первым десятиклассником страны. Постановление ЦК ВКП(б) о введении десятых классов вышло только в мае 1934 года.

В первые дни Великой Отечественной войны директор Виталий Луев вместе с женой ушел на фронт. А школа приняла в свои стены две другие - NN 30 и 2, здания которых отдали под госпитали. Занятия шли в три смены. В свободное от учебы время ученики помогали ухаживать за ранеными. Зимой каждый выходной устраивались воскресники: ребята чистили снег на железнодорожных путях. А еще школьники собирали металлолом для отливки снарядов и бутылки для горючей смеси - «коктейля Молотова».

Есть один эпизод в истории восьмой школы, которым здесь особенно гордятся. В разгар войны, в 1943 году, школьники и учителя решили купить самолет для фронта. Педагоги несли в школу личные сбережения и ценные вещи, ребята жертвовали деньги, полученные от родителей. В коридоре стоял стенд, на котором ежедневно отмечалось, сколько средств уже собрано. Собрали 100 тысяч и перечислили в Государственный комитет обороны на покупку самолета. Почетную миссию передать боевую машину Як экипажу поручили ученице школы Гориславе Казаковой. Самолет назвали «Юный железнодорожник». Вскоре после этого в школу пришла благодарственная телеграмма, подписанная Сталиным.

Несмотря на утверждение о том, что образование - самая консервативная сфера, пожалуй, школа пережила много различных экспериментов и перемен. В 44-м году в советских школах по аналогии с дореволюционными гимназиями ввели раздельное обучение. Восьмая школа стала женской. В соответствии с этим основная внеклассная работа была направлена на эстетическое воспитание. Судя по материалам школьного музея, работа с детьми в те годы была поставлена «как положено». Каких только кружков и творческих объединений не было! В восьмой школе работал драмкружок и хор, в котором участвовали 200 певцов. Девочки сами шили костюмы и делали декорации. Ставили Островского, других классиков. На одном из стендов музея как реликвия хранится красочно оформленный на бумаге с профилями Сталина и Ленина «Пригласительный билет на вечер, посвященный изучению советской литературы». Сегодняшние мальчишки и девчонки вряд ли поймут, что значили тогда эти листки бумаги с изображениями вождей.

Как не поймут и значение школьной формы: глухое длинное платье черного или коричневого цвета, обязательно с нашитыми на воротник и манжеты кружевами, фартук с «крылышками», пришедший в советскую школьную форму от одежды горничных. В таких одеяниях запечатлены ученицы на школьных снимках. Но лица... У совсем еще юных девушек серьезные, умные глаза и при этом лучезарные, одухотворенные улыбки.

Еще одна историческая реликвия - листочки из школьных тетрадок, исписанные замысловатым почерком со штришками и завитушками. Предмет под названием чистописание, так же неизвестный современным школьникам, на самом деле был целой вехой в истории образования. Учителя со стажем рассказывают, что когда шариковые ручки, столь привычные нынешним первоклассникам, только появились, консерваторы яростно боролись с этим новшеством, утверждая, что шариковые ручки портят почерк, а вырабатывать красивый разборчивый стиль письма можно только пером.

В 1954 году раздельное обучение отменили. В школу вернулись мальчишки. И снова обращаемся к каллиграфическим строчкам из школьного альбома: «Между мальчиками и девочками не было сплочения. Иногда мальчики не умели себя сдерживать», - писала одна из учениц. Ученицы тех лет вспоминают: «Мы вязали бантики морским узлом, потому что мальчишки их просто обрывали. Учителям, конечно, пришлось очень туго».

Период 60-80-х годов ознаменовался активным развитием спорта. Нормы ГТО сдавали все школьники поголовно, без всяких скидок на слабое здоровье и прочие проблемы. Тем не менее восьмая школа воспитала немало спортивных талантов, о чем свидетельствует целый стенд с кубками и прочими наградами.

Мы вряд ли смогли бы узнать столько интересных подробностей о первых выпускниках школы, о жизни учеников и учителей в тридцатые, о самолете «Юный железнодорожник», о самоотверженности школьников в годы войны, если б не музей истории школы. Он существует с 1971 года. Его основателем и руководителем до 1992 года была учитель истории Тамара Александровна Матерук. Коллеги считают Тамару Александровну выдающейся личностью в истории школы. Школьным музеем она занималась самозабвенно и самоотверженно. Своим увлечением заразила и учеников, и шефов - коллектив пассажирского вагонного депо станции Новосибирск-Главный. Шефы вложили немало сил и средств в организацию и содержание школьного музея.

Конец столетия, политические и экономические катаклизмы не лучшим образом сказались на системе образования. Много раз у учителей возникали предзабастовочные настроения. Тем не менее, говорит завуч Елена Лазарева, педагоги нашли в себе силы не удариться ни в какие крайности. «Качество образования никогда не падало», - говорит Елена Александровна. И это главное.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: