Новосибирск 4.4 °C

Арест по суду: учимся на ошибках

12.11.2002 00:00:00

Как приживается «революционное новшество»,
введенное с 1 июля новым Уголовно-процессуальным кодексом

 Бледный, с остановившимся, будто невидящим взглядом парень повис на прутьях клетки: «Отпустите меня, я хоть немного до суда побуду дома!» Прямо-таки душераздирающая картина. Задержанный по подозрению в тяжком преступлении восемнадцатилетний отрок, почти подросток, молит об одном - домой, к папе с мамой. Будто начисто отключилась у него память... Забыл, почему теперь в этом зале, в клетке, как зверь. Обвиняется в убийстве взрослого мужчины с особой жестокостью, в том самом подвале, куда сам сбежал от родителей. Почему ж не сиделось дома, почему обитался во мраке подполья, с бездомными кошками и собаками? Впрочем, забегаем вперед. Пока что суд решает вопрос о его аресте, следствие впереди. Но на подписку о невыезде с таким обвинением рассчитывать не приходится.

Пожалуй, народонаселение наше еще не осознало значения прямо-таки революционного новшества, введенного с первого июля новым Уголовно-процессуальным кодексом, - арест только по постановлению суда, или по санкции суда, как любят чаще писать журналисты. Да зачем это знать, может подумать законопослушный гражданин. А знать надо хотя бы потому, что криминальная обстановка диктует: если не ты сам, то твои знакомые могут стать не только жертвами, но и подозреваемыми. Как тот парень, повисший на прутьях. Увы, нередко непредсказуемость, неадекватность поведения в сопровождении несчитанной выпивки приводит вроде бы благополучных сограждан к криминалу. Причем любой судья, страж порядка скажет, что до немыслимых пределов возрастает жесткость и жестокость преступлений. Еще факт из практики того же федерального суда Ленинского района.

Накануне праздника трое приятелей, вполне приличных мужчин, не сосунков каких-то, сексуально озабоченных, - в возрасте лет тридцати, решили выпить, как у нас принято, прямо в собственной конторе. Пригласили двух знакомых девушек. Утром одну из них нашли в туалете мертвой с признаками страшных издевательств, даже надругательств. Она оставалась с одним из мужчин, когда другие ушли. Арест для него - только начало срока заключения... Ловишь себя на мысли: не напрасно ли у нас отменена смертная казнь, вернее, действует мораторий на ее исполнение.

Так благо или бег за так называемыми цивилизованными странами это революционное новшество? Те, кому положено исполнять этот закон, не торопятся с выводами. Только в частных беседах, как говорится, без записи могут кое-что высказать. Одна сторона обижается на суд, другая укоряет следствие в юридической неграмотности. Но правы и те, и другие. Идет освоение, непростое, с недоработками, спорами, обидами, даже непониманием. Ведь арест по суду - не просто новая правовая норма. Это, без преувеличения, психологическая перестройка следователей, судей, прокуроров. По некоторым данным, количество арестов заметно снизилось. А вот как это скажется сейчас и в дальнейшем в целом на раскрываемости преступлений, вообще на развитии криминала, пожалуй, никто из практических работников не возьмется комментировать. Пока что говорить можно лишь о сложностях освоения. «Учимся на ошибках», - сказала судья Ленинского района Надежда Мыльникова.

Ей за неделю октября выпало решать судьбу восемнадцати человек - отправить в камеру или отпустить под подписку. Кражи, наркотики, а разбойные нападения - даже с четырнадцати лет. Шестнадцатилетний парень с ножом вырвал у женщины сотовый телефон. Не всегда в суд вместе с ходатайством предоставляются необходимые документы, даже информация о судимостях. Законом предусмотрено, что задержание возможно только на 48 часов. А в суд документы должны быть предоставлены не позднее чем за восемь часов до окончания этого срока, чтобы судья имел возможность их изучить. Надежде Мыльниковой пришлось отказать в заключении под стражу человека, обвиняемого в воровстве, потому что документы поступили за... 25 минут до истечения срока задержания, то есть двух суток. Был факт, когда задержанного привезли на арест спустя 48 часов. Да, наше следствие загружено, да, там далеко не все имеют достаточный опыт, да, криминал совершенствуется, умеет скрывать следы. Не забудем, что арест по суду должен был вводиться через год, но Конституционный суд посчитал это нарушением Основного закона. Так что ошибки и недоразумения, мягко говоря, как бы запланированы стремительностью введения новшества. К тому же на таких заседаниях обязателен адвокат. В Ленинском суде это строго соблюдается. Адвокаты тоже дежурят, как и судьи, по субботам. Но почему-то не предусмотрена в выходной работа судебных приставов.

По субботам в здании суда только судья и секретарь судебного заседания, чаще всего женщины. Приходят родственники задержанных, взволнованные, взвинченные. Был случай: мать арестованного и ее подружки-сочувствующие бросились на конвой, когда сына выводили из здания суда. Всего четыре месяца, как действует новый закон, инциденты, увы, не исключены. Народ у нас эмоциональный, да к тому же привыкший снимать стресс горячительным. Неужели надо ждать чего-то экстраординарного?


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: