Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

У классического танца - неземное происхождение?

21.11.2002
Казалось бы, что общего между археологией и танцем? Но для бывшего солиста новосибирского балета Валерия Ромма связь самая прямая. Всю жизнь он посвятил Танцу, именно так, с большой буквы. Уже на пенсии его попросили написать учебное пособие для студентов технического вуза - историю танца. Бывший танцор начал с описаний древнейших танцев, сделанных учеными, и вдруг увидел, что научное описание не сходится с «рисунками», представленными в книгах... Но настоящее потрясение он испытал, когда увидел несколько древнейших фигур в позе классического танца.

Вслед за дочерью Менделеева, бывший солист новосибирского
балета Валерий Ромм пытается раскрыть тайну классического танца

 Открытие совершается, когда человек начинает видеть обычный мир в необычном ракурсе и соединять несоединимое. Казалось бы, что общего между археологией и танцем? Но для бывшего солиста новосибирского балета Валерия Ромма связь самая прямая. Всю жизнь Валерий Владимирович посвятил Танцу, именно так, с большой буквы. Уже на пенсии его попросили написать учебное пособие для студентов технического вуза - историю танца. Бывший танцор начал с описаний древнейших танцев, сделанных учеными, и вдруг увидел, что научное описание не сходится с «рисунками», представленными в книгах. Это и понятно, археологи - не хореографы. Ромм решил сделать свое, профессиональное описание по рисункам и убедился в еще большем их несходстве. Но настоящее потрясение он испытал, когда увидел несколько древнейших фигур в позе классического танца.

- Классический танец требует серьезной многолетней подготовки, которая выявляет крайние возможности тела. Главное в классическом танце - выворотность, когда тазобедренные суставы и ступни как бы выворачиваются наружу. Именно такую позу я и увидел на рисунке, которому было 18 тысяч лет. Но ведь до сих пор считалось, что классический танец появился только в XVI веке! И как мог наш древний дикий предок, не имеющий (по нашим представлениям) понятия об искусстве, владеть столь сложной системой подготовки, требующей не один год работы. Ведь, по нашим-то понятиям, его жизнь была сплошной борьбой за существование!

- Насколько я помню, классическому танцу учат с детства?

- Разумеется, потому что связки ребенка обладают максимальной эластичностью. Он например, может спокойно почесать ногой за ухом. Но именно эта гибкость мешает ребенку держать вес собственного тела. У четвероногих этой проблемы нет, а человеку за прямохождение приходится расплачиваться потерей гибкости. Уже в грудном возрасте тазобедренный сустав даже перестает расти, иначе он не удержит позвоночник. У взрослого тазобедренный пояс окончательно костенеет. И только техника классического танца позволяет «выворачивать» ноги под любым углом. И на древнем рисунке был изображен именно взрослый в «выворотной» позе. Позже я видел ее на древнейших рисунках. Более того, они исполняли танцы на пальцах ног, без специальной обуви, а ведь такая пальцевая техника появилась только в XIX веке!

- Я читал книги новосибирского археолога Виталия Ларичева, который доказывал, что древнейшие люди, задолго до «культурных» греков, разбирались в искусстве.

 - Я знаком с Виталием Епифановичем. В какой-то степени он был идейным вдохновителем моей работы над книгой. Как-то Ларичев принес мне ту самую иркутскую статуэтку: «Посмотрите, Валерий Владимирович, мне кажется, она танцует». А статуэтка-то без ног. Я не поверил, но взял. Вертел, вертел, ничего не вижу. И уже ночью я вдруг мысленно «увидел», как фигурка танцует. Причем в традициях восточного танца, в котором движения перетекают одно в другое. При желании эти движения можно записать и по ним «расшифровать» весь танец.

- Вы не пробовали это сделать?

- Мы это сделали, восстановив древнейшие на земле танцы, и потом не раз их исполняли. В девяносто четвертом году в Новосибирске состоялась первая конференция по палеохореографии, и тогда же прошел фестиваль, где мы танцевали эти древнейшие танцы. Причем каждому танцу соответствует свое время. Ларичев предположил, что сибирские статуэтки - не что иное, как знаки звездного неба, а танцы посвящены определеннным светилам. Рассчитав положение планет на то далекое время, он установил год, день и даже час исполнения каждого танца.

