Новосибирск 2.9 °C

Хозяева и хозяйчики

14.11.2002 00:00:00

Реорганизация маршрутов - что за ней?

 На днях заместитель начальника департамента транспорта, дорог и связи мэрии Павел Петер поделился с журналистами информацией о намечаемых на ближайшее время планах в этой сфере.

В будущих преобразованиях, направленных на наведение порядка, есть пункты, которые, бесспорно, надо только приветствовать. Так, намечена реконструкция маршрутной сети с целью расчистки нынешней транспортной толчеи на Красном проспекте - очень хорошо. Предполагается выпускать на маршруты преимущественно автобусы большой вместимости, в том числе частные - тоже плюс. Есть намерение убрать с линии ползающий по ней сегодня древний автобусный хлам - Бог в помощь. Словом, в представленных соображениях немало разумного. Но и вопросы остаются.

Самый назревший и наболевший среди них, который ставился уже не раз и не только нами: всякому маршруту нужен свой единый хозяин. Сегодня на одной линии могут работать до двух десятков независимых друг от друга мелких, особо мелких и мельчайших перевозчиков - и это одна из главных причин нынешней ситуации. Было дело - конкурирующие господа-водители били физиономии друг другу на глазах у пассажиров - лично наблюдал. Чуть ли не ежедневно устраиваются гонки с пассажирами на борту, дабы обскакать гада-конкурента и пораньше прибыть на конечную остановку в очередь на следующий рейс. Кончиться это дело может печально - новосибирцев пока что транспортный бог миловал, но в других городах прецеденты были.

Вся беда в том, что этот вопрос решить очень непросто. Ибо на малейшие поползновения исполнительной власти в данном направлении сразу начинается крик тех самых мелких, но горластых транспортовладельцев - караул, дескать, рынок зажимают, конкуренцию душат и колесную частную собственность под корень изводят! Вот и получается у того же транспортного департамента - шаг вперед и два шага назад.

Что ж, давайте разберемся - спокойно и без эмоций.

Начнем с того, что, в отличие от предыдущей эпохи, сегодня каждый гражданин Новосибирской области имеет право приобрести автобус хоть тридцатилетней давности и ездить на нем хоть к теще на блины, хоть по грибы в лес. Это и есть право частной собственности, и на него никто не покушается в принципе. Но не надо путать его с другим правом - правом заниматься предпринимательской деятельностью на рынке перевозок. Вот это второе право, и только оно должно регламентироваться местными властями, исходя прежде всего из интересов безопасности пассажиров.

А они просты донельзя. Прежде всего эксплуатируемый на городских линиях автобус должен иметь минимум две двери для выхода пассажиров - это отмечено даже в международных документах. Больше - можно, меньше - нет. Ибо, не дай Бог, случись на линии авария - и однодверная автобусная мелочь может стать смертельной ловушкой, как это недавно произошло в Чувашии. И не для водителя - у него-то своя дверца есть! - а для тех, кто ему доверился за пять или шесть рублей.

Вот тут позиция транспортного командования, озвученная господином Петером, не кажется четкой - дескать, старье будет убрано, но только с маршрутов первой категории, тех, что идут через центр. Как будто безопасность движения бывает первой и второй категории, а авария в центре по последствиям тяжелее, чем такая же авария на Затулинке...

В то же время единый хозяин на маршруте - без разницы, частный или муниципальный - по своему статусу отвечает за все: порядок на линии прежде всего в его интересах. Грамотно эксплуатируемый маршрут - немалая прибыль, а его владелец - человек управляемый: возишь народ на тарантасах, знай, что на твою линию другие желающие найдутся...

Пункт второй, не менее важный, по той же самой безопасности - любой частник, автобус которого ежедневно перевозит тысячи людей, должен иметь соответствующую ремонтную базу - иначе говоря, ремонт и техническое обслуживание такой машины должны вестись не на колене в гараже, а на сертифицированном предприятии. А что мы видим сегодня? Есть мощные предприятия с ремонтными базами - подчеркну, как муниципальные, так и частные! - а наряду с ними просто конторы: стол, несколько стульев и лицензия на пассажирские перевозки. Пришел кто угодно, получил формальную «крышу» - и вперед, на линию... Как показывают личные наблюдения - под такими ООО и ЗАО в основном и передвигается автобусная техника, на которую без слез глядеть невозможно.

Встает вопрос - а куда в такой ситуации двигаться мелкому частнику? Ответ прост - в интересах безопасности перевозок объединяться на общей ремонтной базе или заключать договор с обладающим такой базой владельцем маршрута. Положительный опыт такого рода уже есть в муниципальных предприятиях города.

Время «кустарей-одиночек с мотором» прошло - сегодня транспорта в Новосибирске вполне достаточно, чтобы имеющийся транспортный базар превратить в цивилизованный рынок. Всего-то что надо сделать - употребить власть, и исполнительную, и законодательную. Будем надеяться, что так оно и произойдет...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: