На Западно-Сибирской железной дороге уже началась работа по техническому перевооружению, технологической и организационной перестройке.
Наша газета уже не раз обращалась к теме грядущей реформы железнодорожной отрасли. В частности, было опубликовано большое интервью с заместителем начальника Западно-Сибирской железной дороги по реформированию Сергеем Кретовым, в котором он рассказывал об основных задачах и путях осуществления железнодорожной реформы.
Как известно, Государственная дума приняла пакет законопроектов о реформировании железной дороги в первом чтении. И вот одно из важнейших событий последнего времени: в Новосибирске состоялось заседание штаба по вопросам реформирования отрасли в целом. Собственно, это не была какая-то разовая акция. Прошел целый ряд важнейших встреч с участием руководителей МПС, Западно-Сибирской железной дороги и глав сибирских регионов c участием полномочного представителя президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Леонида Драчевского.
Чувствуется, что в правительстве уделяется огромное внимание предстоящей работе. Во-первых, потому, что железные дороги всегда были в России становым хребтом экономики, а значит, с судьбою стальных магистралей связаны судьбы практически всех людей огромной страны. К тому же ряд некоторых реформ последнего десятилетия, проведенных без должной подготовительной работы, в значительной степени дискредитировал само это понятие.
Наверное, поэтому правительство на этот раз действует особенно взвешенно. К разработке проектов реформы привлекались самые широкие слои специалистов, ученых, руководителей местной исполнительной и законодательной власти, а также проводились консультационные встречи с депутатами Госдумы. И после принятия пакета законопроектов в первом чтении не утихают споры и обсуждения на всех уровнях общества. Уж больно велика цена вопроса. Вот и на этот раз в Новосибирск приехали первый заместитель министра путей сообщения Владимир Якунин, заместитель министра по реформированию Анна Белова, депутаты Госдумы, главы представительной и исполнительной власти регионов, а также руководители и специалисты ассоциации «Сибирское соглашение».
Реформа железных дорог начинается в Новосибирске. Министр путей сообщения Геннадий Фадеев во время посещения вагонного депо станции Новосибирск-Главный. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА |
Так уж сложилось в России в силу и объективных, и субъективных причин, что развитие рыночных отношений в железнодорожной отрасли стало отставать от развития всей экономики в целом. Дело надо менять. Железная дорога неминуемо должна обновляться и в техническом, и в технологическом, и в организационном планах.
Это понимают все. Отрасль отстала в своем развитии, что стало существенно тормозить развитие экономики страны в целом. А денег у государства на перестройку отрасли нет. Назывались цифры в сотни миллиардов рублей, которые необходимы для этого. Для страны сейчас это - затраты неподъемные. Железная дорога и без того оказалась в огромных долгах. Было заморожено строительство новых веток, путей. Изношенность подвижного состава стала нетерпимой: около 80 процентов.
Выход один: деньги нужно зарабатывать самим. Но без участия регионов и привлечения частного капитала решить эту задачу невозможно, подчеркнул Владимир Якунин.
Собственно, реформа уже началась, говорил начальник дороги Александр Целько. И началась она с 1997 года после объединения Западно-Сибирской и Кемеровской дорог. На дороге идет работа по техническому перевооружению, технологической и организационной перестройке. И благодаря улучшению организации перевозок, привлечению инвестиций наиболее мощных производственных структур некоторые шаги вперед в реализации реформы уже сделаны.
Заместитель министра Анна Белова подчеркивала, что реформа на магистралях необходима для более интенсивного развития промышленности и в целом для улучшения качества обслуживания.
Предполагается, что реформа пройдет в три этапа и будет закончена где-то к 2007 году. На первом этапе будут разделены хозяйственные и управленческие функции. Хозяйственные полностью перейдут к создаваемому ОАО «Российские железные дороги». Но все 100 процентов акций будут принадлежать государству. Дочерние предприятия ОАО будут иметь возможность заниматься коммерческой деятельностью и на конкурентной основе продавать свои акции. А подвижной состав уже сейчас начинает работать на крупных собственников, которыми являются, в частности, угольщики и нефтяники. В дальнейшем эта тенденция будет развиваться, и около половины всех цистерн и вагонов могут оказаться в собственности акционеров.
Рынок и сопутствующая ему конкуренция необходимы. Это привлечет частный капитал. И улучшит обслуживание клиентов.
Нельзя не сказать, что некоторые главы администраций регионов высказывали серьезные опасения по поводу проведения реформы.
В частности, Аман Тулеев и Виктор Толоконский говорили о том, что не стало бы хуже. Представители с мест беспокоились о людях, в первую очередь - самих железнодорожниках, которые могут оказаться не у дел. Серьезные опасения вызывает также будущее социальной сферы: школ, больниц, жилья, баз отдыха и т. д.
То есть дальнейшая работа над законопроектами в Думе будет трудной и кропотливой. Но вперед идти надо, это понимают все участники встреч и совещаний, посвященных реформированию железной дороги.