- Вы упомянули палеохореографию, это что, новое направление в науке?

- Можно сказать и так. Я предложил это название в шутку, но оно прижилось. В Новосибирске прошло уже пять конференций, посвященных палеохореографии. Ученые пытаются по-новому взглянуть на древнейшего человека. Ведь до сих пор считалось, что он не знал письменности, но в танце тоже заложена информация, причем очень точная, которую нельзя трактовать иначе. Такие танцы называли магическими.

- Магия - это теперь модно...

- Это глубже, чем мода. В магических танцах есть нечто... Начать с того, что впервые мы танцевали танец, посвященный Юпитеру, когда на эту планету упал плазменный сгусток. Данный факт был зафиксирован учеными. Чем объяснить это совпадение?

Но настоящее потрясение я испытал на Байкале, где была найдена статуэтка, танцующая танец Юпитера. Шел фестиваль, посвященный культуре народов Сибири. Я в костюме черного шамана, другого не было, репетирую перед зеркалом танец Юпитера и чувствую, что вхожу в образ. Я уже шаман, хватающий облака руками. И вдруг на середине танца чувствую удар, головокружение. Ничего не понимая, прихожу в себя, продолжаю танцевать, и опять удар. И вдруг слышу, на улице гром гремит. А три дня стояла прекрасная погода, и в этот день солнце светило вовсю. А тут вдруг накрапывать стало. У человека который меня на видеокамеру снимал, руки дрожат. Я снял костюм, и... снова солнышко вышло.

Но странности на этом не кончились. Через несколько минут, во время исполнения этого танца в зале, перед публикой, отключился магнитофон с музыкальным сопровождением и ни за что не хотел включаться (кстати, та же история была в НЭТИ, где я впервые танцевал этот танец). Но самое главное, что меня снова в середине танца ударило. И тут я понял, что бьет меня там, где я «вырезал» некоторые сложные движения. Но оказалось, что в магическом танце это делать нельзя. Ведь каждое движение несет определенный энергетический заряд. Например, шаман не просто танцует, а своим танцем воздействует на окружающее.

 - Помнится, у разных народов существуют мифы о «неземном» происхождении танца. Тот же космический танец Шивы.

- Совершенно верно. И идея эта не столь уж фантастична. По крайней мере, она может объяснить тот очевидный для профессионала факт, что идеал классического танца в условиях земного тяготения недостижим. Тянет нас Земля-матушка. А вот если притяжение меньше, можно и на пальцах спокойно стоять, и ноги вытягивать так, как нам и не снилось. Все наши эталоны красоты говорят нам о первоначальном совершенном неземном человеке.

- До вас кто-то пытался найти корни классического танца?

- Ближе всех к этому подошла, дочь Менделеева Любовь Дмитриевна Блок. Она была драматической актрисой и театроведом. И только она, из всех исследователей танца (в XX веке), обратила внимание, что техника классического танца прослеживается с античности. Но смерть помешала ей закончить свои исследования.

- Кстати, об античности. Известно, что в Древней Греции существовали военные танцы. Они имели какое-то отношение к классическому?

- В принципе, да. Но у греков танец был основой безопасности государства. Это искусствоведы считают, что греки были очень музыкальными. Возможно. Но прежде всего они были практичными. Достаточно вспомнить о скульпторе Фидии, которого заподозрили в краже золота, выданного ему на отделку статуи Зевса. Вот вам любители искусства. И чтобы такие люди за государственный счет обучали всех мальчиков танцам с семи лет и до отрочества! Абсурд. А ларчик открывается просто. Танец - это ритм, комплекс движений, в котором двигается и танцор, и воин. В этом общем ритме - тайна греческой фаланги. Так назывался особый военный строй. Тысячелетия фаланга считалась непобедимой. А секрет ее непобедимости заключался в синхронности движений. Многотысячная фаланга двигалась как один человек. А такая синхронность невозможна без длительной подготовки. Более того, в каждом ряду стояли музыканты с флейтами. Зачем, спрашивается? Я лично думаю, что музыка управляла фалангой, задавая воинам нужный ритм.

