Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Но юбиляр по-прежнему молод и полон творческих сил

21.11.2002
Сибирскому государственному университету путей сообщения - 70 лет. Выпускники НИВИТа, затем НИИЖТа, а сейчас СГУПСа трудятся практически на всех магистралях страны. Среди них - министры, 25 начальников железных дорог, крупные руководители, сейчас известные деятели экономической жизни России. В канун юбилея мы встретились с доктором технических наук, ректором СГУПСа, депутатом Новосибирского областного Совета Константином Комаровым.

Сибирскому государственному университету
путей сообщения - 70 лет

Здание СГУПСа является украшением Новосибирска. Фото Сергея ПЕРМИНА

 В канун юбилея мы встретились с доктором технических наук, ректором СГУПСа, депутатом Новосибирского областного Совета Константином Комаровым.

- Константин Леонидович, с «высоты» возраста вуза как вы оцениваете прошедшие 70 лет?

- Большая дата. Это старейший вуз Новосибирска. За минувший период подготовлено более 40 тысяч прекрасных специалистов. Создана современная учебная и материально-техническая база. Мы располагаем одним из лучших высококвалифицированных профессорско-преподавательских составов. Выпускники НИВИТа, затем НИИЖТа, а сейчас СГУПСа трудятся практически на всех магистралях страны. Среди них - министры, 25 начальников железных дорог, крупные руководители, сейчас известные деятели экономической жизни России. Все это было бы невозможно, не располагай наш университет собственной прекрасной школой обучения, которая известна не только в нашей стране.

Мы гордимся этим. За последние несколько лет СГУПС был дважды признан лучшим среди вузов МПС. А когда стал действовать благотворительный фонд Потанина, который присваивает именные повышенные стипендии студентам-отличникам, мы выставили сразу 260 ребят, которые уже три семестра подряд учились только на пятерки. В конечном итоге эксперты из Москвы отобрали 20 человек. Но руководитель комиссии прямо сказал, что, по его мнению, наши студенты по уровню знаний могут претендовать на одно из самых высоких мест в стране.

Это наши достижения. А сейчас мы видим свою задачу в том, чтобы существенно помочь Министерству путей сообщения в начинающейся реформе. И определить свое место в этом процессе.

Константин Комаров
 Наш вуз был создан в рамках первой реформы железнодорожного транспорта в начале 30-х годов. И сейчас мы не можем остаться в стороне.

Конечно, наша главная задача - готовить кадры для МПС. И дорога нам очень хорошо в этом помогает. От оборудования лабораторий до организации практики студентов. Но мы учимся зарабатывать деньги и сами. Научные, технологические и конструкторские разработки университета находят самое широкое применение в деле. В последние годы мы зарабатываем свыше 4 миллионов долларов в год. И не проедаем их, а пускаем на развитие университета.

- Говорят, что вы потомственный ректор?

- Мой отец, когда ему было 30 лет, в 41-м был назначен начальником вуза. Тогда он готовил военных инженеров железнодорожного транспорта.

- Сама железная дорога всегда славилась своими традициями. А ваш вуз?

- Наверное, нам повезло больше, чем другим. Томский политех, из которого выделился сначала Томский институт, а потом в 32-м отпочковались от томичей и мы, изначально готовил специалистов общей высокой инженерной и человеческой культуры. Корни там. И сейчас мы отлично понимаем, что научить человека техническим, экономическим и прочим знаниям далеко не достаточно. Только хорошо подготовленный физически и нравственно молодой человек способен работать в сложных современных условиях.

Оборонно-спортивная эстафета СГУПСа не имеет аналогов в России
 Помимо учебной базы мы располагаем хорошим спортивным комплексом. Наша ежегодная оборонно-спортивная эстафета не имеет аналогов в России. Наши спортсмены регулярно лидируют в спортивных соревнованиях ведомства, региона, страны, участвуют и в международных встречах. На самых больших торжествах мы не забываем отмечать их успехи. И вообще СГУПС - это фирма не только учебная, но и спортивная, общекультурная. У нас одна из лучших в городе вузовских библиотек. Действуют десятки творческих коллективов, которые и создают обстановку общего духовного подъема. В начале учебного года мы с начальником дороги Александром Витальевичем Целько вручали в День знаний студенческие билеты молодежи. Видели бы вы, как блестели у ребят глаза! Но уже через год-два им предстоит ответственнейшая работа на практике. Люди у нас взрослеют рано.

- Видимо, ваша тесная связь с дорогой обусловлена объективными причинами?

- Разумеется. Мы одно из звеньев дороги, притом очень важное. Кадры играли и будут играть ключевую роль в реформировании дороги. Кадры и техническое перевооружение.

- А какова роль вуза в готовящемся проекте соединения южно-корейских дорог с Транссибом?

- Мы принимаем в этом деле самое прямое участие. Во-первых, готовим кадры и для Южной, и для Северной Кореи. А наши ученые и специалисты исследуют возможности реализации проекта. Дело это очень нужное и вполне реальное.

Заинтересовались проектом и западно-европейские страны и готовы вложить деньги в его реализацию. Уж больно заманчиво: за несколько дней перевезти контейнер с грузом с Дальнего Востока в Италию или Францию.

Но не только это важно для нашего университета: он живет полнокровной жизнью и развивается.


Резонанс
Новости
Два-три часа требуется спасателям, чтобы выпилить из крепкого льда кусок размером метр на три и весом в полтонны, поднять его на поверхность цепями и небольшим подъемным краном. Корреспондент VN.ru наблюдал за тем, как готовят главную крещенскую прорубь Новосибирска.
Сбор и утилизация новогодних елок организованы в Новосибирске впервые за много лет. Десятки тысяч деревьев после каждого Нового года пополняют городские свалки. Волонтеры инициативной группы «Живая Земля» заявили о своей готовности принимать у населения хвойные деревья за символическую плату. Пока поступило всего 40 заявок от жителей полуторамиллионного города.

Детеныш орангутана, переехавший полгода назад из Новосибирска в Москву, постепенно нашел общий язык со своими сородичами. К Матику хорошо относится родная бабушка по имени Личана, однако куда больший интерес к малышу проявляет взрослый самец.
50 спортсменов-любителей приняли участие в соревнованиях «Вечерняя лыжня» на базе им. Алика Тульского в новосибирском Академгородке. Гонка проходила в темноте, поэтому обязательным условием участия было наличие фонаря.

Мэрия Новосибирска официально подвела итоги жилищного строительства в 2018 году. С большим трудом удалось преодолеть барьер в 1 млн кв. метров жилья, сданного в эксплуатацию.

23 миллиона рублей заплатил покупатель за новый Porsche 911 GT2 RS. Спортивный Nissan и раритетный советский ЗИМ были проданы дороже престижных новеньких Mercedes «Гелендваген». Корреспондент VN.ru составил рейтинг самых дорогих автомобилей, проданных в Новосибирске по итогам 2018 года.