Сибирскому государственному университету
путей сообщения - 70 лет
Здание СГУПСа является украшением Новосибирска. Фото Сергея ПЕРМИНА |
В канун юбилея мы встретились с доктором технических наук, ректором СГУПСа, депутатом Новосибирского областного Совета Константином Комаровым.
- Константин Леонидович, с «высоты» возраста вуза как вы оцениваете прошедшие 70 лет?
- Большая дата. Это старейший вуз Новосибирска. За минувший период подготовлено более 40 тысяч прекрасных специалистов. Создана современная учебная и материально-техническая база. Мы располагаем одним из лучших высококвалифицированных профессорско-преподавательских составов. Выпускники НИВИТа, затем НИИЖТа, а сейчас СГУПСа трудятся практически на всех магистралях страны. Среди них - министры, 25 начальников железных дорог, крупные руководители, сейчас известные деятели экономической жизни России. Все это было бы невозможно, не располагай наш университет собственной прекрасной школой обучения, которая известна не только в нашей стране.
Мы гордимся этим. За последние несколько лет СГУПС был дважды признан лучшим среди вузов МПС. А когда стал действовать благотворительный фонд Потанина, который присваивает именные повышенные стипендии студентам-отличникам, мы выставили сразу 260 ребят, которые уже три семестра подряд учились только на пятерки. В конечном итоге эксперты из Москвы отобрали 20 человек. Но руководитель комиссии прямо сказал, что, по его мнению, наши студенты по уровню знаний могут претендовать на одно из самых высоких мест в стране.
Это наши достижения. А сейчас мы видим свою задачу в том, чтобы существенно помочь Министерству путей сообщения в начинающейся реформе. И определить свое место в этом процессе.
Константин Комаров |
Конечно, наша главная задача - готовить кадры для МПС. И дорога нам очень хорошо в этом помогает. От оборудования лабораторий до организации практики студентов. Но мы учимся зарабатывать деньги и сами. Научные, технологические и конструкторские разработки университета находят самое широкое применение в деле. В последние годы мы зарабатываем свыше 4 миллионов долларов в год. И не проедаем их, а пускаем на развитие университета.
- Говорят, что вы потомственный ректор?
- Мой отец, когда ему было 30 лет, в 41-м был назначен начальником вуза. Тогда он готовил военных инженеров железнодорожного транспорта.
- Сама железная дорога всегда славилась своими традициями. А ваш вуз?
- Наверное, нам повезло больше, чем другим. Томский политех, из которого выделился сначала Томский институт, а потом в 32-м отпочковались от томичей и мы, изначально готовил специалистов общей высокой инженерной и человеческой культуры. Корни там. И сейчас мы отлично понимаем, что научить человека техническим, экономическим и прочим знаниям далеко не достаточно. Только хорошо подготовленный физически и нравственно молодой человек способен работать в сложных современных условиях.
Оборонно-спортивная эстафета СГУПСа не имеет аналогов в России |
- Видимо, ваша тесная связь с дорогой обусловлена объективными причинами?
- Разумеется. Мы одно из звеньев дороги, притом очень важное. Кадры играли и будут играть ключевую роль в реформировании дороги. Кадры и техническое перевооружение.
- А какова роль вуза в готовящемся проекте соединения южно-корейских дорог с Транссибом?
- Мы принимаем в этом деле самое прямое участие. Во-первых, готовим кадры и для Южной, и для Северной Кореи. А наши ученые и специалисты исследуют возможности реализации проекта. Дело это очень нужное и вполне реальное.
Заинтересовались проектом и западно-европейские страны и готовы вложить деньги в его реализацию. Уж больно заманчиво: за несколько дней перевезти контейнер с грузом с Дальнего Востока в Италию или Францию.
Но не только это важно для нашего университета: он живет полнокровной жизнью и развивается.