В Греции было известно 300 военных танцев. Даже воинственные спартанцы, эти прирожденные воины, уделяли самое серьезное внимание танцам. Они и своих женщин заставляли танцевать, чтобы те рожали здоровых детей. Ведь танец совершенствует тело.

- Может, и в сегодняшней армии танец тоже необходим?

- Думаю, что да. Вообще военных до XV-XVI века в обязательном порядке учили танцу. Да и сегодня в кадетском корпусе танец - одна из обязательных дисциплин. Да что там воины! Танец, в сущности, нужен любому человеку, который просто хочет быть здоровым. Многие болезни вообще можно вылечить только с помощью танца. Тот же остеохондроз.

- Да, сегодня уже многие начали говорить об оздоровительной силе танца. А кое-кто пытается и освоить «оздоровительные» шаманские танцы, другие танцуют на дискотеке для «здоровья».

- Дискотека может как раз принести вред здоровью, потому что используемый там ритм, 120 ударов в секунду, без подготовки трудно выдержать даже здоровому сердцу. Шаманские танцы подходят тоже не каждому. Шаман «держит» сразу несколько ритмов. Один настраивает организм (вводит в транс), другой ритм ищет нужные вибрации и третий ритм помогает в шаманском «путешествии».

- Я читал, что в основе боевых искусств тот же танец. Это так?

- Можно с уверенностью утверждать, что боевые искусства и сохранились благодаря танцам. Ушу, тэквондо. Дело в том, что в восточных танцах движения медленные. Можно разложить их на элементы и путем бесконечного повторения их «воспитать» мышцы. Вообще, практически во всех народных танцах проглядывают элементы боевых искусств.

- И в русских тоже?

- Разумеется. Все трюковые движения, особенно низкие, это же идеальная защита от конного и пешего. Да и в оздоровительном плане наши танцы предпочтительнее, поскольку соответствуют русскому взрывному темпераменту. Восточные же рассчитаны на другую психологию, иное восприятие мира.

P.S. А книга Валерия Владимировича «Танец и история древних цивилизаций» из скромного пособия для студентов выросла в целое исследование и уже вполне «тянет» на докторскую диссертацию. Сейчас он пишет вторую. Вообще, перу бывшего солиста балета принадлежат более 500 печатных работ. В основном они посвящены театру. Валерий Владимирович закончил факультет театроведения.


Резонанс
Новости
В Новосибирске владельцы «ГАЗелей» вышли на пикет. Причина недовольства – подорожание газового топлива. С начала года оно вдвое выросло в цене. Перевозчики пока не поднимают тарифы, но петицию в российское правительство уже составили и просят Москву повлиять на ситуацию.
Миллиард в одной коробке, вагон измельченных банкнот и императорские монеты показали 300 новосибирцам в самом закрытом здании на площади Ленина – Сибирском отделении Госбанка. Что происходит с грязными и рваными купюрами,  ошибается ли счетная техника, и сколько миллионов рублей может унести в руках один человек, рассказали сотрудники Банка России в День открытых дверей Госбанка.
Рискнувший перебежать площадь Ленина пешеход погиб под колесами Volkswagen Polo. Момент с трагическим исходом был снят на камеру видеонаблюдения и размещен в интернете.

Страшные находки времен раннего неолита обнаружены в Венгеровском районе Новосибирской области. В яме для консервирования были найдены человеческие кости, заготовленные в качестве «консервов», что доказывает существование каннибализма на территории Западной Сибири.

Столица Сибири вошла в рейтинг наиболее криминогенных городов Земли, составленный сервисом Numbeo. Всего в списке 327 городов, из них три – российских, и Новосибирск в этой тройке – самый опасный.

Исчезла еще одна бесплатная парковка в центре Новосибирска – около сквера на ул. Орджоникидзе (перекресток с ул. Советской). На ее месте мэрия обустраивает платную парковку на 40 машино-мест, которая начнет работать в тестовом режиме с 30 сентября.